2016-10-21 13:47:27
В текущем году сегмент торговой недвижимости Украины будет
ожидать увеличения популярности, а также появления ритейлеров из зарубежья
вместе со стабилизацией ставок на аренду. При этом новые объекты, которые
начнут работу на рынке в 2011 году не окажут существенного влияния на
вакантность в арендуемых площадях. Такими являются основные прогнозы со стороны
участников рынка и его аналитиков.
Согласно данным компании www.socmart.com.ua, лидирует по
строительству и посещаемости в торговых и торгово-развлекательных центрах Украины,
несомненно, столица. На данный момент в Киеве планируется строительство 164
новых объектов, из которых 70 находятся на стадии разработки проекта, а в
остальных активно ведутся работы по реконструкции и строительству. Многие из этих коммерческих объектов перейдут под управление Ай Би Траст. На
протяжении последних двух лет в Киеве ввели в эксплуатацию 24 новых объекта, в
которых располагаются торговые центры и торгово-развлекательные центры.
Тройка регионов-лидеров включает в себя также Донецкую
область с 60 запланированными объектами и Автономную Республику Крым, в которой
запланировано 59 объектов. Вплотную за ними идут области Харькова, Запорожья и
Днепропетровска.
В соответствии со словами руководителя в отделе по
стратегическому консалтингу «Украинской торговой гильдии» Виктора Оборского,
рынок торговых центров Украины еще не является насыщенным. Из-за отсутствия
новых реально строящихся объектов может начаться дефицит на качественные
площади, в частности для ритейлеров из других стран.
Если же регионы будут рассматриваться по количеству объектов,
что были введены в эксплуатацию, то в тройку лидеров входит область Киева с 24 объектами
на протяжении последних двух лет, область Днепропетровска с 11 новыми объектами
и Запорожская область с 9 объектами. Следуют за ними по количеству сданных объектов
области Харькова и Львова вместе с Автономной Республикой Крым.
В свою очередь Харьков находится на втором месте после Киева
по количеству реализации объектов в сфере строительства торговых центров и
торгово-развлекательных центров, здесь было введено в эксплуатацию 11 объектов
на протяжении последних двух лет. В области Донецка, несмотря на наличие
больших планов в эксплуатацию ввели за два года только 6 объектов.
НВ прошлом году ставки на аренду пришли к более стабильному
уровню при незначительной коррекции на уровне четвертого квартала 2009 года.
При этом среднерыночная ставка на аренду составляла 58,3 доллара за квадратный
метров в месяц при учете НДС без затрат на эксплуатацию. Разброс в ценах на
аренду торговых центров столицы варьируется между 10 долларами и 200 долларами
за квадратный метр в месяц в зависимости от того, какой является номенклатура
продукции и услуг вместе с якорной функцией операторов.
Наивысшие ставки на аренду приходятся на помещения невысокой
площади, которые находятся в зоне супермаркетов рядом с кассой и вблизи входной
группы, а также магазины галерейного вида с одеждой и обувью. Для якорных
арендаторов, среди которых продовольственные супермаркеты, магазины
электроники, операторы развлечений, ставки на аренду являются значительно более
низкими. Ставки преимущественно номинируются долларами США, и применяется их
индексация за год.
На сегодняшний день все большее число сетевых операторов в
профессиональных торговых центрах ведут работу в соответствии со схемой по
фиксированной минимальной арендной ставке и доплате в виде процентов от оборота
товара. Согласно данным специалистов компании «Соцмарт, таким образом,
арендаторы получают возможность разделения своих рисков с собственниками
торговых центров. В зависимости от того, какой является номенклатура по продукции
или услугам оператора, процент товарооборота находится на уровне между 2% и
15%. Таким образом, наибольший процент от оборота товара приходится уплачивать
магазинам галереям одежды и обуви, а
наименьший – якорным арендаторам, среди которых чаще всего встречаются
супермаркеты, сфера развлечений и фуд-корты.
Аналитики считают, что большая часть ритейлеров Европы
по-прежнему рассматривают возможность выхода на рынок Украины посредством франчайзинга
и местных партнеров. Крупноформатными операторами, которые ведут
самостоятельное развитие, в большинстве был отложен выход на рынок Украины, и
активные планы на текущий год ими пока что не озвучиваются. Так как, принимая решения,
операторы ориентируются на оценки существующего климата инвестиций в стране,
состояния налоговой политики и потенциала по росту, то для экспансии Украина
пока что не стоит на первых местах среди регионов.
Источник: www.socmart.com.ua
Автор: Teorus
Метки:
торговые центры, спрос, аренда
|