За ширмой благополучия и роста было не видно целого вороха существующих проблем. Экономический спад показал, кто есть кто на самом деле, заставил жить в соответствии с известной аксиомой бизнеса: «Выживает сильнейший». Не будем говорить о плохом, перечислять цифры падения, в конце года подводя итоги некоторые составляют списки самых богатых, самых лучших, самых дорогих покупок и т.д., специалисты Socmart составили список, позитивных изменений за прошедший год.
№1 Первое положительное, что выявил кризис, так это пролил свет на существующие проблемы, которые ранее не были заметны. В период роста экономики, а строительная сфера была одной из первых, которая стремительно развивалась, правда потом с такой же скоростью оказалась внизу списка, не было времени заниматься решением вопросов качества. Именно ключевое слово качество нужно выделить, поскольку в погоне за большими прибылями не уделялось должное внимание качественному построению бизнеса.
№2 Недвижимостью начали управлять, развивается рынок Property Management. Строили, строили и наконец увидели, что мы построили. Ранее не уделялось должного внимания управлению объектами недвижимости, они появлялись один за другим, как грибы после дождя, все жили, как говориться по тренду. Искать недостатки и проделывать работу над ошибками начали, но не все, когда упал курс гривны, снизился товарооборот, серьезно уменьшилась покупательская способность. Отсутствие концепции и стратегии управления у многих торговых центров привело к развалу бизнеса, и доказало еще раз, что нужно не только строить недвижимость, а еще успешно ее управлять. Особенность украинского менталитета – страх отдавать свои многомиллионные объекты в чужие руки мешало развиваться аутсорсингу в Украине до кризиса. Одним из главных факторов, который подтолкнул к развитию рынка управления или Property Management стало получение банками в собственность непрофильные активы. В следствие банкротства некоторых компаний в качестве кредитных компенсаций банкам достались многие объекты недвижимости, в частности торговые центры. Финансовые учреждения, которые не умеют управлять торговыми объектами начали их отдавать на аутсорсинг, в руки профессионалов. Благодаря этому многие консалтинговые компании, которые раньше разрабатывали маркетинговые концепции для строительства, смогли реализовать себя в управлении (Property Management) и технической эксплуатации объектов (Facilities Management) .
№3 Еще одним толчком развития рынка управления стала активность арендатора. Во времена благополучные практически никто из арендаторов особо не привязывался к арендным ставкам, не читал договора аренды, эта сторона вопроса не замечалась. Настали времена тяжелые, которые заставили арендаторов побороться за свои права. Спад покупательской способности и валютные курсы, не смогли обеспечить ритейлерам привычные прибыли, поэтому докризисные ставки, которые еще в большинстве были в долларах, были не по силам арендаторам. «Практически весь 2009 год прошел под знаком войны арендатора и арендодателя», говорит Анатолий Топал, вице-президент Союза специалистов недвижимости Украины. По словам эксперта арендаторы выработали стратегию снижения ставок. В случае невозможности договориться по хорошему, арендатор подыскивает по сниженным ценам аналогичные площади. Проявив гибкость, многие арендодатели смогли остаться на рынке и с прибылью, невысокой, но все же покрывающей затраты на эксплуатацию.
№4 Когда работы хватало всем, на рынке строительства существовало множество новичков, которые по стоимости крупных уважаемых компаний предоставляли далеко не профессиональные услуги. Жесткое ограничение в средствах заставило мониторить и тщательно отбирать своих подрядчиков, что вытеснило дилетантов и аматоров рынка.
№5 Такая же ситуация возникла среди продажи недвижимости, о качестве предоставляемых услуг заговорили среди риелторов. К примеру союз специалистов недвижимости Украины собирается повышать уровень риелторов. Для этого планирует создать:
· сертификация услуг риелтора
· уровни квалификации профессии риелтора
Вышеперечисленные меры предоставят клиенту дополнительное право выбора риелтора, будут влиять на имидж агентства, улучшат качество работы.
Автор: Инна Фризюк
Источник:http://www.socmart.com.ua( При перепечатке ссылка, а для интернет-изданий — гиперссылка, на http://www.socmart.com.ua/ обязательна.)