2009-12-09 16:38:12
В условиях снижения потребительского спроса некоторые региональные производители бетона решили попытать счастья на столичном рынке В связи с финансовым кризисом и снижением потребительского спроса на многих рынках строительных материалов были “заморожены” различные инвестиционные проекты. Сегодня лишь некоторые фирмы имеют возможность вкладывать деньги в увеличение или модернизацию производственных мощностей, расширение ассортимента продукции, завоевание новых рынков сбыта и т.д. Впрочем, некоторые операторы в производство стройматериалов таки инвестируют — то ли по инерции (завершают ранее начатые проекты), то ли в надежде найти новые рынки сбыта, когда на ранее занимаемом пространстве развернуться уже негде. Один из таких примеров — львовское ООО “ТКС-бетон” (входит в львовский холдинг “ТКС”; производство и реализация товарного бетона и бетонных растворов; с 2001 г.; около 100 чел.). Успешно работающее в Западной Украине предприятие в конце декабря 2009 г. планирует запустить новый завод по производству товарного бетона и бетонных растворов в Киеве. Роман Краснопольский, генеральный директор ООО “ТКС-бетон”, отмечает: “Через две недели мы получим оборудование, которое смонтируем в течение недели. Это будет уже третий бетонный завод, введенный в эксплуатацию компанией в Киеве в 2009 г. Первый был запущен в мае, второй — в августе этого года”. Общие производственные мощности трех киевских предприятий, принадлежащих холдингу “ТКС” (г.Львов; девелопмент, строительство, производство бетона; с 1998 г.), составляют 400-500 тыс.куб.м продукции год. Но на этом компания, похоже, останавливаться не собирается. В следующем году она намерена открыть еще пять мобильных и стационарных заводов в столице. “В 2009 г. наша фирма заняла примерно 1% киевского рынка, а в ближайшие год-два планирует увеличить свою долю до 15-20%”, — заявляет г-н Краснопольский. К слову, не исключено, что в связи с выходом львовской компании на столичный рынок сократятся рыночные доли крупных местных игроков, в частности, промышленно-строительной группы “Ковальская” (г.Киев; строительство, продажа недвижимости, производство и реализация ЖБК, товарного бетона, бетонных растворов, ССС, брусчатки и др.; с 1956 г.; около 2 тыс.чел.), на которую, по оценкам операторов, приходится 60-65% киевского рынка.
Реакция конкурентов Впрочем, сами киевские бетонщики в реализации амбициозных планов нового игрока сомневаются. Особенно учитывая, что в 2009 г. его влияние на рынок было минимальным. “Продукция “ТКС-бетон” в Киеве стала активно рекламироваться в июле 2009 г., но появление нового игрока значительного влияния на соотношение сил на киевском рынке товарного бетона и бетонных растворов не оказало. Думаю, в условиях финансового кризиса и существенного снижения потребительского спроса освоить новый рынок сбыта будет очень сложно”, — говорит Сергей Пилипенко, заместитель коммерческого директора ОАО “Завод железобетонных конструкций им.С.Ковальской” (г.Киев; производство ЖБК, товарного бетона и бетонных растворов; с 1956 г.; около 650 чел.). С ним согласен и Юрий Перекопский, главный менеджер по производству и продаже товарного бетона и бетонных растворов ООО “Дикергофф (Украина)” (г.Киев; производство товарного бетона и бетонных растворов; с 2003 г.; 130 чел.): “За январь — ноябрь 2009 г. объемы продаж товарного бетона и бетонных растворов в Киеве сократились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. примерно в 2,5 раза. В этих условиях выход нового производителя существенно не повлиял на ситуацию на рынке. Не окажет кардинального влияния и планируемое увеличение производственных мощностей компании в 2010 г., ведь себестоимость бетона почти у всех производителей одинаковая. А для демпинга и покрытия связанных с ним убытков необходимы деньги”. К слову, г-н Перекопский вообще критически относится к идее инвестирования в производство бетона в ближайшие два года: “Наша фирма закупила два комплекта оборудования для производства товарного бетона и бетонных растворов общей производственной мощностью до 600 тыс.т продукции в год. Но, думаю, смысл введения их в эксплуатацию появится только во второй половине 2011 г. или в 2012 г. Хотя мы и ожидаем, что в 2010 г. объемы украинского рынка вырастут на 10-13%”.
Перспективный рынок Несмотря на пессимистические рассуждения столичных операторов, стремление игроков на киевский бетонный рынок вполне объяснимо: по данным Госкомстата, в 2008 г. в столице было произведено примерно 8,5 млн т товарного бетона и бетонных растворов на 2,2-2,4 млрд грн. При этом, хотя в текущем году по известным причинам объемы производства и продаж бетона существенно сократились (за 10 месяцев 2009 г. в Киеве было выпущено 2,86 млн т товарного бетона и бетонных растворов, что более чем в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2008 г.), в структуре производства и продаж данной продукции в Украине на Киев по-прежнему приходится около 40%. Учитывая это, эксперты прогнозируют, что в перспективе столичный рынок будет привлекать все новых и новых операторов. Правда, и старые его фигуранты вряд ли уступят свой кусок хлеба добровольно. Более того, в будущем они могут инвестировать в строительство заводов в регионах. В частности, г-н Пилипенко уверяет, что “Завод железобетонных конструкций им.С.Ковальской” не отказался от выхода на региональные рынки.
http://www.business.ua
|