2010-09-23 12:09:03
На данный момент Украина обладает сравнительно большим
территориальным ресурсом, и населением, чье количество превышает 40 миллионов
человек, что делает ее весьма привлекательной для инвесторов в сфере розничной
торговли. До 2008 года этот рынок развивался с огромными темпами, но
финансово-экономический кризис сильно притормозил рост.
В Украине присутствует четыре типа торговых сетей, в которые
входят: национальные – наиболее распространенные, присутствуют в 4-5
экономических регионах страны, региональные – сети присутствующие в 2-3
регионах страны, локальные -
присутствуют лишь в одном регионе, и международные сети, офис и контроль
деятельности которых осуществляется из-за границы.
Главный результат развития рынка выражен увеличением роли
профессиональных торговых объектов. С другой стороны, уровень развития рынка
ритейла Украины еще слишком низок для того чтобы наблюдались тенденции стран
Центральной и Восточной Европы. К примеру – жесткая конкуренция, и тесное
сотрудничество торговых сетей между собой.
На протяжении 2009 года розничный рынок FMCG сильно поубавил
в темпах, особенно в количестве сделок по слиянию и поглощению. К примеру, в
2009 году было поглощено всего лишь четыре компании.
Первой из этих компания стала харьковская «NS Limited»,
которая в конце 2008 года купило компанию «МД Ритейл», в сети которой состоят
54 магазина. На основе этой компании в 2009 году была создана сеть «Добрый
купец».
Второй компанией является «Украинский ритейл» в Донецке,
которая является собственностью Рината Ахметова – она поглотила сеть «Оливье»,
распространенную в Днепропетровске. Сеть состояла из четырех магазинов,
принадлежавших бизнесмену Виктору Скрипченко. Под эгидой «СКМ» сеть была
переименована на «Брусниця» и аналогично к «Добрый купец», представлена в
формате «магазин у дома».
Также, в 2009 году, компанией «Украинский ритейл» были
поглощены магазины сети «Варус-экспресс».
И последним поглощением стало приобретение Вадимом
Новинским, владельцем «Смарт Холдинг»,
60% акций ООО «Амстор» в Донецке.
По сведению компании www.socmart.com.ua,
в 2008 году было произведено 7 сделок по поглощению.
В октябре 2009 года было проведено исследование, показавшее,
что в Украине приходится 90 квадратных метров насыщенности FMCG-площадями на
1000 человек населения. Сумы, Львов и Чернигов являются городами с наименьшей
концентрацией подобных площадей (в Сумах – 53 квадратных метра, в Чернигове 59
квадратных метров, в Львове 62 квадратных метра на тысячу человек).
В свою очередь наиболее насыщенным городом является Ровно,
где наблюдается 179 квадратных метров на тысячу жителей города. Этот город
сильно обогнал все остальные, опередив даже Киев, в котором концентрация
составляет 97 квадратных метров на тысячу человек.
Наиболее популярной категорией розничных торговых площадей
по данным специалистов компании «Соцмарт», является супермаркет, где
производится 42% всех покупок страны в сфере питания. В свою очередь доля
гипермаркетов не превышает 18%, «магазин у дома» - 14%, а дискаунтеры – всего 12%.
Согласно проведенным в 2009 году подсчетом – на данный
момент сеть «АТБ» лидирует среди остальных компаний по количеству торговых объектов,
на протяжении года открывшая 83 точки. В первую четверку по-прежнему входят «АТБ»,
«Фоззи», «Фуршет» и «Пакко Холдинг».
Среди наиболее крупных ритейл-кормпаний Украины присутствуют
«Евротэк», включающая в себя более 70 магазинов, «Украинский Ритейл», на
протяжении 2009 года увеличившая свою сеть почти в полтора раза.
Также, в 2009 году были открыты новые перспективные сети – «Добрый
купец» и Novus, тогда как некоторые старые операторы исчезли, как например «Большая
ложка», «Вестер», «О'КЕЙ», «МД Ритейл», «Тристан», «Ален», «Оливье».
Кстати, при строительстве комплексов возникала необходимость использовать манипулятор - ведь при помощи крана-манипулятора можно перевозить строй материалы.
Подбивая итоги можно сказать, что среди топ-50 торговых компаний
Украины, 27 фирм, которые в период кризиса не только не остановились в
развитии, но и продолжили активно расширять свои сети.
На данный момент в стране насчитывается более 2320
магазинов, соответствующих европейским стандартам, которые торгуют
продовольственными товарами. До начала экономического кризиса в 2008 году, их количество с каждым годом росло
с динамикой от 15, и до 25%.
В 2009 году в свою очередь было открыто около 260 магазинов,
что на 40% меньше по сравнению с 2008, и на 43% меньше, по сравнению с 2007.
Этот эффект стал результатом хаотических попыток компаний сохранить средства на
кризисный период.
На протяжении 2009 года больше всего точек открывалось в
категории «супермаркет», чья доля составляла 44%, второе место заняла категория
«дискаунтер» с 37%.
В результате поглощений, немало магазинов поменяло вывеску и
дизайн, к примеру: «Большая ложка» стала Rainford, «МД Продукты» - на «Добрый
Купец».
Источник: www.socmart.com.ua
Автор: Руслан Шепетюк
Метки:
ритейл, рынок
|