2010-10-23 12:05:43
Тенденция позитивной динамики в сфере розничного
товарооборота не дает больших надежд ритейлерам, но позитивные результаты на
данный момент являются скорее результатом сравнения с крайне низкой базой, что
наблюдалась в прошлом году. Тем не менее, согласно данным компании www.socmart.com.ua, эти улучшения не могут
дать никаких оснований или надежд на скорое восстановление платежеспособного
спроса.
По словам начальника отдела занимающегося связями с общественностью
и прессой компании «АТБ», Анны Личман, их эксперты на протяжении весьма
длительного промежутка времени не наблюдают положительного роста
платежеспособного спроса, что не дает никаких поводов считать, что потребители
в скором времени вернутся к своему докризисному поведению.
За первые три квартала текущего года можно было заметить
позитивную динамику – потребительский спрос увеличился на 5,2%, но такие
ситуации логичней рассматривать скорее как факт, что ситуация стабилизируется,
а соответственно, в скором времени расти не будет.
По мнению аналитиков, для возвращения на докризисный уровень,
необходимо чтобы ситуация с занятостью и обеспечением населения работой
улучшалась, и кроме того, необходим рост по реальным доходам для населения.
Несмотря на то, что возможности и действия ритейл-компаний
сильно изменились вследствие кризиса, относительно развития различных новых
форматов в розничной торговле, но перспективы у них остаются очень высокими,
наиболее ярким примером этого является стрит-ритейл, массовому распространению
которого в Украине помешал именно экономический кризис.
Традиционно, популярность и развитие магазинов «возле дома»
сильно уступает супермаркетам, и опережает стрит-ритейл последних лишь за счет
тех ниш на рынке, которые охватить супермаркеты не могу. В свою очередь,
мегаполисы, в которых большинство людей крайне заняты и не имеют времени на
шопинг, должны принять этот формат с распростертыми объятиями.
По словам экспертов, постепенно качество жизни населения
Украины растет, соответственно и покупки чаще всего совершаются в цикле «дом –
работа». Это и является одной из ниш, где стрит-ритейл в отличие от
супермаркетов может иметь большой успех.
Магазины, которые находятся в нескольких шагах от дома,
являются очень перспективным вариантом в сфере товаров первой необходимости, поэтому,
по мнению экспертов, большой успех в таких магазинах будет лишь у товаров,
которые необходимы в первую очередь (например, хлеб, молоко, яйца и прочее).
В свою очередь, за границей подобный формат уже давно и
очень сильно развит. К примеру, компания Wal-Mart недавно заявила, что
собирается активно развивать данный формат.
Удобством данного формата является то, что ему вовсе не
необходимо предоставлять широкий выбор и конкурировать с более крупными предприятиями,
такими как супермаркет. Вовсе не обязательно иметь несколько десятков видов
одного товара, анализ экспертов показал, что оптимальным вариантом будет
наличие трех видов одного варианта и ассортимента в размере 3000 наименований.
Подобные небольшие магазины существуют во всех городах мира
в локальном порядке, и они занимают свою нишу на рынке. В переводе с
английского языка – название этих объектов «удобный магазин».
В любом случае, каждому владельца объекта стрит-ритейла,
согласно данным специалистов компании «Соцмарт», необходимо задуматься над тем,
чтобы иметь небольшое конкурентное преимущество, особенно в ассортименте –
например, чтобы только в вашей точке можно было купить тот или иной вид
колбасы, хлеба или же, к примеру, выпечки.
Кроме того, в ближайшем времени ожидается, что стрит-ритейл
кроме продуктовой розницы станет актуален и для других видов розничных услуг,
таких как банки, брендовые магазины и объекты сферы питания, услуги которых смогут
очень уместно вписаться в цикл «жизнь-работа».
К сведению, наиболее благоприятной средой для элитного объекта
стрит-ритейла являются центральные улицы любого города, на которых расположены
дорогие бутики и магазины класса «средний плюс», в которых предлагается одежда,
эксклюзивная косметика, парфюмерия, предметы интерьера, компьютерная техника, и
даже присутствуют магазины мобильной связи. Также, формат элитного
стрит-ритейла может включать в себя рестораны высокого класса.
В спальных районах ситуация сильно меняется – здесь наиболее
распространенными являются товары и услуги, которые используются в повседневных
потребностях. Набор товаров остается тем же, что и в элитной категории. Но заменяется
более дешевыми марками.
На протяжении 2009 года стоимость аренды коммерческих
площадей из категории стрит-ритейл упала на 10-25%, сравнивая с показателями
докризисного периода. Тем не менее, наиболее востребованными считаются
помещения с маленькой площадью и на проходных улицах.
Источник: www.socmart.com.ua
Автор: Руслан Шепетюк
Метки:
стрит-ритейл, супермаркет
|