2007-07-24 13:04:06
Проблемы застройки исторического центра Киева в
очередной раз поднимались на Градсовете. Поводом к их обсуждению
послужил проект офисного комплекса на бульваре Шевченко, который был
подвергнут серьезной критике. Проект
представляет собой 17-этажный комплекс на бул.Шевченко, вплотную
примыкающий к гостинице «Хилтон», строительство которой уже одобрено.
Проектирование ведет творческая архитектурная мастерская «А.Пашенько»,
она же проектировала и «Хилтон». Заказчик скрывается под именем ООО
«Рома-М», причем банк «Крещатик», который затевал проект, в нем уже не
участвует.
Согласно представленному плану, здания соприкасаются
несколькими первыми этажами, внутренний двор сведен до минимума. Въезд
организовывается со стороны бульвара, но если перед центральным входом
в гостиницу устроен небольшой курдонер, то в офисный центр на машине
можно будет попасть, заехав в подворотню и спустившись в трехэтажный
подземный паркинг (на 133 авто).
Открытая
стоянка на 12 машин явно недостаточна для большого офиса (25 тыс. кв.
м). На первых этажах размещаются входная группа, кафетерий,
конференц-зал. Здания современны и интересны по архитектуре, хотя на
этой стадии проектирования говорить о ней еще рано – должны быть прежде
решены градостроительные вопросы. Однако, Градсовет проект не
согласовал. В этом грамотном, если смотреть на него отвлеченно от
месторасположения, плане сплавились самые худшие тенденции, характерные
для застройки Киева. Прежде всего, это зримое воплощение тезиса –
«одним можно, а другим нельзя». Втиснуть в сердце исторической зоны
такую махину разрешено не каждому заказчику. Но
в этой зоне (да и в других тоже) есть прекрасная оговорка для тех
проектов, которые необходимо согласовать – здесь уже построены высотные
дома, а новые призваны развивать композицию. «Тотальность» застройки
можно оправдать таким обобщением: «в структуре центральной части города
застройка работает по всей площадке», как высказался зампред
председателя КГГА Эдуард Лещенко. В этом квартале практически никто не
живет, соответственно защищать свободные территории некому. Но
еще более серьезный вопрос – транспортная доступность к комплексу,
состоящему из двух громадных зданий. Всем известны «пробки» на бульваре
Шевченко. Приходится выстраивать настоящие «логистические схемы», чтобы
добраться до некоторых мест в центре города. Данный объект не только
повышает нагрузку на важнейшую киевскую магистраль, он еще и сделан
так, что въехать и выехать из офисного центра сложно, не задержав
движение. Необходим хотя бы т.н. «карман», где смогут останавливаться,
ожидая очереди, машины. По нормативам необходим и пожарный подъезд к
зданию - он сделан со стороны ул.Пирогова, по закоулкам квартала,
которые наверняка будут заставлены автомобилями - в этом районе нет
других стоянок. По
мнению архитектора Николая Левчука, «оба объекта (офисный центр и
«Хилтон») случайны и с практической точки зрения представляют собой
пример «нервно-паралитической застройки», какой уже немало в Киеве».
Парализуется не только частная, но и деловая жизнь в городе и
удивительно, что уважаемые и влиятельные застройщики усугубляют
ситуацию. Рассчитывают, что ли, подлетать к своим рабочим местам на
вертолетах?
И
еще один аспект проявился в представленном проекте. Член Градсовета
Леонид Муляр заметил: «Ставим офисный центр и перекрываем вид из окна
для гостиницы. Какие же это теперь пять звезд?» Уже стало обычным,
когда новое строительство перекрывает ранее построенным зданиям обзор.
Показательным примером может служить ситуация с комплексом при въезде
на левый берег по мосту Метро. Три башни выразительно открывали
застройку левобережья, а из их окон открывался пейзаж правого берега.
Теперь у воды вырос новый жилой дом. Дом, безусловно, будет красив, но
он внес в композицию хаос и уничтожил важное достоинство квартир в
башнях. Пока это вопрос исключительно этики, но в странах с развитым
градостроительным законодательством за такое могут призвать к ответу. Пока
проект отправили на доработку, с условием, «чтобы оно стало элементом
общей композиции», не превышало 16 этажей, отвечало требованиям
пожарников и не усугубляло транспортную ситуацию. Все правильно, но
возможно ли это? Кстати сказать, возвращены еще три проекта офисных
центров, в связи с неудобоваримой градостроительной ситуацией. Офисы
ощутимо начинают конкурировать в планах застройщиков с пресловутыми
жилыми комплексами.
Издание: UGMK.info
|