2007-07-15 11:41:01
«На украинский рынок активно выходят крупные
иностранные ритейлеры, которые нуждаются в больших площадях», – говорит
Александр Ланецкий, управляющий директор консалтинговой компании
Resolution. Но предложения увеличиваются значительно медленнее.
В частности, с начала года в столице был введен в эксплуатацию всего лишь один торговый центр. В
результате, арендные ставки ежегодно повышаются обычно на 20%,
добавляет г-н Ланецкий. Сейчас средняя цена 1 кв. м в крупных торговых
комплексах составляет $100–150 в месяц. Размер ставки зависит как от
расположения самого комплекса, так и от места, которое занимает в нем
магазин. Например, аренда 1 кв. м для бутика одежды на первом этаже
торговых центров «Пирамида» или «Городок» будет составлять около $150,
а для ювелирного бутика – $250–300. А стоимость аренды в «Альта-Центре»
– от $75 за кв. м в месяц. По информации консалтинговой
компании Resolution, в украинской столице арендная плата считается
очень высокой. Для сравнения: в Москве цена 1 кв. м достигает максимум
$100, в Риге – около EUR 20, в Варшаве – EUR 20–25. «Предложение не
удовлетворяет спрос, поэтому владельцы комплексов устанавливают любые
арендные ставки», – сетует Андрей Близнюк, директор Национальной
ассоциации развития торговли и сервиса. «Из-за кризиса с торговыми
площадями цена на аренду достигла своего апогея», – подтверждает Сергей
Хоменко, руководитель отдела аренды консалтинговой компании «Украинская
торговая гильдия». Аренда занимает сравнительно небольшое
место в структуре расходов магазинов. Ее доля в затратах крупных
торговцев – не более 10%, утверждает Александр Ланецкий. При этом, в
случае увеличения арендной платы владельцы больших сетей магазинов
обычно стараются сохранить цены за счет уменьшения прибыли. «У нас
единая цена на товар по всей Украине и аренда особо на нее не влияет, –
рассказывает бренд-менеджер компании «Ультра-джинс» (торговая марка
Levi’s) Сергей Безверхний. Кстати, если вы не знаете, что такое торговая марка, то можно обратиться в специализированную компанию, где будет получена констультация. Там же можно будет и зарегистрировать собственную торговую марку. Однако
рост арендной платы затрудняет конкуренцию – на торговые площади могут
претендовать, в основном, крупные компании, которые открывают сети
магазинов. А мелким предпринимателям такие расходы могут оказаться не
по силам. Часть из них вынуждена уйти в более дешевые центры, обычно на
окраину города, либо на базар. Еще одна альтернатива – продажа по
высоким ценам менее качественного, дешевого товара. Эксперты
уверены, что основная причина нехватки площадей – дороговизна земли для
постройки центров, а также сложности с получением разрешений на
строительство. В регионах цены в два раза ниже – в среднем $45–50.
Но они могут вырасти. В недавно открытом мегамаркете «Караван» в
Харькове ставки установили почти на столичном уровне. «$90 – слишком
высокая цена для региона», – признался владелец одной из харьковских
сетей магазинов зимней одежды. По словам Сергея Хоменко, в Одессе и во
Львове наблюдается дефицит качественных торговых площадей. Инна Полукард
|