1. Московский
В 1971 году началось строительство мостового перехода в северной части Киева, соединившего Петровку и Оболонь с жилыми массивами Радужный и Троещина, - первого в Союзе вантового моста. Его открытие состоялось 3 декабря 1976 года, мост стал одним из самых красивых в столице, а его автор Георгий Фукс в 1978 году получил премию Совета Министров. «Висит» мост над Днепром, поддерживаясь вантами, закрепленными на 115-метровом железобетонном пилоне. Вначале была идея на этом пилоне высотой с 35-этажный дом построить ресторан, а позже - установить скульптурную композицию - ладью с легендарными основателями Киева Кием, Щеком, Хоривом и Лыбидью. Но ни одна из этих задумок не была воплощена: сейчас на пилоне есть только небольшой медный герб Киева советской эпохи (лист каштана, лук со стрелой и звезды) и надпись «Московский мост. 1976». До появления названия Московский мост были другие варианты - Северный и Дружбы народов. Мост с тремя полосами для движения транспорта в каждом направлении и одной реверсной полосой и пропускной способностью в 60-64 тысяч авто в сутки каждый день пропускает 127 тысяч машин.
2. Мост Метро
Благодаря этому многопролетному мосту арочно-консольной системы из железобетона, возведенному в 1965 году в рамках строительства метрополитена и соединившему Печерск и Левобережный жилмассив, метро стало, наконец, доступно и киевлянам, живущим на Левом берегу. Одновременно с мостом появились станции метро «Гидропарк» и «Левобережная». Он представляет собой двухъярусную конструкцию длиной 686 м для движения поездов метро и автотранспорта (верхний и нижний ярусы). Что касается автомобилей, то, несмотря на то, что пропускная способность моста всего 20-25 тысяч машин в сутки, ему приходится «вкалывать за себя и за того парня»: реальная загруженность моста составляет 13 процентов от общего транспортного движения через Днепр (43 тысячи авто). Нуждается в капитальной замене мостового полотна, которая обойдется коммунальной казне в 12 млн гривен.
3. Дарницкий
Это основной железнодорожный мост длиной около полутора километров, связывающий берега столицы на отрезке между ж/д станциями «Киев-Московский» на Правом берегу и «Дарница» на Левом. Именно по нему регулярно идут поезда, движущиеся из Киева в восточном направлении. С этого моста открывается самый красивый вид на Правый берег, его храмы и зеленые холмы. Его предшественник, первый железнодорожный мост, тоже Дарницкий, появился в 1870 году как продолжение современной улицы Старонаводницкой между Киево-Печерской лаврой и Выдубицким монастырем - сейчас там мост Патона. Строился под руководством военного инженера Аманда Струве по новому в то время способу (на кессонном основании) и был самым большим мостом в Европе протяженностью свыше километра. В 1920 году первый мост взорвали белополяки, позже его отстроили заново. В войну его вместе с остальными мостами через Днепр снова разрушили и уже после восстановили в нынешнем виде.
4. Петровский (им. Петровского)
Второй железнодорожный мост, зовущийся Петровским, является логическим завершением улицы Электриков, «отчаливающей» в районе Московского моста на Рыбальский остров, и ведет через Днепр на Левый берег в район Воскресенских и Русановких садов. По нему проходит лишь одна железнодорожная колея: этот мост является вспомогательным - кроме курсирующих несколько раз в сутки пригородных электричек, используется в основном для грузовых перевозок. Работы по сооружению моста начались в 1928 году, и 8 ноября 1929 года он был открыт. А уже через два года пережил одно из крупнейших киевских наводнений. Весной 1931 года уровень Днепра резко поднялся, были затоплены поселки на Трухановом острове и на Левобережье. Паводок прорвал железнодорожную насыпь в районе Петровского моста, затопив станцию Киев-Петровка. Во время войны мост был разрушен, а после восстановлен. Носит имя, как и город Днепропетровск, революционера, председателя Всеукраинского ЦИК СССР Григория Петровского.
5. Мост Патона
Конструкции для моста Патона на протяжении двух лет варили на Днепропетровском заводе. К 1953 году мост из 26 пролетов, спроектированный с применением новой технологии электросварки, был готов. Его длина -1543 м, ширина - 21 м. По нему проложили трамвайную колею, связавшую центр города с левобережными районами (недавно ее заменили троллейбусной). Вот только сам Патон не дожил до открытия - умер, оставив «детищу» свое имя. Несмотря на уникальность моста, со дня открытия его ни разу не ремонтировали капитально. Кроме того, этот мост с пропускной способностью в 5-10 тысяч авто в сутки ежедневно испытывает нагрузку в 80 тысяч машин. Сейчас готовятся документы на проведение его реконструкции под восемь полос движения - четыре в каждом направлении, а также на укрепление проезжей части. Все это станет возможно тогда, когда будет сдан в эксплуатацию хотя бы один из новостроящихся мостов через Днепр. На реконструкцию уйдет несколько лет и около 714 млн гривен.
6. Южный
В отличие от Московского, этот долгострой авторства Георгия Фукса находится на юге города, отсюда и его название - Южный. Строительство моста было начато в 1983, а закончено в 1990 году. В результате получился самый длинный, широкий и высокий мостовой переход в Киеве: длина - 8 км, ширина - 40 м. Сам мост длиною около километра предназначен для пропуска путей метрополитена и имеет 6 полос движения для автомобилей. Соединяет улицу Саперно-Слободскую, Столичное шоссе и станцию метро «Выдубичи» на Правом берегу с проспектом Бажана на Левом. Собственно, его и строили для Сырецко-Печерской линии метрополитена, ведущей в Харьковский район. При пропускной способности моста в 65 тысяч автомобилей ежедневно по нему пробегают 90-100 тысяч машин - треть от общего автотранспортного потока через Днепр. Несмотря на свою «молодость» (ему всего 17 лет), Южный мост уже сейчас нуждается в ремонте: замене гидроизоляции мостового полотна и покраске вантов. На это может уйти полгода и около 100 млн гривен. |