Имеющийся сегодня в украинской столице рынок предложений в развлекательной сфере пока существенно отстает от западного как по количеству, так и по уровню и разнообразию предлагаемых услуг. Тем не менее спрос на подобный сервис на протяжении последних пяти лет способствовал весьма стремительному развитию этого сегмента в столице.
Если раньше кинотеатры и бильярдные были едва ли не единственными способами проведения досуга, то сегодня все больше торговых объектов в Киеве включают в свой состав крупные развлекательные зоны, а, кроме того, в столице с завидной периодичностью возводятся специализированные автономные центры проведения досуга. Причем визуально определяемая посещаемость таких центров и зон дает все основания предполагать, что данный бизнес вопреки неблагоприятной ситуации в настоящее время успешно развивается.
Сплошная уникальностьСегодня в столице суммарно работает шесть крупных автономных развлекательных комплексов: "Ультрамарин", центр семейного досуга "Дивосвiт", детский развлекательный центр "Тропикал Парк", а также развлекательный центр "Терминал" и комплекс "Блокбастер". С некоторой натяжкой к специализированным развлекательным центрам столицы многие специалисты относят и комплекс Arena Entertainment, функционирующий параллельно с торговым центром "Арена Сити".
Каждый из действующих автономных развлекательных центров эксперты не без основания относят к уникальному предложению рынка, чего нельзя сказать о развлекательных зонах в торговых комплексах. Так, первая ласточка специализированных "развлекаловок" столицы — "Ультрамарин", появившийся еще пять лет назад, хоть и предложил достаточно известный киевлянам набор развлечений (мультиплекс, казино, боулинг-клуб, бильярд, кафе, ресторан самообслуживания и детскую игровую площадку), был уникален тем, что впервые все эти развлечения были сконцентрированы в одном месте на площади 20 тыс. кв. м.
Следующий автономный развлекательный центр "Дивосвіт" оказался уникален настолько, что до сих пор не имеет аналогов в Украине. Собственники положили в его основу развлекательно-познавательный принцип: в пятиэтажном здании — "пять миров", каждый из которых представляет определенную тематическую зону и в хронологическом порядке воссоздает эпоху зарождения и существования Земли. Так, Первый Мир ("Мир до Homo Sapiens") включает аттракцион "Диво райд" — поездка в специальных кабинках сквозь пространство доисторической эпохи. Второй Мир ("Мир Homo Sapiens") — "эпоха первобытного человека" — здесь расположен Центр ремесел и кафе "Кухня кроманьонца". Третий Мир ("Мир высоких технологий") сосредоточил виртуальные трехмерные стимуляторы, развивающие игры и многоуровневый детский городок-лабиринт. В Четвертом Мире расположены спортивные аттракционы Lazer Blast и 4D кинотеатр "Дивокіно". И, наконец, Пятый Мир ("Космическая реальность") представляет собой многофункциональный зал Sky Hall для проведения культурно-массовых мероприятий.
Следующий проект специализированных детских развлечений — "Тропикал Парк" — оказался не таким оригинальным, как "Дивосвіт", но, тем не менее, предложил киевлянам не завязанный на шоппинге полноценный детский отдых в окружении тропиков — "лето посредине зимы". Для малышей от двух лет здесь организовали всевозможные аттракционы, авто-мотозону, многоуровневый детский лабиринт, игровую площадку, горку-батут, игровые автоматы, кукольные представления, а также танцы на дискотеке и специальное детское меню в кафе.
Прорывом же в организации молодежного отдыха и отдыха для взрослых в 2005 году на рынке стал развлекательный центр "Терминал" в Броварах, представляющий собой 4-этажное здание общей площадью 75 тыс. кв. м. Крытый картинг в составе этого комплекса до сих пор считается уникальным предложением на рынке. Кроме него, "Терминал" предлагает еще множество заведений для отдыха и спорта: мультиплекс, боулинг, ледовую арену, лазерные игры "Гиперболоид", казино, фитнес-центр (бассейн, сауна, солярий, массаж, гидромассаж), детскую комнату, детские игровые автоматы, а также заведения общественного питания и отель "Ландхаус".
Примером же правильно организованных клубных развлечений на рынке до сих пор остается комплекс Arena Entertainment, который не имеет аналогов среди объектов развлечений в Украине. У комплекса четыре основных развлекательных направления (Arena Beer House, Arena SportZone, Casino Arena, Arena Night Club), ориентированных на посетителя среднего и выше среднего класса, и одно дополнительное (Street Dance Place, которое может одновременно разместить до 7 тыс. человек) для посетителей среднего класса. Знаковость этого комплекса, по мнению специалистов, — в организации развлекательных функций по западным меркам, что характеризуется большим интересом к нему иностранных гостей.
Развлекательно-торговые миксыПо словам генерального директора компании "Украинская Торговая Гильдия" Вадима Непоседова, практика сегодня однозначно демонстрирует, что несмотря на уникальность и в некотором роде даже неповторимость большинства проектов автономных развлекательных центров, их прибыльность для собственников сегодня значительно ниже, чем в случае сочетания развлекательного сектора с торговой функцией (в составе торгово-развлекательных и многофункциональных комплексов). "К сожалению, уникальность концепции в настоящее время еще не означает прибыльности подобного бизнеса, и финансовая успешность развлекательных центров в Киеве пока весьма призрачна", — отмечает эксперт.
По словам специалистов, это в первую очередь связано с тем, что себестоимость строительства развлекательных объектов значительно превосходит аналогичные показатели для торговых, в то время как арендаторы таких помещений — операторы развлекательных сфер — напротив, не готовы платить столь высокие арендные ставки, какие платят предприятия торговли. В итоге автономная развлекательная недвижимость требует гораздо больше первоначальных инвестиций и имеет гораздо более продолжительные сроки окупаемости по сравнению с недвижимостью торговой.
По данным заместителя директора по вопросам развития Build & Live Development Елены Распутной, себестоимость строительства развлекательных площадей превосходит аналогичные показатели для торговых как минимум на 25–35% (по причине их высокой технологичности и из-за большего количества площадей общего пользования в развлекательном центре). Доходы же от них, напротив, на 40–50% меньше, поскольку стоимость аренды для арендаторов, как и во всем мире, рассчитывается по особым схемам: например, арендная ставка детских развлечений — 10–12% от дохода оператора, кинотеатра — 10–14%, фуд-корт платит аренду лишь за рабочую зону. "В итоге до наступления кризиса средние сроки окупаемости инвестиций в развлекательные центры составляли 7–8 лет, в то время как в торговые центры — 3–5 лет", — говорит г-жа Распутная.
Таким образом, наиболее выгодными с точки зрения рентабельности, по мнению экспертов, на данный момент представляются включения крупных развлекательных зон в состав торговых комплексов. По словам специалистов, это позволяет новым центрам достойно конкурировать на рынке и успешно формировать пул своих покупателей, отбирая их у специализированных ТЦ. Размещение развлекательной зоны в крупных магазинах, согласно исследованиям, способствует увеличению потока посетителей на 25–30%. Таким образом, основной плюс такого шага заключается в оптимизации покупательских потоков и возможности увеличения арендных ставок для торговых операторов по причине увеличения объемов продаж последних.
На сегодняшний день развлекательную составляющую имеют около 15 торговых центров столицы —это "Караван", "Украина", "Магеллан", "Большевик", "Комод", "Квадрат на Перова", "Ритм", "Променада", "Аладдин", "Метрополис" и др. Причем площадь развлекательного сегмента торгового центра по мере развития последнего имеет тенденцию к увеличению и может на данный момент достигать до 50% всего помещения. Постоянно увеличивается и спектр предлагаемых развлечений. Наиболее популярными в структуре таких зон остаются многозальные кинотеатры, игровые автоматы, боулинг и бильярд, ледовые катки, фуд-корты и концептуальные рестораны. Одновременно довольно активно развивается такой сегмент развлечений, как детские игровые зоны и компьютерные клубы. Первые предлагают, как правило, развлечения в виде игровых автоматов и симуляторов, лабиринтов и воздушных пушек, автодромов и стен для скалолазания, а также кафе и пиццерии, сцены для концертов и представлений и услуги по организации детских праздников. Компьютерные клубы, в свою очередь, являются идеальным вариантом для заполнения маловостребованных и малопосещаемых участков комплекса, причем в случае удачной маркетинговой политики организаторов (проведения международных соревнований, контроля за уровнем оборудования и ценовой политикой) они становятся весьма рентабельными и популярными (как, например, компьютерный клуб Samsung C-club в ТЦ "Метроград", который вытеснил дискотеку). Изюминками же столичного рынка, по мнению специалистов, продолжают оставаться альпинистские горки и роллердромы.
Можно ждать сюрпризовАнализируя ближайшее будущее развлекательного сегмента в украинской столице, эксперты сходятся во мнении, что потенциал этого рынка остается очень большим. Тем не менее в условиях кризиса ликвидности ждать в ближайшее время появления крупных автономных проектов или инновационных развлекательных зон в составе торговых комплексов не приходится. "Развлечения в Киеве никогда не были дешевыми. А в условиях сложившейся ситуации и необходимости пересматривать свои расходы люди в первую очередь будут отказываться от дополнительных трат, в том числе и развлечений", — говорит Елена Распутная.
Правда, коснется подобная "экономия" в большой степени тех объектов, которые будут выходить на рынок в условиях кризиса или уже функционируют. У перспективных же проектов, по мнению аналитиков, есть хороший шанс пересмотреть свою концепцию по составу и ценовому уровню арендаторов, чтобы в случае возникновения подобной ситуации и в процессе возрождения рынка развлечений иметь преимущества по стоимости, разнообразию, качеству и востребованности.
По словам специалистов, несмотря на то, что создание развлекательных центров для девелоперов в украинской столице сегодня неэффективно, бизнес в Украине так или иначе со временем начнет диверсифицироваться. И если сегодня девелоперы преимущественно инвестируют в то, что дает максимальную прибыль, то по мере насыщения рынка компании начнут вкладывать средства в другие проекты, в том числе и в развлечения.
Эксперты также утверждают, что в будущих проектах киевляне смогут увидеть гораздо более интересные развлекательные составляющие, такие как аквапарки, аквариумы и даже горнолыжные спуски, проекты которых уже есть в Украине, но отсутствуют в столице. Кроме того, по мнению Елены Распутной, инновации на рынке могут привести к появлению в столице загородных сафари, диснейлендов, скалодромов, полей для мини-гольфа и т. п. Стимулирующее воздействие на украинскую индустрию развлечений также может оказать укрупнение различных операторов, в частности мультиплексов и боулинг-клубов, или же выход на отечественный рынок российских компаний, специализирующихся на детских развлечениях (например, Crazy Park, "Стар Гэлэкси" и др.).