2009-05-26 13:59:27
Значительный взнос в развитие современной столицы Украины вносит Оболонский район. Раскинувшись в северной части Киева, он словно бы всякий раз напоминает городу о его славном прошлом — кажется, вполне могли бы приставать быстрокрылые ладьи или норманнские кнорры. Тем не менее, не только Подолу, но и Оболони суждено было однажды открыть киевлянам гораздо более древние связи Киева с внешним миром. Римские монеты III-IV вв. из Оболонского клада словно бы сказали — история Киева вполне может начинаться и до официальной. Возможно, не в последнюю очередь, обратил внимание на район и известный археолог Викентий Хвойко, откопавший в 1893 году на рубеже Подола и Оболони одну из самых древних первобытных стоянок — Кирилловскую, возраст которой - свыше 20 тыс. лет.
Да и нынешние историки подтверждают: первые люди на Оболони поселились до рождества Христова. Еще в языческую эпоху зеленели на северных окраинах города, вблизи оболонских лугов и пастбищ, священные рощи славян. «Вероятно, в докняжескую эпоху центр городской жизни помещался правдоподобно на нынешней Оболони и окаймляющих её взгорьях; в этой части, по крайней мере, найдены древние монетные клады и языческие кладбища», — предположил в своих научных исследованиях известный историк Владимир Антонович. Шло время, и земли Оболони стали настолько престижными, что их стремились заполучить многие. Мало того, в спорах за границы наделов доходило не только до судебного разбирательства, но и до рукоприкладства. Сохранились документы, в которых земельные недоразумения между мещанами, монастырями и магистратом решали первые лица державы. Справедливость на Оболони наводили гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, царь Алексей Михайлович и Петр I. Так, в разгар Национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого на Оболони состоялась одна из самих больших битв казаков с польско-литовским войском, результатом которого стало подписания Белоцерковского договора 1651 года. На гравюре голландца Вестерфельда Оболонь предстает в виде покрытого густой растительностью клочка берега, очевидно, обильно подпитываемого (и заливаемого) днепровской водой. Впрочем, несмотря на большие и малые катаклизмы, жизнь духовная здесь не иссякала. Каждый год в начале августа множество паломников направлялись в Вышгород почтить память киевских князей Бориса и Глеба. Выбирая кратчайший путь через Оболонь, киевляне иногда были вынуждены преодолевать водные преграды: ручьи, небольшие озера, болота. Часто мещане и купцы использовали Оболонь для переправки контрабанды. Неслучайно в 1774 году, как сообщают историки, были задержаны возле Иорданского озера, на заставе некие мещане Блистовойцев и Католиченко, пытавшиеся незаконно провезти в Киев французское вино. А подольский пожар 1811 года только укрепил «рекреационный» имидж местности: именно тут набирались сил подольские погорельцы после того, как три дня догорал на их глазах родной район. Среди потерпевших был известный киевский проповедник и писатель Иоанн Леванда, разделивший участь всех горожан. Слух о том, что пожар возник неслучайно (а, стало быть, может повториться), закрепил желание многих еще пожить на Оболони, пока все уладится. Это в немалой степени способствовало развитию района. На территории современного Оболонского района располагались мануфактуры по обработке кожи, кондитерские, мануфактурные мастерские, в которых варили знаменитое киевское сухое варенье, фаянсовые фабрики и т.п.
Вследствие проведенных реформ во ІІ-й половине ХІХ века происходит дальнейшее развитие промышленности и внедрение новых форм хозяйствования. Это повлияло на рост торговых связей и темпы развития разных видов транспорта. Так, до 1898 года было закончено строительство порта между Подолом и Оболонью в удобной гавани. Кстати, уже тогда автор его концепции, ученый-гидротехник Николай Максимович, возмущался произволом местных промышленников, которые наступали на Труханов остров. В 1910–1911 гг. между Оболонью и Куреневкой был построен гражданский Куреневский аэродром, на котором начинали свое восхождение к вершинам авиации и авиастроения выдающиеся авиаторы И. Сикорский, О. Свешников, Сципо дель Кампо и др. В начале века на Оболони были рыбацкие поселки. В выходные дни кто пешком, а кто на лодках прибывали на луг поохотиться и порыбачить или просто отдохнуть от городской жизни.
При стремительном продвижении технического прогресса полностью не удалось избежать главной беды — наводнений. Местные жители были готовы в любой момент складывать пожитки и перебираться в Контрактовый дом. Город договаривался с перевозчиками за лодки, которые должны были предоставляться в суточное пользование «по всякому требованию жителей как для них, так и для их имущества, — днем и ночью».
Как бы там ни было, но это богатство Оболони — ни в коем случае не наносное, не внешнего, а внутреннего свойства. Неслучайно привлекали эти живописные уголки сюда людей творческого характера. Жил на Приорке украинский гений Тарас Шевченко. Пейзажи Оболони любил описывать киевский живописец Сергей Свитославский.
Новый этап в развитии столицы и Оболони начался после гражданской войны. На территории района в 30-е годы построен ряд новых предприятий, которые существуют и по сей день. В 1939 году в рамках оборонной программы на Оболони развернулось секретное строительство. Проектом предусматривалось сооружение железной дороги, которая должна была пройти под руслом Днепра. На строительстве работало около 12 тысяч человек. Но в 1941 году началась война, и все работы были свёрнуты далеко до завершения. Теперь в урочище «Наталка» об этом утопическом проекте напоминает огромный железобетонный кессон — безмолвный памятник тех далеких лет.
А когда отзвучали залпы Второй мировой, в 1967-м был принят новый генеральный план развития Киева, который предполагал интенсивную застройку Оболони. Впервые, к тому времени, в широком масштабе был применен метод освоения речной поймы путем гидронамыва и поднятия пометок территорий под застройку к незатопляемому уровню в период наводнений и максимального разлива воды. Наконец, проведенные в 1973–1980 гг. основные строительные работы явили район в тех чертах, которые он сохраняет до сих пор — район на берегу Днепра, устремленный в будущее.
Новая Оболонь
Кажется, традиционную оболонскую мечтательность с должной долей уважения воспринимают и современные зодчие, и строители, а также те, кто приезжает сюда полюбоваться здешними пейзажами, и, очарованный ими, остается здесь навсегда. Кто жить, кто работать. И если главным проспектом Оболони в период застройки и поныне остается построенный на намывном грунте Оболонский проспект (бывшая Центральная городская улица), то другие культурно-экономические акценты успели несколько раз поменяться. С появлением Московского моста они медленно перешли в сторону реки, а вот теперь авторы многочисленных концепций торговых комплексов, нагружая Петровку, практически сумели уравновесить архитектурно-демографические весы. Настоящим лидером стал «Караван» на Оболони, площадь которого — 42 тыс. кв. м — примерно втрое превышает размер среднего торгового центра в Киеве. Интересно, что львиная доля новых торговых центров (ТЦ «Альта-Центр», «Макрос», «Курени», вторая очередь «Каравана») открылись именно на Оболони, что, по мнению аналитиков, говорит о том, что район опережает другие спальные районы Киева по уровню доходов жителей. «Все время будет что-то меняться, ведь город развивается как живой организм, — резонно замечает в ответ на то, будет ли Оболонь когда-то герметичным районом, один из авторов застройки нынешней Оболони, Народный архитектор Украины Валентин Исак. — Появляются новые материалы, новые идеи. Может быть окончен один дом, но не целый район…». Конечно, уже немало сделано в плане реконструкции района и усовершенствования существующей инфраструктуры. Так, в результате огромной творческой и технической работы был обустроен микрорайон 3-Б. Свидетелем этих преобразований район стал в 1995-1999 годах. Потом были начаты работы по благоустройству Оболонской набережной, которая нынче превратилась в любимое место для прогулок жителей Оболони, а также на участке метро «Минская» — до улицы Тимошенко с выходом к Днепру. В настоящий момент, по словам Валентина Исака, осуществляется застройка от улицы Лайоша Гавро до площади возле метро «Оболонь». «В третью очередь будет вестись строительство от улицы Героев Днепра к площади возле метро «Героев Днепра», — говорит «отец» новой Оболони. — Таким образом, в итоге будут созданы три новых центра Оболони, или, вернее, три композиционные оси, органично дополняющие Оболонский проспект». Прирастет район на жилье. Уже в первой половине этого года из общего объема жилищного строительства при запланированных 89,48 тыс. кв. г жилья на год по заказу Оболонской администрации введено в эксплуатацию 11,0 тыс. кв. м. Это жилые дома № 16, 17-б и 114 в 3-А микрорайоне. Появится 26-этажка на берегу озера Вербное, рассчитанная на 230 квартир. Сравнительно с аналогичным периодом минувшего года введено в эксплуатацию жилья на 37,5 % больше. Жилищно-торговый комплекс на полторы тысячи квартир появится в квартале, ограниченном улицами Полярной, Майорова и Дехтяренко, причем не только сам комплекс, но и детский садик, а также несколько тысяч «квадратов». В свою очередь, любое строительство в районе потребует прокладки новых транспортных артерий и расширения существующих. Даже и без того длинный Оболонский проспект придется продлить. Станет краше и без того красивая Оболонская набережная. «На днях мы рассматривали предложения по обустройству набережной на Оболони — от улицы Северной до залива Волковатый — и реконструкции парка в урочище «Наталка», — говорит главный архитектор города Василий Присяжнюк. — Я считаю, что после проведения работ набережная на Оболони станет примером для всего города. Проектом предусмотрены подпорные стены вдоль реки, мощеные пешеходные дорожки, спуски и пандусы для инвалидов, антивандальные лавочки для отдыха, клумбы. Посадим много кустов, деревьев». А размеры метаморфоз значительные: только ориентировочная площадь земельного участка, который должен приобрести современные черты, составляет 10 гектаров. Продолжаются проектные работы по реконструкции ул. Курортной в Пуще-Водице. Расширяется и масштаб сопутствующей инфраструктуры. Так, на Московском проспекте, 26б, планируют построить многоэтажный паркинг с нежилыми помещениями. Через два года на Оболони появится новый учебный корпус педагогического колледжа при Киевском Национальном университете имени Тараса Шевченко на тысячу учащихся. Тем не менее, еще многое предстоит сделать. Поскольку и всего намеченного может оказаться недостаточно для развития района, в котором сегодня живут свыше трехсот тысяч киевлян…
Игорь Андрущенко http://www.neruhomist-ua.com/
|