2009-09-11 13:43:30
Мы продолжаем публиковать серию статей об Америке, это последний материал. Предыдущие части вы можете прочитать на сайте Соцмарт здесь:
Часть 1. "Daddy flow across the ocean" (Папочка улетел за океан, (с) Пинк Флоид)
Часть 2. "Большие города" (с) Би-2
Часть 3. «А где ты там увидел красивые дома?...» (с) Брат-2
Часть 4. «Highway star» (Звезда автострады, (с) Дип Парпл)
Повторюсь – делать без автомобиля в США практически нечего. Расстояния большие даже в небольших городках (такой вот каламбур), а от города до города совсем далеко. Если сравнивать с Европой и Украиной или Россией, то американские расстояния сродни нашим. Что, к сожалению, не скажешь про наши дороги.
Я не заезжал на «Толл» - платные автострады, но и дороги разных Штатов, и Федеральные практически всегда хорошего или отличного качества. Строят американцы шоссе в основном из бетона. Это конечно совсем не дешево и не совсем комфортно – зато на века. Я не знаю когда строились автострады, по которым я колесил (некоторые на вид – как будто во время Великой Депрессии, когда государство запустило дорожную программу), но следов крупного, а тем более «ямочного» ремонта нет, служат отлично. И это при том, что движение идет днем и ночью, а огромные «Траки» - автопоезда часто идут сплошным потоком. Для лучшего сцепления и отвода осадков дорожное полотно испещрено мелкими поперечными бороздками, в опасных местах разделительная полоса и обочина, подъезды к перекресткам и поворотам «пропилены» глубокими поперечными канавками: как только съедешь с полосы, колеса начинают гудеть а машина вибрировать – мертвого разбудит. У нас в последнее время стали клеить на асфальт пластиковые полоски для этих же целей – понятно, наш асфальт даже на пару миллиметров пропилить нельзя… Поверхность дороги всегда хорошо спрофилирована, везде, где необходимо есть уклоны и виражи. За все время так и не увидел нигде традиционной для нас «колеи» от грузовиков – толстый слой качественного армированного бетона отлично выдерживает нагрузки, износ и температурные перепады. Звук от проезда по термошвам, как и от бороздок на покрытии вначале с непривычки обращает на себя внимание, но затем сливается в негромкий фоновый шум.
Знаков, надписей, указателей очень много. При этом они расположены достаточно разумно и легко читаются. Из важных первое – это номер дороги, табличка в форме рыцарского щита синего (штат) или белого (федеральная трасса) цвета с номером дороги и буквой (запад-восток-север-юг) основного направления, куда вы едете. Очень удобно на съездах и развилках, не надо искать на карте следующий населенный путь, а просто выдерживать направление своего путешествия. Затем прямоугольная белая табличка с цифрами и подписью «Спид лимит» - ограничение скорости. Такие знаки стоят и на шоссе и в городах, обычно в городе 35-40 миль (примерно 55-65 км/ч), на автострадах 65-75 (105-120 км/ч). Затем указатели «Экзит» - съезд или развязка. Каждый съезд имеет свой номер – тоже очень удобно, не надо искать отдельный указатель по направлениям, а просто, например «на экзите №34 поворот направо на дорогу №71-запад». А поскольку вдоль шоссе нет никаких построек (а если и есть, то они скрыты за высоким противошумовым забором), то в районе съездов расположены и закусочные и заправки со своими указателями. Например «Фуд Экзит №33» (съезд для еды) и логотипы Макдональда, Сабвея, Кингс Бургера, или «Гас Экзит №14» (съезд для заправки) с лого БП, Марафон, Шелл, или же «Рест Экзит №12» - здесь большие стоянки для автопоездов, туалеты, мотели, закусочные, места для отдыха на природе.
Съехав на такой Фуд-Гас Экзит перекусишь стандартным фаст-фудом (возможно я не прав, но привычный Макдональдс оказался самым вкусным, хотя дороже чем у нас раза в два) и заправишься бензином, например «Регулар» (как наш 92-й, только отличного качества) по 2,64 долл/галлон, что примерно 0,69 долл/литр. Год назад этот же бензин стоил 3,35 долл/галлон, но цены на нефть упали и на бензин тоже.
Отдельные таблички на шоссе (вроде биг-бордов, а не дорожных знаков) указывают на торговые центры. Здесь они часто встречаются: в 10-20 милях от крупного города стоит такой себе торгово-развлекательный городок на площади в сотню гектар, с молами, ай-максами, и прочими прелестями цивилизации.
Разметки на дорогах тоже достаточно. Не везде она новая и яркая, но читается хорошо. Отличительная черта – осевая линия или разметка разделительной полосы всегда желтая. Если увидел желтую линию, сразу понятно – дальше встречная полоса. Желтой разметкой выделена и реверсная полоса в городах. Что интересно, в городах попадаются нерегулируемые (!) реверсные полосы, они предназначены для съездов и поворотов налево, разворотов. Эти полосы используются только по назначению, никто по ним просто так не едет и не обгоняет.
При этом американцы не редко нарушают правила, неправильная парковка, превышение скорости на 5-10 миль в порядке вещей. Но ехать по встречной или на красный – не видел ни разу. Иногда доходит до смешного – на нерегулируемом равнозначном перекрестке (обычно на таких ставят знак «Стоп» со всех сторон) стоит четыре машины и никто не знает, кому ехать первому – так привыкли местные водители к светофорам. Постояв так пару раз, я начал сам начинать движение и позже убедился, что первым едет самый уверенный (наглый) или самый большой грузовик (тоже наглый, это как синоним).
Пару слов о светофорах и знаках на перекрестке. В большинстве случаев светофор стоит за перекрестком или подвешен над его центром. С непривычки в первый вечер чуть не выехал на перекресток, чтоб стать (как у нас) под светофором и потом, изогнувшись пытаться его увидеть. Рядом с светофором обычно висят знаки и указатели.
На перекрестке всегда указано название улицы, которую ты пересекаешь (к сожалению, часто сложно узнать название улицы, по которой едешь – на домах только номера), знак с номером дороги, знаки направления движения по полосам (часто с подписью «Онли» - то есть эта полоса только в таком направлении), пояснительные надписи к сигналам светофора…
Ну вот любят они писать и разъяснять: например по правилам в США можно поворачивать направо на красный свет, если никому не мешаешь и если нет надписи «Поворот на красный запрещен», или светофор с зеленой стрелкой налево и подписью «Поворот налево разрешен и на зеленый если нет встречного транспорта». Очень понравились подписи к знакам ограничения скорости – ни каких там «не превышай» или «скорость контролируется», все очень просто «Штраф за превышение скорости 375 баксов», или в зоне дорожных работ «Штраф за превышение 1000 долл. На дороге люди». Захочешь нарушать на «штуку»?... К слову, про дорожные работы – то что я видел это обычно расширение магистрали или новые съезды. Такие зоны очень четко обозначены «Начало дорожных работ», «Конец дорожных работ», размечены и освещены. Движение в целом плотное, но достаточно быстрое. Полицейские на дорогах есть (как в кино, на огромных ярких полицейских машинах с мигалками), но по мелочам людей не дергают, если поток идет с превышением в 5-10 миль – ничего, пусть скорее проезжают, лишь бы без пробок. Про пробки – они есть, но достаточно организованы и подвижны (по крайней мере, те, которые нам встречались).
И опять же таблички «В случае аварии или поломки уберите свой автомобиль с проезжей части»…
Ну и чтоб не забыть где ты – разнокалиберные приветствия «Добро пожаловать в Иллинойс… Индиану… Огайо…», хотя на дорогах мало что меняется, разве что ограничение скорости и номера на авто.
Номера на авто выглядят достаточно непривычно. Во первых в некоторых штатах передний номер не обязателен.
Во вторых, разные штаты имеют свою символику и лозунги (Иллинойс – земля Линкольна, Индиана – перекресток Америки…) что отражается на номерах. В третьих, как я понял, творческие изыски в раскраске автомобильных знаков никем не запрещены. Короче выглядят номера совсем по разному и часто очень индивидуально.
Американцы в большинстве ездят на американских авто. Их такое разнообразие по производителям, стилям, годам – описать просто не возможно. Колесят всякие Сатурны, Меркюри, Сейбры, Понтиаки (мне кажется что наше слово «понт» произошло от «Понтиак», уж больно необычен дизайн этих машин). Мелькают и «японцы» (Ниссаны, Хонды, Тойоты, часто гибридные), «корейцы (автомобили Дэу,Хюндай и Киа), а вот «европейцев» совсем не много. Попадались БМВ, Мерседес, Ягуар, пару Фольксвагенов, Поршей и с десяток Мини (!) – видимо модная машинка, хорошо хоть не Смарт.
В небольших городках хватает длиннющих приземистых «американцев», но превалируют все таки пикапы и минивены. Причем пикапы, со всеми хромированными дугами, дополнительными фарами и прочей «красотой», выполняют свои утилитарные грузовые функции, и ну никак не являются статусными авто. Хватает и джипов, хотя в Америке это в большинстве случаев передне или заднеприводные паркетники, которые служат семейными или утилитарно-фермерскими машинами, а не предметом гордости своих хозяев. Стандартно в Америке машины имеют автоматическую коробку, кондиционер, круиз-контроль, спутниковое радио (страна большая, ФМ-радио не везде есть). В такой комплектации достаточно популярный у нас паркетник Хонда СиР-В (2 литра мотор, передний привод) в лизинг обойдется вам в 2500 долл сразу и по 250 долл 36 месяцев. Если же хотите «полный фарш» с кожей, навигацией, двд и прочим, тогда например за такой Хюндай Санта-Фе В6 (3 литра, полный привод) придется выложить 16000 долл. Если же захочешь купить американский автомобиль, то тогда по государственной программе поддержки собственных автопроизводителей «КАРЗ» получишь скидку в 2500-4000 долл, в зависимости от выбранного авто (чем автомобиль экологичней и инновационней – тем больше скидка).
Выделяются мотоциклы. Разнообразные блестящие хромированные чопперы с колоритными наездниками. Они достаточно быстро, но при этом гордо и плавно плывут в общем потоке, за ними развиваются всякие ленточки и прочие «фенечки», а часто и пышные бороды и прически водителей. За все время видел в шлеме только одного мотоциклиста – не думаю что это нормально.
И короли, звезды дорог – грузовики, автопоезда, «Траки». Их огромное количество. Они невообразимо громадные, яркие, блестящие. Они быстро едут и громко дудят. Они спешат, они обгоняют, они не пропускают, они обиженно гудят, если на узкой дороге ты все таки вырвался вперед… Я их понимаю, они стали для меня символом Америки – большой, шумной, яркой и мчащейся вперед на всех парах.
ДД
август 2009
Киев-Чикаго-Манси-Индианаполис-Дейтон
Источник: socMart ( При перепечатке ссылка, а для интернет-изданий — гиперссылка, на http://www.socmart.com.ua/ обязательна.)
|