2011-04-10 08:39:06
Главным преимуществом приобретения действующего бизнеса
является наличие уже сформированной и постоянной клиентской базы, которые чаще
всего составляют 50-60% от общего дохода фирмы. Также, новый собственник может
распоряжаться различными базами данных, результатами проведенных исследований,
программным обеспечением и прочими нематериальными ресурсами.
Согласно данным компании www.socmart.com.ua, при этом очень
высок шанс, что прежнему владельцу бизнеса не только удастся увести с собой
своих клиентов, но и продолжит использование наработанных методик. Не зря
покупателей юридических или консалтинговых компаний, pr-агентств или креативных бюро
интересует возможность разделения ответственности за бизнес с его бывшими
владельцами. О возможных вариантах нам рассказали специалисты.
По словам Ирины Марушко, партнера юридической фирмы «Лавринович
и Партнеры», в рамках приобретения готового бизнеса с наличием нематериальных
активов, для того чтобы уменьшить риск утечки клиентов применяют например
положения относительно запрета вести деятельность, которая будет конкурировать
с бизнесом после продажи и обязательство не переманивать клиентскую базу. Их
фиксируют в договоре относительно приобретения бизнеса, и они становятся
известными в качестве non-compete и non-solicitation.
Также, существуют и другие положения, за счет которых бизнес
в процессе его приобретения может быть убережен. Подобной практикой мы начали
пользоваться из опыта зарубежных партнеров, тогда как в законодательстве
иностранных государств содержится множество различных условий по применению
подобных норм, не учитывая специальные случаи, такие как положения о
коммерческой концессии. Отечественным законодательством в свою очередь
запрещаются действия вместе с договоренностями, за счет которых ограничивается
конкуренция на рынке. Специалист еще не знает судебную практику, которая могла
бы дать гарантии, что подобные положения будут выполнены. Поэтому существует
риск, что в случае если произойдет спор судом будет принята сторона бывшего
владельца и вынесен вердикт, что у данного соглашения нет законных оснований и
оно недействительно.
Можно конечно делать расчет на то, что владельцу
приобретаемого бизнеса дорога его деловая репутация, соответственно
обязательства будут выполнены. Тем не менее, возлагать надежды на репутацию
нельзя, и юристы ведут поиск дополнительных способов по защите интересов
приобретателей бизнеса. Здесь отсутствует «универсальный» рецепт и все зависит
от специфических качеств отдельно приобретаемого бизнеса. К примеру, некоторые
нематериальные аспекты могут регулироваться в рамках защиты конфиденциальной
информации. Кстати, если вас интересуют услуги в сфере строительства и подобного то на портале наших друзей есть очень полезный каталог фирм.
В свою очередь, по словам Александра Субботина, адвоката и
партнера юридической фирмы «Тарасов и Партнеры», приобретение компании, которая
работает в сфере услуг является рисковой процедурой. Ведь наибольшим ее достоянием
является база клиентов, которая была наработана за период работы, которая не
выступает в роли актива и которая может быть незаметно скопирована. И никакие
гарантии в договоре не смогут спасти. Ведь, к примеру, если вы являетесь
владельцем базы клиентов, вы без проблем можете взять на себя обязательства не
вести работу с бывшими партнерами и спокойно вести бизнес посредством третьих
лиц. В любом случае необходимо четкое понимание, что договорные гарантии
являются лишь мерой по уменьшению риска, но не его исключением. В случае если
наступят негативные последствия, которые были прикрыты гарантией, все равно
потребуется судебное разбирательство.
Согласно данным специалистов компании «Соцмарт», в свою
очередь приобретения готового бизнеса юридического или аудиторского типа вообще
бессмысленно. Ведь такие компании ценят исключительно за их кадров, которые
также являются нематериальным активом. Всех клиентов привязывают к известным
специалистам, которым они могут довериться. Если работник уходит, клиента
компания потеряет автоматически. Тем не менее, и к не увольнению сотрудника не
обяжешь. Да и в соответствии с трудовым правом возложение обязанностей не
переходить к бывшим собственникам или на аналогичные позиции невозможно.
Поэтому существует риск, что сотрудниками будет открыт свой
аналогичный бизнес при использовании клиентской базы и различных наработок.
Обезопасить себя возможно, если заранее с ними будут заключены договоры
относительно неразглашения конфиденциальной информации, тогда как клиентская
база одновременно будет отнесена к коммерческой тайне предприятия.
Источник: www.socmart.com.ua
Автор: Teorus
Метки:
бизнес, покупка
|