2014-10-02 11:13:19
Многофункциональные комплексы являются одним из лучших средств для
стратегического развития города вообще и торговли, в частности. Все более актуальным становится проектирование и строительство
многофункциональных комплексов, которые сочетают несколько функций:
торговую, офисную, жилую, развлекательную, спортивную и т.п. Важна
предельная концентрация сил и средств, возможность одним действием
решить несколько задач. Будучи построенным, такой комплекс повышает
ценность прилегающей земли, ведет к развитию инфраструктуры и жилого
фонда, и, в конечном итоге, способствует повышению благосостояния
района.
С ростом дохода покупателей активнее потребляются услуги, если цена на услуги приемлемая. При выборе арендаторов, оказывающих услуги, учитываются такие розничные факторы, как способность услуг создавать самостоятельный поток или потребляться импульсно; также услуги оценивают по частоте спроса (повседневный, периодический, эпизодический) и позиционированию оператора. Некоторые услуги могут притягивать посетителей в комплекс: ремонт и экспертиза ювелирных изделий, чистка изделий из кожи и меха, ремонт меховых изделий. Большинство остальных видов услуг хорошо «живут», если они связаны со специализацией торговых предприятий (дизайнер, флорист, ателье по пошиву рулонных штор и т.п.).
Трудность в эксплуатации многофункциональных комплексов заключаются
в следующем: не все блоки построенного здания удовлетворяют требованиям
операторов.
Для торговли присутствие жилой или офисной функции в этом же
комплексе означает, что даже при самом неблагоприятном развитии событий
у магазина останутся покупатели из ближайшей торговой зоны.
Если в многофункциональном комплексе расположен продуктовый магазин,
там часто покупаются продукты на обед или на вечер домой. В комплексах
окружного и городского значения работники офисов покупают также одежду
и аксессуары. Количество посетителей магазинов и предприятий питания
будет зависеть также от того, насколько «клиентскими» будут офисы, а
также от возможных потоков «офис-офис» (посетители из других
организаций).
Еще одно преимущество офисной функции – офисы могут занимать верхние
этажи, непригодные для торговли. На верхних этажах офисные помещения
будут иметь прекрасное естественное освещение, что положительно
сказывается на ставке аренды
В зарубежных многофункциональных комплексах и в ряде российских вход
в офисную часть не отделяется: офисные работник и посетители проходят
через торговую зону 1-го этажа к вестибюлю и лифтам.
К ограничениям для офисной функции можно отнести достаточно высокую
насыщенность офисными площадями в ряде городов, отсутствие деловой
активности на территории. Стоимость аренды офисов в новом
многофункциональном комплексе может оказаться неконкурентоспособной по
отношению к отдельно расположенным помещениям и «старым»
административным зданиям.
Питание вне дома сегодня имеет очень хороший потенциал. Одна из
наиболее активных групп посетителей фудкортов и кафе в торговых
комплексах – это молодежь. Представители молодежной аудитории остро
нуждаются в местах для общения и проведения досуга.
При семейном посещении торгового комплекса питание также очень
востребовано, и является одним из важнейших конкурентных преимуществ
комплекса. В комплексе могут быть предусмотрены несколько видов
предприятий питания, способные удовлетворить потребности в различных
случаях:
Развлечения, как и общественное питание в торговых комплексах, –
очень актуальная тема. Сегодня в торговых комплексах активно
развиваются сетевые развлекательные операторы. В городах, где уже
действуют несколько торгово-развлекательных комплексов, встает проблема
однообразия развлечений.
В российских условиях пока беспроигрышно работает составной магнит –
детский комплекс. Кинотеатр бывает сильным якорем обычно на менее
состоятельных и плотно населенных территориях. При насыщенности
площадями в торговых центрах, кинотеатр в составе
торгово-развлекательного комплекса будет являться конкурентным
преимуществом, пока их в городе немного.
Ограничения для развлекательной функции: повышенные требования к
помещениям (звукоизоляция, высота помещений, технические этажи и
комнаты), риск агрессии молодежных групп, необходимость организации
отдельного входа в вечернее и ночное время. Соединение помещений
гостиницы с торговым комплексом, как правило, выгодно для функции
торговли и общественного питания. Таким образом, комплекс обеспечит
себе хорошую рекламу и PR среди наиболее значимых горожан, на мнение и
поведение которых ориентируются рядовые покупатели. У приезжающих в
командировку часто остается свободное время после работы, которое они
вполне могут уделить покупкам или просмотру кинофильма.
Гостиницы часто выступают против прямой связи с
торгово-развлекательной частью по следующим причинам: дополнительная
нагрузка на охрану гостиницы, уменьшение посещения баров и ресторанов
гостиницы, уменьшение реализации продуктов питания, напитков и питьевой
воды через мини-бары в номерах гостиницы.
К ограничениям для размещения гостиницы в многофункциональном
комплексе относятся повышенные требования к пожарной безопасности и
эвакуации людей (в отличие от офисов, в гостинице постояльцы проживают
круглые сутки). В результате этого часть самой ценной торговой площади
на первом торговом этаже занимают эвакуационные лестницы и выходы. Еще
одно существенное ограничение – отсутствие хорошего вида из номеров.
Салоны красоты и оздоровительные услуги оказывают незначительное
влияние на посещение торговой части комплекса. Это неудивительно:
количество посетителей невелико, и после сеанса в солярии или занятий
аква-аэробикой в магазины как-то не тянет. Но спортивно-оздоровительная
функция создает потенциал для специализированной торговли спортивными
товарами, молодежной одеждой и одеждой для активного отдыха. Влияние
функций тоже взаимно: приобретая экипировку в спортивном супермаркете,
покупатель может решить не откладывать вопрос здоровья на лучшие
времена и тут же поспешит за абонементом в секцию или бассейн.
Услуги могут заставить покупателя провести в торговом центре
определенное количество времени: изготовление очков,
экспресс-химчистка, срочная печать фотографий за 1-1,5 часа, мелкий
ремонт обуви и изготовление ключей. А вот платный туалет разрушает
позитивный образ центра, представляя его мелочным крохобором. Закрыть
доступ бомжам и наркоманам можно и другими способами, в первую очередь,
с помощью охраны.
Частота потребления услуг в первую очередь зависит от дохода
покупателей на территории и от стоимости услуг. Из-за необходимости
платить высокую арендную плату в торговых комплексах предприятия услуг,
скорее всего, будут вынуждены повышать цены. При том же качестве цена
окажется более высокой, чем в отдельно расположенных заведениях,
особенно районного значения.
|