2007-07-04 07:22:38
Из-за дефицита площадей в торговых центрах арендные ставки за год выросли в 2-2,5 раза.
По утверждению операторов рынка, в Киеве наблюдается дефицит
торговых площадей. В крупных торговых центрах нет свободных зон для
аренды, из-за чего спрос значительно превышает предложение. Такая
ситуация отражается на арендных ставках, которые могут достигать
100-150 долларов за квадратный метр. При этом, средняя цена аренды
торговых площадей в Европе составляет 20-30 долларов. «Во многом цена
аренды экономически не обоснована. «Дефицит наблюдается из-за очень
низких темпов ввода торговых центров в эксплуатацию», — считает Вадим
Непоседов, генеральный директор Украинской торговой гильдии. Он
утверждает, что причина этого — политика городских властей, из-за
которой усложнены разрешительные процедуры. Девелоперы,
стремясь увеличить прибыль, устанавливают и соответствующие цены на
аренду. Из-за большого дефицита торговых площадей арендаторы вынуждены
соглашаться на них», — считает Сергей Панченко, старший менеджер по
маркетингу девелоперской компании «Аркс-Украина». Первый этаж — самый дорогой Стоимость
аренды в разных торговых центрах также существенно отличается. В
зависимости от того, насколько торговый центр удален от центра города,
цена квадратного метра может колебаться от 50-ти до 150 долларов за
квадратный метр. Немаловажным является также расположение объекта,
причем значение имеет не только район, транспортные пути, но и
посещаемость и доступность торговых центров. Разной будет
арендная плата и внутри самого торгового центра. Так, самая высокая
посещаемость на первом этаже, соответственно дороже будет и аренда. Несмотря
на растущее число торговых центров и высокую конкуренцию, прогнозы
специалистов рынка неутешительны. Соотношение низкого предложения и
высокого спроса на торговую недвижимость не позволит стабилизироваться
темпам роста цен. «Пока сохраняется дефицит торговых площадей, и я
думаю, он будет прослеживаться еще достаточно долгое время, будет расти
и стоимость аренды», — говорит Панченко. Торговые центры для богатых Что
касается позиционирования торговых центров, то практически все они
рассчитаны на средний сегмент потребителей. Несмотря на это, в
ближайшее время планируется появление большего количества торговых
центров, рассчитанных на людей с высоким доходом. Сейчас такими
объектами являются только «Мандарин-Плаза», арендная площадь которого
составляет 9400 квадратных метров и «Арена-Сити» — 8000 квадратных
метров. Немаловажным требованием для таких объектов является внутренняя
инфраструктура, четко подобранные торговые точки, в которых
осуществляется продажа товаров известных торговых марок. «Для
подобных центров очень важно месторасположение, это не может быть
отдаленный район города. Важен стиль, внутреннее расположение,
транспортные подъезды», — рассказывает Сергей Панченко. Растущие
доходы населения, а следовательно и покупательская способность,
позволяют говорить о том, что интерес к торговым центрам будет
повышаться. Вместе с этим меняются и запросы самих
потребителей, которые все чаще отдают предпочтение универсальным
торговым центрам, которые включают в себя рестораны, фаст-фуды,
кинотеатры, боулинг-клубы и т. п. Кроме того, универсальный торговый
центр предполагает наличие, например, отделения банка, салона красоты и
других сервисов. На спрос реагирует и рынок: специалисты
говорят о том, что именно такие проекты будут вводиться в эксплуатацию
в ближайшее время. Эксперты считают, что на данном этапе на
рынок приходят профессиональные девелоперы, иностранные операторы, что
влияет на формат проектов торговых центров. «В проектах торговых
центров, которые появятся к 2010-2012 годам, предусмотрены большие
площади под развлекательные зоны, — рассказывает Непоседов, — например,
будут появляться крупные игровые зоны и комплексы водных аттракционов
площадью от 10 000 квадратных метров, пока же игровые зоны занимают
площадь до 500 метров».
http://www.delo.ua
|