Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Западоmoney

2008-04-25 23:59:59

socmart-foto«Транснацинальная Корпорация «А» открыла свой офис в Киеве….», «Крупный западный банк купил 90% акций украинского банка…», «Известный международный девелопер опубликовал свой первый годовой отчет о работе в Украине»…. От подобных заголовков рябит в глазах на новостных и бизнес-сайтах и прессе в Украине. Создается ощущение колоссального прорыва, взрывного роста иностранных инвестиций и активности западных компаний у нас. Но так ли это? Моя точка зрения: мягко говоря, это не совсем так. Больше 10 лет работы в руководстве украинской компании-импортера и последние 5 лет  представительства крупной западной компании позволяет автору иметь особою точку зрения.


КАК ОНИ ПРИХОДЯТ


Обычно мы видим промо-акции, презентации, песни-пляски-фуршеты – вот, компания «Б» объявила о начале своей деятельности в Украине! А почему сейчас? Мы же вас ждали 15-10 лет назад – скажут отечественные потребители. Но часто эта самая промо акция есть просто констатация факта, что компания, 10 лет работавшая «втихую» наконец-то открылась официально.


В первой половине 90-х на крупные и не очень западные фирмы надвинулся вал фирм и фирмочек импортеров из бывшего СССР. Острожные компании не шли на долговременные договора с «темными лошадками» (ни у этих фирмочек, ни у их новых государств нет кредитной истории, нет гарантий, нет страховок..) и работали по принципу «утром деньги – вечером стулья». Но после двух-трех сделок лед таял, заключались контракты с товарными кредитами и отсрочками платежа. Среди своих новых партнеров западники быстро находили уверенную, агрессивную компанию – «ледокол», которая по их замыслу создаст и разовьет рынок, вырастит сеть дилеров и агентов. «Ледокол» работает и растет, он уверен, что западный партнер без него - как без рук, но наступает «Ди-дей» или «час Ч» и западник под музыку и с салютом объявляет об открытии 100% собственной компании «Икс-Украина», которая с этого момента является единственным официальным импортером-дистрибютором. А как же «Ледокол», вчерашний главный, любимый, и почти единственный партнер? В очередь, дорогой, в общую очередь! Причем в этой очереди уже стоят дилеры и агенты из сети «Ледокола», которые уже имеют в руках проекты контрактов и ценовые предложения. Нечестно, грубо, лицемерно? Ну и что, зато эффективно – а значит полезно для бизнеса! На рынке стройматериалов этот процесс начался лет 6-7 назад (надо бы раньше, да кризис 1998 помешал), сейчас «во всю» эта схема работает по авто-дистрибюторам.


Второй вариант – покупка и последующий ребрендинг украинского партнера. Здесь тоже не все гладко. Для развития инфраструктуры партнера (склады, торговые площади, перерабатывающие цеха) Западник предлагает товарный кредит на очень «сладких» условиях отсроченных платежей и взаимозачетов. Задолженности растут, и в какой-то момент поставщик вдруг о них вспоминает и ставит условие – рассчитайся по просроченным долгам, и новые поставки только под предоплату. Шок, кризис, оборотных - «0», стройки заморожены, банк дает кредит под нереальные проценты… Украинский директор мчится к западному партнеру: «не режь по живому, войди в положение». В конце концов все решается, но приходится поступиться частью своего «суверенитета». Потом еще один-другой такой кризис – и хозяева-руководители украинской компании становятся обладателями символического процента в бывшей собственной компании. А не за горами и смена менеджмента и ребрендинг. Подобные примеры просматриваются на рынках ( к примеру, на рынке легкой промышленности).


Третий способ – покупка 100% украинской компании. Официально и открыто – аплодисменты! Только вот часто на самом деле все наоборот. Например, отечественный «олигарх» хочет спокойно и защищено продолжать зарабатывать сверхприбыли в Украине. А «спокойно и защищено» можно, если ты западная компания с «именем и стажем». Значит через западных же адвокатов, по западным же хитрым и обкатанным схемам находится и покупается дышащее на ладан (а значит недорогое) «имя». А затем это «имя» и приобретает 100% украинского предприятия этого же «олигарха» на очень «интересных» и выгодных условиях. Примеры? Взгляните на так называемый приход западных банков в Украину через покупку 100% местных, и поинтересуйтесь, все ли там так просто?


socmart-fotoКАК ОНИ РАБОТАЮТ


Увы, увы, и еще раз, увы: Украина остается для запада рынком, где можно работать по древним технологиям на допотопном оборудовании, где можно сбыть залежалый низкокачественный продукт и заработать сверхприбыль на «нереальной» марже или спекуляциях с финансами или недвижимостью. Наверное, можно не предлагать сравнивать одноименные украинские и американские сигареты, или отечественную строительную смесь с выпущенной тем же производителем и под тем же именем, но в Германии. Или сравним материалы отделки салона автомобиля для Украины или Швеции? Не говоря уже об экономичности двигателей этих «одинаковых» автомобилей! При этом цены на продукт ну почти никак не отличаются.


Сколько шума было по поводу открытия в Украине западных торговых сетей – супермаркетов: вот, наконец-то ударят конкурентными ценами по отечественным сверхнаглым торгашам! И ударили. Но только один раз. В день открытия. А потом дружненько подняли цены до общеукраинских – если и так берут, зачем продавать дешевле. Что? Зарабатывать на обороте? Так это там, здесь и на обороте и на сверхнаценке – ну очень неплохо получается!


Вы ждали низких процентов и выгодных ипотечных кредитов от Западных банков? Зачем им это, они пошли дальше – появились новые схемы зарабатывания совсем неплохих денег: Наш местный Западный банк получает в кредит от специального гос учереждения дешевую гривню под дальнейшее ипотечное кредитование. Только кредит он дает в долларах под установленный для этой «специальной» гривни и заоблачный для валюты процент (не хватает доллара - берем его «за бугром» от партнеров под «западные» смешные годовые проценты) а гривней кредитует всех кого не лень под обычные рыночные условия. Зарабатываем два раза и очень хорошо! Важно не забывать делиться с гос учереждениями, отвечающими за всякие льготные ипотечные программы.


Я намеренно не акцентирую внимание на взаимодействии западных компаний с отечественными властями и гос организациями – коррупция не украинский, а мировой бич, и здесь никто ничего нового не выдумал. И намеренно не говорю об аппетитах и продажности украинских политиков и чиновников – они у нас, наверное, «впереди планеты всей».


ЧТО ДАЛЬШЕ?


Хотелось бы верить в законы марксистской диалектики: Количество (западных компаний) переходит в (их) качество. Только вот само по себе, как говорил тов. Сухов: «это наврядли». Думаю не только автору понятно, что ориентироваться и надеяться можно только на себя (свой народ, страну, самобытность, аутентичность – называйте как хотите). Западная компания – это самая обычная фирма с «мальчиками» и «девочками», менеджерами – «воришками», «жлобами» - начальниками, но с твердой задачей зарабатывать по максимуму везде, где это возможно, честным или почти (адвокаты «отмажут») честным путем. Просто им (западным компаниям) это легче – они сотни лет воспитываются и живут в конкурентной среде, где все условности отброшены, а «совесть – просто химера».

 

ДД, 2008

 

http://www.socmart.com.ua/


Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)