2007-07-25 17:07:21
Развитие развлекательной инфраструктуры является сегодня основной тенденцией девелопмента торговых центров. Мощная
развлекательная зона обеспечивает дополнительный приток посетителей,
помогая торговому комплексу выстоять в условиях постоянного роста
конкуренции и острого дефицита перспективных участков под
строительство.
Оригинальный объект развлекательной инфраструктуры способен стать
основой концепции торгового центра и выполнять функцию его ключевого
«якоря». Это связано с тем, что требования современного потребителя к
торговым комплексам явно возрастают –он хочет не только пройтись по
магазинам одежды или купить продукты, но и перекусить в зоне быстрого
питания или ресторанном дворике, посетить салон красоты, посмотреть
кино или же поиграть в боулинг или бильярд в игровой зоне.
При
проектировании развлекательных центров учитывается, что публика
разнообразна, и выделить узкий круг потребителей невозможно, так как
такой центр всегда демократичен и доступен для самых широких слоев
населения.
Однако при проектировании торгово-развлекательных центров необходимо
всегда придерживаться основной концепции, чтобы аудитория торговой и
развлекательной части как минимум не конфликтовали, также стоит
обратить внимание на соответствие развлекательных компонентов целевой аудитории. Если же, к
примеру, операторы одежды и обуви будут ориентироваться на людей со
средним уровнем дохода, а операторы развлечений – на людей с доходом
«средний плюс» и выше среднего, то подобное несоответствие может
привести к простою либо торговой, либо развлекательной зоны. Человек
определенного социального статуса, придя в развлекательную или торговую
часть, хочет видеть рядом с собой таких же людей. Поэтому
проектирование торгово-развлекательных центров должно строго учитывать
совместимость форматов, исходя из общей концепции (концепция включает
определение состава арендаторов, ценовой уровень, представленные в ТРЦ
бренды и количество их потребителей).
Чтобы не допустить множества ошибок необходимо представлять процесс
создания качественного развлекательного и торгового центра. Разработке
концепции предшествует маркетинговое исследование, где рассчитывается
количество потенциальных покупателей и приблизительная выручка.
Предварительная концепция обсуждается с якорными арендаторами.
Следующий этап – переговоры с операторами развлекательной части. Она
не должна занимать более 30% площадей (иначе есть риск, что она не
будет заполняться посетителями или, ввиду низкой арендной платы, ее
размещение станет невыгодным).
Далее
составляется перечень видов досуга в ТРЦ, заключается предварительный
договор с якорными арендаторами и операторами развлекательной зоны, и
тогда только начинается проектирование торгово-развлекательного центра.
Исходя из потребностей операторов развлекательной части и других
"якорей", разрабатывается план здания. Только после согласования с
основными арендаторами начинается строительство. Часто бывает все
наоборот. Архитекторы рисуют проект, его воплощают в жизнь, а потом
оказывается, что помещение для операторов не пригодно. Особенно
аккуратно нужно относиться к плану развлекательной части, потому что у
операторов специфические требования к зданию. Речь идет об объеме зала
и сетке колонн - ключевых параметрах для кинотеатра или боулинга, а
также звукоизоляции - она важна для арендаторов-торговцев: звуки
кинофильмов не должны отвлекать покупателей от вдумчивого и
неторопливого выбора товаров.
Проектирование развлекательных центров учитывает разницу в
позиционировании РЦ, включенных в состав торговых комплексов, и тех,
что существуют автономно от них. Отдельно стоящий РЦ, в котором есть
все виды развлечений, - это предприятие узкой направленности. Такие РЦ
могут оказывать услуги на очень высоком уровне за счет своей
специализации. Узкая направленность позволит им рассчитывать на успех и
в дальнейшем. Если человек хочет развлекаться, он поедет туда. А вот в
торгово-развлекательные центры едут не за развлечениями, а за
покупками. Развлечения - приятное дополнение к новой вещи. Так что эти
два формата не пересекаются.
Лучшим результатом работы можно считать уникальные как по концепции и
архитектуре, так и по самой сути современные центры развлечений,
являющиеся успешными и высокодоходными бизнес-проектами.
Стоит
обратить внимание на увеличение зоны парковки, поскольку среднее время
присутствия посетителя в торговом центре находится в диапазоне 30-60
минут, а посещение развлекательных компонентов занимает не менее 60
минут, а среднее время пребывания в ТРК увеличивается до 90 минут.
Сегодня в столице работает 4 крупных развлекательных комплекса –
«Ультрамарин», центр семейного досуга «Дивосвіт», ТРЦ «КОМОД» и детский
развлекательный центр «Тропикал Парк». Иногда к ним относят и комплекс
«Арена Entertainment», функционирующий параллельно с ТЦ «Арена Сіті».
Самостоятельные РЦ в Киеве, по меркам специалистов, до сих пор
считаются уникальными, несмотря на то, что «первая ласточка»
(«Ультрамарин») появилась еще два года назад и концептуально предлагает
достаточно известный киевлянам набор развлечений: мультиплекс, два
боулинг-клуба, бильярд, дискотека, казино, кафе, ресторан
самообслуживания и детскую игровую площадку. Уникальность объекта
заключается, собственно, в том, что впервые все эти развлечения были
сконцентрированы в одном месте на площади 20 тысяч м кв. Зато концепция
центра «Дивосвіт» действительно не имеет аналогов в Украине. В ее
основе лежит развлекательно-познавательный принцип: в здании пять
этажей – «пять миров», каждый из которых представляет определенную
тематическую зону и в хронологическом порядке воссоздает эпоху
зарождения и существования Земли. Первый Мир («Мир до Homo Sapiens»)
включает аттракцион «Диво райд» – поездка в специальных кабинках сквозь
пространство доисторической эпохи. Второй Мир («Мир Homo Sapiens») –
«эпоха первобытного человека» – тут находится кафе «Кухня кроманьонца»
и Центр ремесел. Третий Мир («Мир высоких технологий») сосредоточил
виртуальные трехмерные стимуляторы, развивающие игры и многоуровневый
детский городок-лабиринт. В Четвертом Мире расположены спортивные
аттракционы LAZER BLAST и 4D кинотеатр «Дивокіно». И, наконец, Пятый
Мир («Космическая реальность») представляет собой многофункциональный
зал Sky!Hall для проведения культурно-массовых мероприятий.
Одним из ярких примеров торгового центра с развлекательной инфраструктурой является проект “KOMOD”,
который открылся весной этого года. Новый ТЦ создан в формате fashion
center, который собрал под одной крышей модные товары таких брендов, как «Marks&Spencer”, Сlosed. Таким образом, по замыслу создателей, “KOMOD” по концепции создателей –«Украинской Торговой гильдии» - излюбленное
место молодежи, которая следит за модой, ценит комфорт, стиль, качество
и любит приятные неожиданности. К последним, можно отнести обещание
администрации центра привозить в “KOMOD” звезд шоу-бизнеса, устраивать встречи зрителей с режисерами нашумевших фильмов. Первые посетители полностью согласны с менеджерами “KOMOD’a”: кто же из известных людей откажется от выступления на одной из многочисленных развлекательных площадок центра. Пальму первенства ТЦ удерживает по набору операторов. - «Уровень компаний, которые представлены в
ТЦ, позволяет рассчитывать на выполнение поставленных задач по
окупаемости и точке выхода максимальной стоимости в намеченные сроки»,
- считает Вадим Непоседов, генеральный директор «Украинской Торговой
Гильдии», которая заполняла комплекс арендаторами. В качестве якорных
операторов здесь представлена английская торговая марка «Marks&Spencer” – один из самых крупных и известных ретейлоров в мире, которая открыла свой бутик впервые в Украине, в ТЦ “KOMOD”, немецкий
бутик Сlosed, четырехзальный кинотеатр «Мультиплекс» и супермаркет
«Гурман–Фуршет» для любителей изысканных продуктов, которые Вы найдете
на прилавках супермаркета, привезенных из всех уголков земного шара.
Впрочем, эксперты отмечают, что финансовая успешность развлекательных
центров в Киеве пока весьма призрачна. По мнению Виталия Бойко, директора
консалтинговой компании «Украинская Торговая Гильдия», уникальность
концепции в настоящее время еще не означает прибыльности подобного
бизнеса. Столичная практика показала трудности получения доходов с
площадей в центрах досуга, лишенных территорий для шоппинга. Девелоперу
трудно найти арендаторов под такой проект, готовых платить высокие
ставки аренды, что, соответственно, вызывает проблемы с его
окупаемостью. Как отмечает Виталий Бойко, на данном этапе наиболее
выгодными с точки зрения рентабельности являются торговые объекты с
вкраплением развлекательного сектора. Операторов индустрии досуга
отпугивает невысокий уровень платежеспособности населения и перспектива
низкого оборота на фоне значительных капиталовложений. По результатам
исследований компании «Украинская Торговая Гильдия»,
среднестатистический украинец ежемесячно тратит на развлечения 1,52% от
общей суммы расходов (в среднем по регионам она составляет 800-1000
гривен на члена семьи). То есть, ежемесячный «развлекательный бюджет»
по Украине составляет около $4 на человека, тогда как в
западноевропейских странах этот показатель достигает $1000.
Дальнейшее
развитие развлекательной инфраструктуры в торговых центрах, по
предположениям некоторых специалистов, не является отдаленной
перспективой. Неоспоримое преимущество развлечений в том, что они
представляют собой часть быта, а значит, пользуются перманентным
интересом у потребителей. Проблема может заключаться в
платежеспособности населения либо в способности операторов представить
доступные предложения.
Наталья Николаева, обозреватель сайта www.develop.com.ua
|