2008-02-25 22:26:43
"Киеву нужен настоящий Генплан", "В разработке Генплана Киева примут участие лучшие мировые специалисты" - такими сообщениями пестрят украинские СМИ. И это не удивительно: документ касается всех сторон жизни города. Разработанный ДП "Институт Киевгенплан" ОАО "Киевпроект" в 2001-м и утвержденный Киевсоветом 28 марта 2002 года план развития столицы до 2020 г. уже вобрал в себя более трех сотен изменений. C каждым днем он все толще и новее. Ему мы и посвятим ряд предстоящих публикаций. DOMIK.NET регулярно освещает заседания киевского градостроительного совета. Споры на каждом собрании архитекторов вызывает одна единственная тема: дорабатывать или переделывать предоставленные эскизные проекты. Ведь практически ни один обсуждавшийся за последние месяцы объект не вписывался в старый Генеральный план. Но даже единодушное утверждение объекта на совете не может считаться гарантией от конфликта между застройщиками и населением, между городом и пригородом, между общественными организациями киевлян и крупными строительными компаниями. Кто-нибудь всегда недоволен, и несоответствие данного решения прежнему плану - веское орудие в его руках. Согласно Генплану, стратегическая цель развития города - создание высококачественной среды обитания, гармоничное и сбалансированное развитие новой застройки, инженерно-транспортной инфраструктуры, охрана культурного наследия и природного ландшафта, выполнение столичных функций. Этими словами начинается и нынешний, и предыдущий Генплан Киева, утвержденный постановлением 177 ЦК КПУ и Совета Министров УССР от 13 мая 1986 года на период до 2005-го. Через пять лет, как мы помним, все это кануло... Ни денег, ни условий для его реализации не осталось. Ко всему, приближалось новое тысячелетие: европейские столицы стали разрабатывать новые генеральные планы по современным методикам. В начале 90-х Киевские архитекторы тоже решили не стоять в стороне от европейских градостроительных традиций. DOMIK.NET спешит познакомить своих читателей с их грандиозным творением. Но прежде нужно отметить, что Генплан-2020 очень велик и по количеству планируемых объектов, и по их информационной проработке. В печатном виде это 19 томов с фотографиями, рисунками, графиками и таблицами. Высота каждого тома - больше метра, толщина - вполне под стать! В один голос градостроители уверяют, что нигде в мире ни один подобный "гроссбух" не выполнен на все сто. Процентов на семьдесят - уже хороший результат. Нашему перестроечному проекту, конечно, не суждена была и такая реализация - обстоятельства оказались сильнее. Столица в цифрах Начнем с того, что сегодня на каждого жителя столицы в среднем приходится по 18,6 кв. м жилой площади, в то время как в Европе - 35. Жилой фонд Киева в 2020 году должен был составить 75 млн. кв. м., что в душевом пересчете вряд ли на много перешагнул бы показатель 20 кв. м. В отличие от предыдущего Генплана 1986-2005, который планировал развитие массового жилищного строительства в северном направлении (Вышгород, Дымер и далее), сегодня из-за последствий Чернобыльской аварии, перспективными направлениями развития города стали южные и западные окраины. При этом 28 пригородных населенных пунктов должны были быть поглощены городской чертой. До 2020 года предусмотрена застройка пригородных районов - Ходосовка, Вышгород, Гатне, район аэродрома "Чайка". Размещение нового жилья намечено в форме крупных жилых массивов. В черте города предписано освоение территории массивов Троещина, Осокорки и Позняки. Уже в ближайшее время "Киевгорстрой" приступит к закладке нового жилого массива Теремки-3. А на территориях Нижней Телички, Рыбальского полуострова, Корчеватого (части Жукова Острова) должны быть построены: элитное жилье, торговые, офисные, развлекательные комплексы и рекреационные зоны. Генпланом Киева предусмотрено, что до 2020 года изменится сама структура столичного жилого фонда. С 3% до 14% должна вырасти доля коттеджной застройки, в том числе за счет реконструкции районов садоводческих кооперативов. С 6% до 22% увеличится строительство малоэтажных жилых домов. Доля многоэтажного строительства снизится с 91% до 55%. 45% застройки окажется в левобережной, а 55% в правобережной части города. Около 10 млн. кв. м жилья будет построено за границами города. Под строительство на протяжении последующих 20 лет планируется отвести около 30 тыс. га. Жилищное строительство будет развиваться до 2010 года в существующей черте города. В период до 2020 года - 47% в существующей границе города, а 53% - на новых землях. В частности, в районе Ходосовки (Ходосеевки) планируется построить около 4 млн. кв. м жилья, в районе села Гатне - от 2,3 до 5,5 млн. кв. м, в районе аэродрома "Чайка" - около 1 млн. кв. м и около 4 млн. кв. м - в Вышгородском районе. Согласно Генплану, до 2020 года почти в два раза планируется увеличить протяженность линий Киевского метрополитена и количество станций. К 2020 году его пять веток достигли бы 90 км с нанизанными на них 70-ю станциями. Для решения транспортной проблемы планом предусмотрено отвести транзитные грузовые, железнодорожные и автомобильные магистрали за пределы города. Для этого планируется строительство соединительной ветки и второго пути на участке железной дороги Киев-Триполье-Мироновка, а освободившееся Северное внутригородское железнодорожное кольцо (городскую электричку) намечено включить в общую транспортную пассажирскую сеть города. Для этого эксплуатацию планируют семь пересадочных узлов, в частности в Выдубичах, Жулянах (станция "Пост-Волынский"), на Сырце (метро "Сырецкая") и станции "Огородная", соединив ее с Подольско-Воскресенской и Троещенско-Осокорковской линией. Для миллиона автомобилей сначала в центральных районах, потом и во всем городе планируется введение автоматизированной системы управления транспортными потоками, для чего нужно пятикратно увеличить количество светофоров. И именно за счет таких интеллектуальных систем, которые давно действуют в городах Европы и Америки начиная с конца 1960-х. Также в столице было намечено сооружение еще как минимум 54-х транспортных развязок. Для выведения транзитного грузопотока автотранспорта планируется сооружение двух мостовых переходов через Днепр в районе Вышгорода и Кончи-Заспы (не южнее города Украинки). Недавно Киевский областной совет утвердил генеральное направление трассы второй кольцевой дороги вокруг Киева по территории восьми районов столичной области. Вторая кольцевая дорога пройдет по территории Васильковского, Вышгородского, Бориспольского, Броварского, Бородянского, Киево-Святошинского, Макаровского и Обуховского районов. Согласно плану, трасса дороги будет проходить через Плюты и Большие Дмитровичи, Калиновку, Глеваху, Княжичи, Бузову-Любимовку, Немишаево, Петривцы, окраину Вышгорода, Пуховку, Большую Александровку. Вдоль осевой линии дороги на расстоянии 250 метров в обе стороны устанавливается зона отчуждения, с запретом любого землеотвода. При строительстве первого этапа Большой окружной будут привлекаться кредиты под государственные гарантии, на втором этапе планируется рассмотрение вопроса привлечения концессионеров - в том числе для сооружения различных объектов - сервисов (автозаправки, рестораны), кемпингов, ТРЦ и значительного количества логистических грузоперерабатывающих терминалов для большегрузных автомобилей. Общая протяжность Большой окружной дороги составит около 212 километров, ориентировочная стоимость работ - около 25 млрд. грн. В дальнейшем эта цифра могла бы возрасти чуть ли не до 75 млрд. В Столичном регионе планируется строительство 370 км автодорог различного класса (с учетом окружной). Отныне мы - регионалы Да, читатель, именно так: институт "Киевгенплан" предложил создать Столичный округ (по аналогии с американским Федеральным округом Колумбия, где находится столица Вашингтон), территории которого в радиусе 30-40 км будут совместно контролироваться городской и областной властью. Территории, которые предусматривались для отвода под спортивные сооружения, учебные заведения, гостиничные комплексы и т. д., не должны быть застраиваемыми коттеджами. Таким образом, Генплан города предполагал содание и Генплана Киевского региона. Со всеми традиционными трудностями согласования многочисленных инстанций. И конечно, для решения этого вопроса необходимо проведение целой административно-территориальной реформы со стороны Верховной Рады Украины и Кабмина. В этом направлении ведется работа городским руководством. Подготовлены предложения, которые были представлены Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства и Кабинету Министров Украины. На стадии предварительных согласований и консультаций многие органы самоуправления населенных пунктов Киевской области поддержали эти предложения. Но решить вопрос окончательно можно только на национальном уровне. Существует ли сегодня детальный план развития Киевского региона , можно ли сегодня инвестору узнать, куда выносить из города промышленные предприятия, а где строить коттеджи? Официально утвержденного документа еще нет , но такой план определяется схемой планировки территорий Киевской области. Эта схема периодически разрабатывается, обновляется, дополняется. Институт "Киевгенплан" предоставил ее разработчикам предложения по выносу промышленных предприятий, строительству жилья и т. п. Кроме этого институт "Промстройпроект" уже наметил дополнительные промзоны в Броварах, Борисполе и других населенных пунктах Киевщины. В настоящее время действует Закон "О генеральной схеме планирования Украины" от 7 февраля 2002 года, определяющий цели и задачи развития столицы. Кроме того, постановлением Кабмина Украины 1291 от 29 августа 2002 года "Про обеспечение реализации Закона Украины "О генеральной схеме планирования Украины", указаны необходимые пункты, которые должны быть учтены при разработке всех генеральных планов. По мнению специалистов "Киевпроекта", написание и принятие отдельного закона о Генеральном плане Киева сегодня не целесообразны. Для этого вполне достаточно "оперативных" полномочий Киевского городского совета. Чем тот активно и пользуется. В продолжение этой темы DOMIK.NET расскажет о том, что такое детальный план территории (ДПТ) и атлас зонирования застройки (АЗЗ), для чего они нужны и чем отличаются друг от друга. Также будут опубликованы мнения киевских экспертов о действующем Генплане города - его плюсах и минусах. Кроме этого, мы раскроем мировую практику генерального планирования городов и мегаполисов. http://www.domik.net/
|