2007-06-09 15:21:54
На
смену промышленным и коммунально-складским предприятиям придут
современные деловые и жилые микрорайоны, спортивные и рекреационные
комплексы, парки и благоустроенные набережные. Все это требует
миллиардных инвестиций и решения целого комплекса
организационно-правовых вопросов
Стратегия реформ Исторически сложилось так, что большая часть
прибрежных территорий Киева – Рыбальский полуостров, гавань в районе
Подола, Теличка и Корчеватое – занята промышленными и
коммунально-складскими зонами. Сегодня в силу экономических причин
многие расположенные здесь предприятия утратили свои мощности, не
сумели переориентировать производство на выпуск конкурентоспособной
продукции и в результате вынуждены жить за счет сдачи площадей в
аренду, а то и вовсе распродавать свои земли по частям. На заре
своего формирования нынешние промзоны были периферией, но, благодаря
интенсивному расширению столицы, теперь оказались приближенными к
центру, а развитая инженерно-транспортная сеть делает их еще более
привлекательными для потенциальных инвесторов. Следуя практике
западноевропейских городов, власти Киева намерены кардинально изменить
статус этих мест – превратить в районы общественной застройки и
благоустроенные зоны отдыха. Генеральным планом развития города,
рассчитанным на период до 2020 г., данным территориям придается новое
градостроительное звучание и определяются перспективы дальнейшего
развития. Основные направления перевоплощения – максимальная
расчистка прибрежных зон от промышленных и складских предприятий,
формирование на их месте деловых и жилых комплексов с развитой
инфраструктурой обслуживания, активное включение в городскую среду
территорий у воды, создание парков, рекреационных и спортивных центров.
При этом в полной мере будут учитываться экологические требования по
минимизации загрязнения бассейна Днепра и сохранению уникального
ландшафта. Помимо промышленных площадей в планы по регенерации
включается практически вся прибрежная полоса – обширные зеленые зоны
островов Галерного и Жукова, неухоженные территории Корчеватого-1 и
Корчеватого-2. Не менее привлекателен и район Комсомольск-Пятихатки
(площадь 247,9 га), находящийся возле Южного моста и граничащий с
Нижней Теличкой. Большая его часть используется неэффективно, однако
здесь находится ТЭЦ-5 и предприятия, играющие значительную роль в
энергетике и строительной индустрии города. Поэтому подходы к
перепрофилированию данной местности не столь кардинальны, как в
предыдущем проекте. Здесь сформируется комплексное
общественно-промышленное образование, которое станет продолжением
делового центра, намеченного к строительству на территории Телички. В
рамках проекта инвесторы получат возможность возвести офисно-деловые
(92,5 тыс. кв. м), выставочно-торговые (21,5 тыс. кв. м),
культурно-развлекательные (46 тыс. кв. м), туристические комплексы (21
тыс. кв. м); научно-исследовательские (88 тыс. кв. м) и
спортивно-зрелищные (27 тыс. кв. м) центры; технопарк (521 тыс. кв. м).
По оценкам КО «Центр градостроительства и архитектуры» (разработчика
детального плана застройки участка), общая площадь новых объектов
достигнет 950 тыс. кв. м, а объем капиталовложений – 15 млрд грн. Инвестиционным
проектом в промзоне Нижней Телички может стать многофункциональный
комплекс по ул. Инженерной, 1, на месте деревообрабатывающего комбината
«Выдубичи». Сооружение офисно-делового, гостиничного и
торгово-развлекательного центров общей площадью около 500 тыс. кв. м
финансирует компания «Форум». На Градостроительном совете архитекторы
предъявили два варианта композиции объекта. Первый представляет собой
каскад из восьми зданий высотой от 18-ти до 24-х этажей, объединенных
единым стилобатом, где разместятся паркинги, склады, технические
помещения, развлекательно-оздоровительный комплекс. Во втором варианте
композиция формируется тремя зигзагообразными 24-этажными блоками и
48-этажной высоткой, которые также возведены на одном стилобате. Продолжая
тему освоения сопредельных с Теличкой территорий, стоит упомянуть о
Выдубицком озере, распложенном между двумя мостами – Патона и
железнодорожным. Живописнный участок площадью 26,6 га, заключенный в
треугольник транспортных магистралей, сегодня находится в запущенном и
неухоженном состоянии, а сам водоем нуждается в расчистке и
экологической реабилитации. В соответствии с Генеральным планом данная
местность определена как рекреационная. Но довольно сложные
экологические условия, связанные с техногенным загрязнением озера и
соседством трех магистралей, превращают идею создания зоны отдыха в
утопию, требующую огромных капиталовложений. Средств у города на столь
затратный проект нет. В качестве альтернативы ООО «Днипроэкология»
предлагает изменить функцию этой территории на
общественно-рекреационную и реализовать проект многофункционального
комплекса с яхт-клубом. Инвестор готов взять на себя расходы по
экологическому оздоровлению озера и всего участка, что одобрил
Градостроительный совет. В концепции, которую на данный момент
разрабатывает архитектурная мастерская «А. Пашенько», водоемы обыгрывается как основное достоинство площадки – на берегу планируется
организовать прогулочную набережную, пристань для яхт и другие объекты. Строительство прудов будут выполнять профессионалы. Наступление на Корчеватое Комплексной реконструкции
подвергнутся три значительные по площади городские территории:
Корчеватое, Корчеватое-1 и Корчеватое-2. Корчеватская промзона,
ограниченная Столичным шоссе, просп. Науки и ул. Лысогорской, занимает
около 133 га. Концепция развития этого участка предлагает замещение
промпредприятий общественно-жилой застройкой с широкой инфраструктурой
обслуживания. В целом его потенциал позволит возвести 1,1 млн кв. м, из
них общественные площади составят 250 тыс. – 300 тыс. кв. м, жилые –
851 тыс. кв. м, при высотности зданий от 18-ти до 25-ти этажей.
Дискомфорт от близости железной дороги и автотранспортной магистрали
предложено нивелировать за счет создания шумозащитного экрана. Также в
рамках проекта предусмотрено устройство многоуровневых транспортных
развязок. В отличие от Корчеватого, территории Корчеватого-1 и
Корчеватого-2 имеют выход к реке, что служит дополнительным фактором
инвестиционной привлекательности, как и соседство с зеленой зоной
урочища Бычок. Застройка предполагает создание трех мощных деловых
центров, замкнутых жилых комплексов с внутренними дворами и развитой
рекреационной полосы вдоль заливов Днепра. Один из общественных центров
возведут по Столичному шоссе, второй – в глубине участка, третий –
гостинично-офисный – на берегу реки Конык. Жилые микрорайоны появятся
возле развязки просп. Науки – Набережное шоссе; на площадке,
ограниченной Столичным шоссе, ул. Набережно-Корчеватской и кромкой
реки; а также в микрорайоне со стороны просп. Заболотного. После
реализации проектных предложений жилой фонд достигнет 815 тыс. кв. м. В
первую очередь планируется вынос асфальтобетонного завода и сооружение
на этом участке общественно-делового центра с паркингами,
спортивно-оздоровительным и развлекательным комплексами. Последним
этапом станет реконструкция ведомственной жилой застройки завода
«Радар». Помимо промзон комплексной регенерации подвергнутся
и территории днепровских островов. В частности, уже разработаны
детальные планы развития о. Жукова и о. Галерного, согласно которым
предусмотрено сохранение ландшафтных парков и заказников, строительство
объектов рекреации, создание благоустроенных пляжей и аквапарка. Бесспорно,
на пути реализации всего задуманного препятствий – хоть отбавляй.
Наибольшие сложности ожидают инвесторов на этапах решения
земельно-правовых вопросов и объединения усилий собственников небольших
участков в единую программу. Пока неизвестно, какими будут алгоритм
выноса предприятий за пределы города и порядок компенсации крупным и
мелким производственникам. Здесь столичная власть должна создать
необходимые условия для реновации промзон, выступить эффективным
посредником между нынешними промышленниками и будущими инвесторами,
лоббируя интересы последних. Иначе озвученные идеи и проекты на долгие
годы останутся просто красивой сказкой «О выходе Города к Реке».
Автор : Марина Забельская
|