Если высшая государственная власть на протяжении последних лет пребывает в перманентной политической борьбе и проблемы инфраструктурного развития страны поднимает лишь в предвыборных тезисах, то на местном уровне чиновники в той или иной степени этими вопросами озабочены уже давно. В частности, за счет местных бюджетов либо спонсорства предприятий развиваются объекты социального значения во многих районах Киевской области, однако все понимают, что реализовать наиболее важные для региона проекты можно только с привлечением крупных иностранных инвесторов.
Когда речь заходит о целевых инвестициях, иностранные компании проявляют наибольший интерес к проектам развития транспортной инфраструктуры. Так, японская корпорация Itochu выразила готовность принять участие в строительстве скоростной железной дороги из аэропорта «Борисполь» в Киев. Предварительная стоимость проекта составляет около $ 280 млн. Кроме того, Itochu планирует участвовать в возведении Южного объездного и Николаевского мостов, а их соотечественники из корпорации Mitsubishi Heavy Industries – тоже в сооружении Южного объездного моста, а также модернизации нескольких украинских аэропортов и строительстве Большой кольцевой автомобильной дороги (БКАД).
Не менее активный и, главное, реальный интерес к транспортной сфере проявляет немецкая холдинговая компания Dorsch Gruppe. «Мы уделяем особое внимание дорожной инфраструктуре, потому что с ней более-менее ясна ситуация ввиду предстоящего чемпионата Европы по футболу. Уже проходят переговоры и встречи по этому поводу в Украине, Германии и Великобритании. На все наши проекты под эгидой Евро-2012 мы рассчитываем привлечь значительные инвестиции», – рассказывает исполнительный директор ООО «Дорш-Восточная Европа» Любомил Хаджиниколов. В то же время эксперт видит 3 основные проблемы БКАД: отсутствие полной и точной информации, сложности с отчуждением земли под магистраль и неправильный по многим параметрам проект. Немецкая компания готова консультировать украинскую сторону для устранения последней проблемы, но первые две, по убеждению г-на Хаджиниколова, обязано решить государство.
Наибольший интерес иностранные компании проявляют к проектам развития транспортной инфраструктуры. К тому же модернизация пролегающих в Киевской области международных транспортных коридоров требуют значительного внешнего финансирования |
Также Dorsch Gruppe ведет переговоры с Министерством транспорта и связи, руководством «Укравтодора» и другими высокопоставленными чиновниками. «Мы планируем организовать совместную рабочую группу по созданию концепции развития государственной инфраструктуры автодорог по всей Украине на следующие 40 лет, – объясняет г-н Хаджиниколов. – Сейчас мы хотим выиграть весьма важный для нас, с точки зрения опыта и престижа, тендер «Разработка проектов для усовершенствования украинских норм, правил и стандартов по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог». Данный проект не станет очень прибыльным, но он отражает суть нашей работы».
Пока инвесторы планируют, местная власть уже отчитывается о ходе работ по сооружению БКАД. Руководитель постоянной комиссии Киевоблсовета по вопросам капитального строительства и архитектуры Вадим Башут сообщил, что генеральное направление прохождения магистрали вокруг столицы уже одобрено. Но на изъятие земельных участков, по которым будет проложена дорога, изменение их целевого назначения и согласование проектной документации рекомендовано наложить временные ограничения.
Несмотря на важность БКАД и огромный бюджет проекта, районные власти больше переживают о других дорогах государственного и местного значения, общая протяженность которых на 2008 г. составила 8533,6 км. Для их развития и содержания пока используются государственные средства: в прошлом году эта цифра составила 640,2 млн грн. (569 млн грн. поступили из госбюджета, а 71,2 млн грн. – из областного). Но инвесторам будет где развернуться и в этой отрасли – расположенные в регионе 3 международных транспортных коридора, аэропорты «Борисполь», «Киев» и «Узин» требуют значительного внешнего финансирования.
Проекты, за которыми будущее
Помимо самих магистралей, создается и придорожная инфраструктура, во многом рассчитанная на обслуживание Евро-2012. Например, в соответствующую госпрограмму включено строительство нового офисно-развлекательного отельного комплекса Kiev Airport City около с. Гора Бориспольского р-на, в непосредственной близости от нового терминала международного аэропорта «Борисполь». Концепцию проекта, отвечающую мировым стандартам бизнес-парков в аэропортах, разработало австрийское архитектурное бюро Moser Architekten. Kyiv Airport City будет занимать земельный участок площадью 8 га с фасадной линией вдоль дороги к аэропорту. Проект включает 2 гостиницы (на пять и четыре звезды), 5 офисных зданий, торговую зону, конференц-центр и паркинг на более чем 2 тыс. мест. Общая площадь сооружений – около 300 тыс. кв. м.
|
Mall of Ukraine - ТРЦ концептуально нового формата |
Претерпевают изменения и такие традиционные виды девелопмента, как строительство торгово-развлекательных центров (ТРЦ) площадью более 100 тыс. кв. м. Так, компания DEOL Partners в 7-ми км от западной границы Киева строит концептуально новый ТРЦ – Mall of Ukraine. «Кроме привычных магазинов и фуд-кортов, на территории проекта будут озера, лес и рекреационный комплекс, в который войдут парк приключений «Два бобра», спортивная деревня, фан-зона для Евро-2012, музыкальные фонтаны и лодочная станция, – рассказывает директор по маркетингу компании DEOL Partners Марина Рымаренко. – Открытие первой очереди запланировано на конец 2010 г., второй и третей – к 2012 г. Инвесторами являются международный инвестиционный фонд Investrong и группа компаний Intermedia Group, а над созданием проекта работает команда международных и украинских специалистов архитектурного бюро Chapman Taylor, а также компании Cushman & Wakefield и Ernst & Young».
Вышеизложенные варианты инвестиций в последние годы пользовались меньшей популярностью, нежели строительство коттеджных городков, складских комплексов либо просто спекулятивные земельные операции. Еще сложнее обстоят дела с инвестированием в объекты экологии, культуры, спорта, медицины, туризма и рекреации. Эти направления требуют не только знания определенной узкопрофильной сферы хозяйства, наличия лицензий и больших капиталов, но и очень тесных контактов с властями всех уровней.
Например, в столь специализированный бизнес, как вывоз и переработка мусора, постороннему инвестору войти сложно, однако необходимость в этом не исчезает. Ситуация с бытовыми отходами в Киеве с каждым годом становится все более удручающей. И хотя нашу столицу пока не сравнивают с переполненным мусором Неаполем, но главный полигон бытовых отходов киевского региона (№5), равно как и другие подобные объекты, без серьезных инвестиций справляться со своей задачей сможет еще недолго. А киевский мусоросжигательный завод «Энергия» способен ликвидировать только до 25% отходов региона. Кстати, в Европе с 2011 г. планируют запретить захоронение мусора в принципе, в Украине же пока перерабатывается и утилизируется лишь около 3%.
Самое необычное
Несмотря на то, что Киевская область, как в один голос утверждают эксперты, просто создана для рекреационных, развлекательных и туристических проектов, вкладывать деньги в их развитие отважились немногие. В основном в эти сферы деятельности инвесторы попадали по двум причинам, которыми были либо нежелание нести груз социальных компенсаций и отчислений за сооружение крупных и вредных предприятий, либо личная мотивация, основанная на хобби.
Целью проекта «Парк Киевская Русь» в Обуховском районе является воссоздание в натуральную величину и с максимальной исторической достоверностью детинца средневекового Киева
|
Именно благодаря последней в Обуховском р-не около с. Копачив на участке в 50 га реализуется проект «Парк Киевская Русь», целью которого является воссоздание в натуральную величину и с максимальной исторической достоверностью детинца Киева. Подобные объекты в столице и области уже есть – это государственные музеи под открытым небом в Пирогово и Переяславе-Хмельницком, но данный прецедент уникален не только идеей, а и источником финансирования. Строится парк на средства специально созданной группой украинских бизнесменов благотворительной организации «Славянский фонд». Как объясняет ее президент Владимир Янченко, на сегодня в проект уже вложено порядка $ 10 млн, всего же на его реализацию потребуется $ 300 млн, часть из которых создатели парка будут выручать за счет туристов по мере строительства объекта. Первая очередь запланирована к сдаче до 2012 г., еще 4-7 лет уйдет на полное завершение работ. Г-н Янченко признается, что отважиться на создание такого объекта его подвигли любовь к Киеву и желание напомнить и показать людям величие Древней Руси.
Впрочем, бизнес-мотивы в проекте тоже присутствуют. О серьезности намерений создателей парка говорит обширность связей, которыми они уже успели обзавестись для поддержки, – это местная власть, Парламентская ассамблея Совета Европы, Верховная Рада Украины, Госслужба по вопросам национального культурного наследия, Министерства культуры и образования, Госкомтуризм, а также ряд посольств, научных учреждений и музеев, в т. ч. российский Государственный Эрмитаж, Российская академия наук, Институт археологии НАН Украины и Национальный союз архитекторов Украины.
Владимир Янченко отмечает, что «Киевская Русь», находясь на начальном этапе строительных работ, уже становится центром культурно-бизнесового притяжения. По словам эксперта, он слышал об идеях создать рядом с парком улицу мастеров, где народные умельцы изготовляли бы и продавали соответствующие товары, а также построить поблизости ипподром, аквапарк и небольшой аэропорт. Будут ли реализованы эти планы, покажет время, но, как правило, один успешный проект притягивает другие.
Похожую ситуацию можно наблюдать в с. Процев Бориспольского р-на, где увлеченный конным делом президент холдинга «Восточная инвестиционная группа» Алексей Бутенко построил загородный клуб верховой езды «Конюшня Бутенко». «Ближний загород должен стать зоной досуга для киевлян, ведь в столице не так много развлекательных заведений, куда можно пойти всей семьей на выходных, – считает бизнесмен. – Наш клуб станет центром местной развлекательной инфраструктуры, мы предложим потребителям игорный бизнес – ипподром с бегами, букмекерскими конторами и прочими сопутствующими услугами. Проект полностью будет реализован до 2013 г., хотя, возможно, из-за кризиса некоторые очереди придется сдвинуть к 2015 г. Кроме того, мы уже достаточно хорошо развили дорожную инфраструктуру, и еще планируем провести дорогу Киев-Процев».
Суммарные же инвестиции в развитие инфраструктуры Бориспольского р-на, по оценкам представителей местной власти, составят более $ 5 млрд, в том числе около $ 1 млрд на реконструкцию международного аэропорта «Борисполь» и по $ 500 млн на строительство БКАД с мостом через Днепр, дороги Киев-Процев и развитие самого с. Процев.
Но такие примеры создания нетипичных для Киевской области и медленно окупающихся объектов пока единичны. «Идеи есть, но их количество несопоставимо с числом проектов жилой, коттеджной, логистической и бизнес-застройки. Мешает их развитию ориентация на быструю прибыль – традиционная для отечественных компаний и приоритетная для западных инвесторов, которые приходили на наш рынок. Так что сейчас ни украинцы, ни иностранцы не спешат вкладывать деньги в сложные проекты с новыми, тяжело прогнозируемыми рисками», – объясняет директор по маркетингу компании SV Development Владимир Степенко. Одним из интересных проектов эксперт считает строительство аквапарка, несколько недоумевая, почему объект подобного профиля до сих пор не появился в окрестностях столицы, – в Крыму их уже 5, и все пользуются спросом.
Реализация целевых инвестпроектов даст возможность киевлянам жить в относительно чистом регионе, где развиты медицина, спорт и сфера развлечений, где успешно функционируют агробизнес и промышленность, развиты дороги и транспорт. Время быстрых денег уже прошло, настала пора осваивать фундаментально востребованные виды бизнеса, пусть даже прибыль они принесут не сегодня, а только послезавтра.