Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Владельцы торговой недвижимости готовы сдавать площади якорным операторам по нулевой ставке!

2009-05-14 17:24:38

Владельцы торговой недвижимости готовы сдавать площади якорным операторам по нулевой ставке! Отток покупателей, падение среднего чека и необходимость выплачивать существенно подорожавшие в национальной валюте кредиты вынудили столичных ритейлоров замораживать планы по развитию и массово закрывать нерентабельные торговые точки, в результате чего большинство торговых центров Киева обзавелись пустующими площадями.

 

  Чтобы удержать оставшихся клиентов, собственники торговых центров готовы не только снижать арендные ставки, но и вводить различные программы лояльности. Некоторым якорным операторам даже предложили занимать объекты, оплачивая лишь издержки по их обслуживанию и содержанию.
Арендаторы покидают ТЦ

Владельцы столичных торговых центров констатируют отток арендаторов. По словам исполнительного директора компании Real Estate Solutions Андрея Борща, если еще в прошлом году вакантность в ТЦ составляла всего 1–2%, то сейчас этот показатель достиг 5–10% и продолжает увеличиваться. Это подтверждает и старший консультант департамента стратегического консалтинга компании CB Richard Ellis Марина Крестинина, по мнению которой до конца года в торговых центрах будут пустовать 12–15% площадей.

В первую очередь данная ситуация связана с тем, что многие ритейлоры принялись закрывать нерентабельные магазины. Как стало известно «ДС», на сегодняшний день порядка 10% от общего количества работающих торговых точек не приносят прибыли. «Наиболее пострадали магазины, реализующие товары длительного пользования (стройматериалы, бытовая техника, электроника) и одежду, а также развлекательные объекты. Непростая ситуация наблюдается и у большинства продуктовых сетей, что связано с их высокой долговой нагрузкой», — говорит она.

Кроме того, по словам директора департамента торговой недвижимости Colliers International (Украина) Натальи Кравец, большинство руководителей торговых сетей вынуждены были заморозить планы по развитию и отказаться от некоторых подписанных договоров в объектах, возведение которых приостановили или дату их открытия перенесли на неопределенный срок. Аналогично поступили и западные ритейлоры, которые намеревались выйти на рынок в 2009–2010 гг.

Как рассказала г-жа Крестинина, в начале 2008 г. интерес к киевскому рынку недвижимости проявляло немало международных ритейлоров: New Yorker, Deben-hams, Ipekyol, Machka, Twist, Top Shop, Oviesse, Cortеfiel, Deichmann, Douglas, Gap, Banana Republic и др., а некоторые даже успели подписать предварительные договоры аренды с владельцами строящихся торговых центров. «Однако из-за резкого падения спроса в верхнем и среднем плюс ценовых сегментах выход на рынок недвижимости большинства этих брэндов отложен на неопределенное время», — подчеркивает она.

Еще плачевнее ситуация в сегменте непрофессиональной торговой недвижимости. По информации Андрея Борща, уже сейчас вакантность таких площадей выросла с 7–10 до 15%, а наибольший удар пришелся на объекты, расположенные в стороне от оживленных транспортных потоков. «Многие арендаторы, которые ранее не могли попасть в торговые центры по причине дефицита площадей и высоких арендных ставок, теперь туда переезжают», — констатирует он.
Ставки падают

В сложившейся ситуации большинство собственников торговых центров вынуждены идти на уступки. По словам управляющего партнера компании CB Richard Ellis в Украине Сергея Сергиенко, чтобы удержать клиентов, владельцам помещений приходится не только снижать арендные ставки, но и предоставлять различные бонусы, вводить программы лояльности, арендные каникулы и т. п. «У некоторых ритейлоров ситуация настолько критическая, что отказ девелопера пойти на уступки приводит к закрытию магазина», — говорит он.

Андрей Борщ утверждает, что если в прошлом году львиная доля договоров заключалась в долларах, то в нынешнем практически все собственники тортовой недвижимости установили арендную плату в национальной валюте. «Причем в стоимость, как правило, уже включены затраты на управление объектом (охрана, уборка) и коммунальные услуги, чего ранее не было», — отмечает он.

На сегодняшний день аренда в бутиковой зоне ТЦ (площадь около 60 кв. м) в центре столицы колеблется в пределах 700–900 грн./кв. м, тогда как еще в прошлом году она составляла 1–1,2 тыс. грн./кв. м. В приближенных к центру и традиционно торговых районах, например возле станции метро «Петровка», плата подешевела с 700 до 600 грн./кв. м, на окраинах — с 550–600 до 500 грн./кв. м. По сообщению директора по маркетингу компании SV Development Владимира Степенко, упала в цене и непрофессиональная торговая недвижимость.

В центральной части города ставки снизились с 900–1 тыс. грн. до 800 грн. /кв. м, в приближенных к центру районах — с 750–650 до 550–650 грн./кв. м, а на окраинах — с 400–500 до 300–400 грн./кв. м. Наибольшие поблажки получили якорные арендаторы — продуктовые супермаркеты и гипермаркеты, а также магазины по продаже бытовой техники и электроники, арендная плата для которых и ранее не превышала 50–100 грн./кв. м.

По словам г-на Борща, для большинства из них размер аренды теперь устанавливается на уровне 3–5% от оборота. Таким образом, девелопер также несет риски, связанные с падением посещаемости его объекта. «А некоторые девелоперы вообще устанавливают для них нулевую арендную ставку с требованием оплатить лишь коммунальные услуги и расходы по содержанию торгового центра. Они опасаются, что в случае ухода якорного арендатора ТЦ придется закрывать», — говорят в Real Estate Solutions.
статьи по теме

* Как получить кредит на покупку загородного дома
* Наследуем... кредит
* Нацбанк отменил длинные кредиты
* Кредитные брокеры - стоит ли пользоваться их услугами
* Проблеммы ипотеки земельного участка

Учитывая, что до конца года платежеспособность жителей столицы не вырастет, а в эксплуатацию будут введены новые торговые центры, эксперты прогнозируют дальнейшее снижение арендных ставок. «На протяжении 2009 года в киевских ТЦ с неудачной концепцией ставки уменьшатся на 50–60%. А в первоклассных объектах до конца первого полугодия расценки упадут на 30–40% и стабилизируются во второй половине 2009 года», — считает г-н Сергиенко.
Торговые центры наступают

Как рассказала «ДС» руководитель департамента аналитики компании DTZ в Украине Марта Костюк, в 2008 г. были сданы в эксплуатацию торговые центры общей арендуемой площадью около 118 тыс. кв. м. В частности, начали работать ТЦ «Квадрат-Аврора», «Материк-Осокорки», четвертая очередь ТРЦ «Караван», гипермаркет Auchan с небольшой торговой галереей, развлекательный центр «Блокбастер», два гипермаркета сети «Эпицентр».

В 2009 г., по ее словам, в эксплуатацию планировалось сдать порядка 200 тыс. кв. м, однако реально будет запущено не более 140 тыс. кв. м. В частности, открыть свои двери должна вторая очередь ТРЦ Sky Mall возле Московского моста, первая очередь ТРЦ Dream Town на Оболони, первая очередь ТРЦ «Домосфера» на Столичном шоссе, ТЦ 4 Room на Окружной дороге. Также на нынешний год намечался запуск нескольких отдельно стоящих объектов в формате DIY (сделай сам) и Cash&Carry. Впрочем, г-жа Костюк считает, что часть этих планов не будет воплощена в жизнь.

К примеру, по ее словам, вероятность открытия в 2009 г. ТРЦ «Континенталь» в составе торгово-офисного комплекса «Эспланада» является чрезвычайно низкой. А Марина Крестинина добавляет, что, скорее всего, в заявленные сроки не будут введены в эксплуатацию ТЦ DreamTown и «Домосфера». «Очень медленно ведутся работы по завершению торгового центра «Аракс», практически заморожена стройка ТЦ «Мармелад»», — отметила она. Не исключает возможности законсервирования некоторых проектов и Наталья Кравец. «В первую очередь это касается объектов, которые сооружаются за кредитные средства», — полагает она.

Скептически относятся эксперты и к началу строительства новых объектов в этом году, о чем ранее сообщали девелоперы. По информации г-жи Крестининой, в большинстве заявленных проектов предполагалось возведение ТРЦ площадью 70–80 тыс. кв. м, а в некоторых — 200–230 тыс. кв. м. Причем, кроме традиционного формата «гипермаркет-галерея», объекты проектировались в новых для нашей страны форматах: «аутлет центр» или «ритейл парк». «Если бы удалось реализовать все заявленные на начало 2008 года проекты, то через два-три года общее предложение торговых площадей на рынке могло превысить 1 млн кв. м. Но многие из этих проектов в ближайшее время останутся на бумаге», — считают в CB Richard Ellis.

http://realt.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)