Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Влияние кризиса на торговую недвижимость Киева

2008-11-07 23:10:16

socmart-fotoДоля профессиональных торговых центров в структуре торговых площадей Киева за последние три года увеличилась до 25-30%. На октябрь 2008 г. в городе действует 39 современных торговых и торгово-развлекательных центра, общей площадью около 812 тыс. кв. м. (торговая площадь – 510 тыс. кв.м). Таким образом, по количеству профессиональных торговых площадей на душу населения Киев продолжает существенно отставать от большинства европейских столиц и даже от некоторых крупных украинских городов (на сегодняшний день на 1000 официальных жителей г. Киева приходится порядка 195 кв.м торговых площадей в современных торговых комплексах). По мнению специалистов «Соцмарт», к профессиональным торговым центрам в Киеве можно отнести: Блокбастер, Олимпийский, Большевик, Метроград, Арена, ЦУМ, Квадрат на Лукьяновке, Мандарин Плаза, Универмаг Украина, Променада центр, Глобус 1, Глобус 2, Глобус 3, Ультрамарин, Европорт, Материк, Детский мир, Комод, Глобал UA, Пирамида, Алладин, Караван, Метрополис, Городок, Макрос, Плазма, Альта центр, Сириус, Квадрат на Гната Юры, Ритм, VMB, Навигатор на Дружбе народов, Магеллан, Интервал Плаза, Терминал, Квадрат на Перова, Материк на Днепровской набережной, Ашан (с торговой галереей), Окей-первая очередь ТРЦ Скай Молл.      

По мнению специалистов, основными факторами, тянущими украинский рынок назад, является крах правительства в условиях политической борьбы, нависшая угроза из России после начала ее конфликта с Грузией, а также прежние проблемы с земельной реформой и коррупция. К собственным украинским проблемам в последние месяцы добавилась еще одна – мировой финансовый кризис, который больше всего ударил в Украине пока по сферам недвижимости, металлургии и финансовым компаниям. В ближайшие пол года, считают аналитики компании «Соцмарт», на развитие объектов торговой недвижимости в Киеве могут оказать негативное влияние одновременно 2 группы участников рынка – реализаторы (девелоперы, ивестиционные компании) и арендаторы (покупатели). Если девелоперские компании уже сейчас столкнулись с недостатком финансирования проектов, то многих ритейлеров-арендаторов в ближайшем будущем ждет снижение продаж виды снижения покупательской способности населения. И не все съемщики площадей в торговых центрах  смогут потянуть такую емкую статью расходов, как аренда в ТЦ. Уже сейчас в затратах одних компаний расходы на аренду составляют 7–17%, а у других доходят до 25–50%. Поэтому девелоперы в полном объеме ощущают кризисный удар. У «21 века» ( сеть ТРЦ  «Квадрат») за первую половину 2008г. убытки более 70 млн. долларов. «Миракс» ( строительство «Mirax Plaza») на год остановил возведение МФК в Киеве. Другие инвесторы также либо приостанавливают реализацию своих проектов, либо спешно выводят деньги из страны. Девелопер и оператор торговых центров немецкая ECE Projektmanagement, которая заявляла в 2007 г. о планах возвести несколько ТРЦ площадью 50-80 тыс.кв.м., инвестировав немногим менее полумиллиарда долларов, отложила планы по развитию проектов в Украине. В конце сентября о приостановке своего развития в Украине заявил еще один крупный инвестор – австрийский инвестфонд недвижимости Sparkassen Immobilien (входит в Erste Group). Фонд планировал инвестировать в украинский рынок около 500 млн евро, но ушел, не купив ни одного проекта. Компания Group DF Real Estate, которая планировала застроить участок площадью 132 га на юге Киева под торговую, развлекательную и жилую недвижимость, заморозила свои проекты на неопределенный срок. Отложить реализацию своих планов, вероятно, компанию вынудили трудности с привлечением финансовых ресурсов. Из всего перечисленного можно сделать вывод, что наименее живучи в условиях нынешней кризисной ситуации именно многофункциональные и масштабные торговые проекты. Под них тяжелее всего получить финансирование. В случае работы с банковскими структурами девелоперам следует быть готовыми к тому, что банк пойдет на капиталовложения в небольшие торговые центры, со сроком окупаемости до 3х лет. Вложения девелопера должны составлять 30-50%, а лучше более 50% от общей суммы, необходимой для реализации торгового объекта. Но, в любом случае, считают специалисты «Соцмарт», рынок торговых центров Киева пока далек от насыщения, и спрос на качественные торговые площади не пропадет, а будет отложен на год- полтора ввиду финансового кризиса. Ведь и рентабельность у профессиональных объектов формата торговый центр в Украине наиболее высокая, по сравнению с другими коммерческими сегментами – более 30%.

Хотите знать больше о торговых центрах г. Киева?

 

http://www.socmart.com.ua

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)