Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Сохранение клиентов при приобретении готового бизнеса

2011-04-10 08:39:06

 

Главным преимуществом приобретения действующего бизнеса является наличие уже сформированной и постоянной клиентской базы, которые чаще всего составляют 50-60% от общего дохода фирмы. Также, новый собственник может распоряжаться различными базами данных, результатами проведенных исследований, программным обеспечением и прочими нематериальными ресурсами.

Согласно данным компании www.socmart.com.ua, при этом очень высок шанс, что прежнему владельцу бизнеса не только удастся увести с собой своих клиентов, но и продолжит использование наработанных методик. Не зря покупателей юридических или консалтинговых компаний, pr-агентств или креативных бюро интересует возможность разделения ответственности за бизнес с его бывшими владельцами. О возможных вариантах нам рассказали специалисты.

По словам Ирины Марушко, партнера юридической фирмы «Лавринович и Партнеры», в рамках приобретения готового бизнеса с наличием нематериальных активов, для того чтобы уменьшить риск утечки клиентов применяют например положения относительно запрета вести деятельность, которая будет конкурировать с бизнесом после продажи и обязательство не переманивать клиентскую базу. Их фиксируют в договоре относительно приобретения бизнеса, и они становятся известными в качестве non-compete и non-solicitation.

Также, существуют и другие положения, за счет которых бизнес в процессе его приобретения может быть убережен. Подобной практикой мы начали пользоваться из опыта зарубежных партнеров, тогда как в законодательстве иностранных государств содержится множество различных условий по применению подобных норм, не учитывая специальные случаи, такие как положения о коммерческой концессии. Отечественным законодательством в свою очередь запрещаются действия вместе с договоренностями, за счет которых ограничивается конкуренция на рынке. Специалист еще не знает судебную практику, которая могла бы дать гарантии, что подобные положения будут выполнены. Поэтому существует риск, что в случае если произойдет спор судом будет принята сторона бывшего владельца и вынесен вердикт, что у данного соглашения нет законных оснований и оно недействительно.

Можно конечно делать расчет на то, что владельцу приобретаемого бизнеса дорога его деловая репутация, соответственно обязательства будут выполнены. Тем не менее, возлагать надежды на репутацию нельзя, и юристы ведут поиск дополнительных способов по защите интересов приобретателей бизнеса. Здесь отсутствует «универсальный» рецепт и все зависит от специфических качеств отдельно приобретаемого бизнеса. К примеру, некоторые нематериальные аспекты могут регулироваться в рамках защиты конфиденциальной информации. Кстати, если вас интересуют услуги в сфере строительства и подобного то на портале наших друзей есть очень полезный каталог фирм.

В свою очередь, по словам Александра Субботина, адвоката и партнера юридической фирмы «Тарасов и Партнеры», приобретение компании, которая работает в сфере услуг является рисковой процедурой. Ведь наибольшим ее достоянием является база клиентов, которая была наработана за период работы, которая не выступает в роли актива и которая может быть незаметно скопирована. И никакие гарантии в договоре не смогут спасти. Ведь, к примеру, если вы являетесь владельцем базы клиентов, вы без проблем можете взять на себя обязательства не вести работу с бывшими партнерами и спокойно вести бизнес посредством третьих лиц. В любом случае необходимо четкое понимание, что договорные гарантии являются лишь мерой по уменьшению риска, но не его исключением. В случае если наступят негативные последствия, которые были прикрыты гарантией, все равно потребуется судебное разбирательство.

Согласно данным специалистов компании «Соцмарт», в свою очередь приобретения готового бизнеса юридического или аудиторского типа вообще бессмысленно. Ведь такие компании ценят исключительно за их кадров, которые также являются нематериальным активом. Всех клиентов привязывают к известным специалистам, которым они могут довериться. Если работник уходит, клиента компания потеряет автоматически. Тем не менее, и к не увольнению сотрудника не обяжешь. Да и в соответствии с трудовым правом возложение обязанностей не переходить к бывшим собственникам или на аналогичные позиции невозможно.

Поэтому существует риск, что сотрудниками будет открыт свой аналогичный бизнес при использовании клиентской базы и различных наработок. Обезопасить себя возможно, если заранее с ними будут заключены договоры относительно неразглашения конфиденциальной информации, тогда как клиентская база одновременно будет отнесена к коммерческой тайне предприятия.

 

Источник: www.socmart.com.ua

Автор: Teorus


Метки:  бизнес, покупка


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)