2007-09-02 12:16:45
Отечественный рынок складской недвижимости в ближайшие годы может сделать стремительный рывок вперед.
На такую мысль наводит достаточно быстрый рост инвестиционной
активности в этом секторе рынка коммерческой недвижимости, благодаря
чему новые и масштабные проекты по строительству складских комплексов
стали появляться в последнее время, как грибы после дождя. Вместе с тем
в секторе складской недвижимости прослеживается тенденция повышения не
только количественных характеристик новых проектов, но и качественных.
Некоторые компании даже заявили о планах создания складских комплексов
невиданного доселе в Украине формата – логистических хабов. Но каковы
перспективы проектов такого рода в Украине и можно ли считать, что
потребительская среда созрела к появлению такого рода объектов? Ответы
на эти вопросы интересуют сегодня многих операторов рынка коммерческой
недвижимости. ХАБ – НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ПРОСТО СКЛАД
Что же представляет собой логистический хаб, и какова «технология»
реализации такого рода проектов? Судя по объектам аналогичного формата,
что работают за рубежом, хаб – это не просто крупный логистический
центр, а скорее некий складской «поселок», инфраструктура которого
весьма разнообразна и часто включает в себя не только склады, а и
производственные помещения для обработки или подготовки к перевозке
товарной продукции, ремонтные мастерские для грузового автотранспорта,
железнодорожный, морской или речной грузовой терминал, участок таможни
и прочие элементы, необходимые для организации бесперебойного
грузопотока. Консультанты часто рекомендуют девелоперам такие проекты.
Однако заранее надлежит позаботиться о нескольких моментах. Например,
товар, поступающий на территорию хаба, нередко нужно не только принять,
но и очистить, причем вне зависимости от того, в каком виде его
привезли – в фуре, в паллетах, в россыпи или в контейнере. Любой
приехавший груз должен быть обработан. Это касается и обработки
специфических грузов – замороженных, охлажденных или сыпучих. Для
обеспечения нормальной работы арендаторов площадей спектр
предоставляемых услуг должен быть достаточно широк: связь, общепит,
бензоколонки и мойки, ремонтные блоки для транспорта и пр. Это, кстати,
станет и дополнительным заработком для девелопера комплекса.
Разработка концепции подобных объектов складской недвижимости
базируется на трех основных элементах. Она начинается с анализа
наилучшего или уже существующего местоположения. То есть если комплекс
строится на месте какого-то предприятия, то проводится анализ
существующего в том месте положения, если создается проект без привязки
к конкретному участку, то на этом этапе проводится анализ наилучшего
его местоположения. В этот же момент рассматриваются возможные способы
доставки товаров на территорию хаба – железнодорожным или автомобильным
транспортом, авиационным, наличие трудовых ресурсов вблизи будущего
объекта и прочее. Второй элемент концепции – организация
территории с учетом существующей и планируемой инфраструктуры. Это
достаточно сложная задача, и часто она становится головной болью для
девелопера проекта, так как включает в себя не только взаимодействие с
госорганами, но и зонирование территории. Речь идет не об изменении
категории земель, а о том, что любую площадку надо разделять на зоны.
Ведь нельзя на одну территорию посадить компанию, которая занимается
производством цемента, а рядом – тех, кто производит йогурты.
Зонировать арендаторов в рамках одной площадки приходится даже при
схожих направлениях деятельности, и в любом случае возникнут «мертвые
зоны», где невозможно будет ничего построить, потому что это запретят
санитарные нормы. Третий элемент – коммуникации. Это очень
обширный фронт работы, ведь для обслуживания столь крупных складских
комплексов необходимо создать такую коммуникационную инфраструктуру,
которой хватило бы для обслуживания небольшого населенного пункта. О
том, какая это головная боль и как дорого все это будет стоить, –
наверное, не нужно рассказывать никому.
|