2008-08-04 12:39:01
Город Запорожье входит в число крупнейших индустриальных центров –
«локомотивов» экономического развития Украины. По состоянию на 01.06.2008
численность населения в г. Запорожье составляла 785,07 тыс. человек, или 42,9%
от общей численности населения Запорожской области. Город Запорожье занимает
удобное экономико-географическое положение и располагается на главной
водно-транспортной артерии Украины – р. Днепр. Расстояние от г. Запорожье до
столицы государства г. Киева составляет около 700 км. Площадь города в
административных границах равняется 33 400 га. Порядка 33% территории города
занимают промышленные предприятия и коммунально-складские объекты, значительные
территории (более 4000 га) занимает водная поверхность, 17,6% земель города
используется в сельском хозяйстве. Территория города делится на 7
административных районов. Компания «Соцмарт» провела комплекс исследований в
городе Запорожье для «Depot Development Group» ( анализ существующего и
перспективного рынка торговой недвижимости города, замеры автомобильных и
пешеходных потоков, экспресс опрос посетителей торговых центров города для
выявления параметров спроса и потребительских предпочтений) В данной статье
приводятся выдержки из аналитического отчета по торговой недвижимости города
Запорожье.
Всего в Запорожье функционирует около 2900 магазинов. Среди них не больше
десятка объектов, отвечающих формату современного торгового центра, а также чуть
более 60 супер- и гипермаркетов. Таким образом, процент современных торговых
объектов в городе крайне мал. В то же время, в Запорожье растет показатель
общей площади объектов торговли, отвечающих современным требованиям.
В городе есть несколько street retail - торговые улицы, на
которых расположено очень много различных магазинов. Это такие улицы как: пр.
Ленина, ул. Сталеваров, ул. Анголенко, бул. Центральный, бул. Шевченко, пр.
Металлургов и ул.Запорожская. Здесь можно приобрести различные товары для дома,
спортивную и повседневную одежду, а также пообедать в различных ресторанах и
кафе быстрого питания на любой вкус.
Несмотря на то, что в городе появилось множество
торгово-развлекательных заведений, многие жители города не перестают ходить на
базары. Практически на всех рынках можно приобрести дешевую одежду, товары для
дома и офиса, строительные материалы, бытовую техники, ну и естественно
продукты. Самые большие и популярные базары в Запорожье это- рынок “Анголенко”,
“Крытый рынок”, ”Малый базар”, ”Правобережный рынок” и ”Заводской рынок”.
К наиболее крупным торговым центрам города можно отнести: ТЦ «Украина»,
«Центральный», «Интрейд», «Гранд», «Пальмира Плаза», «Афина», «Космос-Сити»,
первая очередь ТРЦ «Флагман» в виде гипермаркета «О’Кей», ТОК на ул 40 летия
Советской Украины. Общая площадь основных торговых центров составляет порядка 76
000 кв.м. Особенностью Запорожья есть неравномерная концетрация торговых центров
в масштабе города. Наибольшая часть действующих ТЦ расположена в центральных
районах города, на пр. Ленина и прилегающих крупных улицах. Исключение – ТЦ
«Космос Сити» на ул. Космической. В центральной части города, недалеко друг от
друга, расположены – ТЦ «Гранд» и торгово-развлекательный центр «Palmira Plaza».
В 200 метрах от ТЦ «Palmira Plaza» и ТЦ «Гранд» расположен один из других
торговых объектов формата торговый центр – «Интрейд», который появился в городе
одним из первых. Также на пр. Ленина расположен ТЦ «Украина», на прилегающих и
параллельных улицах – ТЦ «Афина Palace», торгово-офисный уомплекс на ул.
Металлургов, 57б, а также «Центральный» на одноименном бульваре. В одном из
центральных районов также находится гипермаркет «Окей» (первая очередь ТРЦ
Флагман). Впрочем, если говорить о торговой карте города, гипермаркеты же (
сеть Амстор, Метро, т.д.) тяготеют к размещению в спальных районах города, что
немного уравнивает дисбаланс существующих торговых площадей между центром
Запорожья и периферией. Сейчас по суммированной общей площади объектов формата
«торговый центр» в городе лидирует Жовтневый район.
В будущем же, судя по заявленным объектам, по этому параметру в Запорожье на
1е место выйдет Ордженикидзовский район, на 2е – Коммунарский, а Жовтневый уже
будет на 3м месте ( хотя по количеству объектов – лидер) Это связано с тем, что
Жовтневый район включает в себя непосредственный центр города, и там сложно
найти большой участок под застройку, в других же районах на окраинах строятся и
проектируются торговые мега комплексы.
В функционирующих уже несколько лет ТЦ в центральной части города уровень
арендных ставок приблизительно одинаков – 35-40 дол. с НДС ( хотя также
практически везде необходимо оплачивать и дополнительную стоимость за
экплуатационные и коммунальные расходы). Недавно открывшиеся, менее успешные,
торговые центры пытаются привлечь арендаторов более низкой ежемесячной платой,
чем у других давно существующих конкурентов- ТЦ из центра города. Самая высокая
арендная плата из строящихся торговых центров – в ТРЦ Флагман, открытие второй
очереди которого намечается на следующий год ( пока функционирует только первая
очередь – гипермаркет Окей) Стоит отметить, что многие из заявленных
крупномасштабных торговых комплексов пока не сформировали ценовые позиции. Хоть
основной формой реализации площадей в ТЦ является аренда, изредка встречается и
продажа. Средняя стоимость квадратного метра в строящихся торговых комплексах –
2500-3500дол.
Достигнуть баланса между спросом и предложением можно будет только после
ввода крупных торговых центров, то есть не ранее, чем через 2-3 года. Так как
Запорожье относится к городу с инвестиционно благоприятным климатом,
активизировался интерес к этому региону со стороны крупных сетевых компаний. Уже
заявлено о строительстве таких крупных торговых центров как «Дафи», «Планета»,
«Караван» и др., что будет означать увеличение предложений качественных торговых
площадей. Всего в городе в ближайшие 5 лет появится около 30 новых либо торговых
центров, либо МФК с весомой торговой составляющей ( более 3000м2). Создание
новых торговых площадей повлияет и на общую инфраструктуру города. Уже сейчас, в
связи со строительством гипермаркетов в микрорайонах и центре города, окружающие
продуктовые магазины перепрофилируются под продажу промышленной группы товаров
либо под офисы и т.д. Следует отметить, что Запорожье имеет ярко выраженную
характеристику районов: центральные (аккумуляторы точек торговли, развлечения и
отдыха) и спальные. Появление ТРЦ происходит и будет происходить с той же
закономерностью, с которой расширялись торговые сети: захват центральных
районов, с последующим переходом в спальные (с учетом формата ТРЦ и специфики
микрорайона).
Фотографии:
Верхняя – Фестивальная площадь в будущем
Нижняя – строящийся ТРЦ «Планета»
Хотите знать больше о недвижимости?
|