2016-12-11 11:43:10
В текущем году сегмент торговой недвижимости Украины будет ожидать увеличения популярности, а также появления ритейлеров из зарубежья вместе со стабилизацией ставок на аренду. При этом новые объекты, которые начнут работу на рынке в 2011 году не окажут существенного влияния на вакантность в арендуемых площадях. Такими являются основные прогнозы со стороны участников рынка и его аналитиков.
Согласно данным компании www.socmart.com.ua, лидирует по строительству и посещаемости в торговых и торгово-развлекательных центрах Украины, несомненно, столица. На данный момент в Киеве планируется строительство 164 новых объектов, из которых 70 находятся на стадии разработки проекта, а в остальных активно ведутся работы по реконструкции и строительству. Многие из этих коммерческих объектов перейдут под управление Ай Би Траст. На протяжении последних двух лет в Киеве ввели в эксплуатацию 24 новых объекта, в которых располагаются торговые центры и торгово-развлекательные центры.
Тройка регионов-лидеров включает в себя также Донецкую область с 60 запланированными объектами и Автономную Республику Крым, в которой запланировано 59 объектов. Вплотную за ними идут области Харькова, Запорожья и Днепропетровска.
В соответствии со словами руководителя в отделе по стратегическому консалтингу «Украинской торговой гильдии» Виктора Оборского, рынок торговых центров Украины еще не является насыщенным. Из-за отсутствия новых реально строящихся объектов может начаться дефицит на качественные площади, в частности для ритейлеров из других стран.
Если же регионы будут рассматриваться по количеству объектов, что были введены в эксплуатацию, то в тройку лидеров входит область Киева с 24 объектами на протяжении последних двух лет, область Днепропетровска с 11 новыми объектами и Запорожская область с 9 объектами. Следуют за ними по количеству сданных объектов области Харькова и Львова вместе с Автономной Республикой Крым.
В свою очередь Харьков находится на втором месте после Киева по количеству реализации объектов в сфере строительства торговых центров и торгово-развлекательных центров, здесь было введено в эксплуатацию 11 объектов на протяжении последних двух лет. В области Донецка, несмотря на наличие больших планов в эксплуатацию ввели за два года только 6 объектов.
НВ прошлом году ставки на аренду пришли к более стабильному уровню при незначительной коррекции на уровне четвертого квартала 2009 года. При этом среднерыночная ставка на аренду составляла 58,3 доллара за квадратный метров в месяц при учете НДС без затрат на эксплуатацию. Разброс в ценах на аренду торговых центров столицы варьируется между 10 долларами и 200 долларами за квадратный метр в месяц в зависимости от того, какой является номенклатура продукции и услуг вместе с якорной функцией операторов.
Наивысшие ставки на аренду приходятся на помещения невысокой площади, которые находятся в зоне супермаркетов рядом с кассой и вблизи входной группы, а также магазины галерейного вида с одеждой и обувью. Для якорных арендаторов, среди которых продовольственные супермаркеты, магазины электроники, операторы развлечений, ставки на аренду являются значительно более низкими. Ставки преимущественно номинируются долларами США, и применяется их индексация за год.
На сегодняшний день все большее число сетевых операторов в профессиональных торговых центрах ведут работу в соответствии со схемой по фиксированной минимальной арендной ставке и доплате в виде процентов от оборота товара. Согласно данным специалистов компании «Соцмарт, таким образом, арендаторы получают возможность разделения своих рисков с собственниками торговых центров. В зависимости от того, какой является номенклатура по продукции или услугам оператора, процент товарооборота находится на уровне между 2% и 15%. Таким образом, наибольший процент от оборота товара приходится уплачивать магазинам галереям одежды и обуви, а наименьший – якорным арендаторам, среди которых чаще всего встречаются супермаркеты, сфера развлечений и фуд-корты.
Аналитики считают, что большая часть ритейлеров Европы по-прежнему рассматривают возможность выхода на рынок Украины посредством франчайзинга и местных партнеров. Крупноформатными операторами, которые ведут самостоятельное развитие, в большинстве был отложен выход на рынок Украины, и активные планы на текущий год ими пока что не озвучиваются. Так как, принимая решения, операторы ориентируются на оценки существующего климата инвестиций в стране, состояния налоговой политики и потенциала по росту, то для экспансии Украина пока что не стоит на первых местах среди регионов.
Источник: www.socmart.com.ua
Автор: Teorus
|