Четыре украинских города — Киев, Львов, Донецк и Харьков — удостоились чести принять Евро-2012. Если со стадионами все более-менее понятно – о них беспокоится государство, помогли «лучшие люди» регионов, то на гостиничном поле зияют дыры, ведь многие заявленные проекты «заморозил» кризис. Да и УЕФА неоднократно высказывалась по поводу завышенных цен на гостиничные номера и несоответствие их качеству предоставляемых услуг. Как формируются цены на услуги проживания и насколько выгодно гостиницам принимать гостей чемпионата?
Цены: впереди Европы всей
Кажется, все постояльцы единодушно согласны с тем, что цены на номера в киевских гостиницах завышены, а качество – далеко от международных стандартов. Кстати, на известном портале бронирования Expedia средняя оценка иностранцев, посетивших столичные гостиницы, по 5-бальной шкале не дотягивает и до четырех.
Мнение обывателей подтверждают и эксперты. Директор группы гостиничной недвижимости консалтинговой компании DTZ (Россия/СНГ) Дэвид Дженкинс считает, что все претензии посетителей гостиниц Киева в докризисный период к завышенной стоимости номеров и качеству сервиса были оправданы.
«Высокие цены были обусловлены состоянием рынка, так как гостиница — это бизнес, и у владельцев будет стремление получить высокий доход, когда для этого существуют возможности, в условиях слабой конкуренции гостиницы менее ориентированы на стандарты», — пояснил он.
Если в условиях высокого спроса и ограниченного предложения гостиницы были в состоянии обеспечивать себе загрузку, несмотря на высокие тарифы на проживание, то кризис обострил конкуренцию между гостиницами, которые сегодня, вне зависимости от рыночного позиционирования, готовы бороться за всех клиентов — от корпоративных до бизнес-туристов.
По данным консалтинговой компании Knight Frank, в Киеве работает 126 гостиниц на 9,7 тыс. номеров, около 80% из них – среднего и низкого сегментов. В компании DTZ отметили, что с начала года заполняемость киевских гостиниц снизилась на 10-20%, при этом больше всего пострадал сегмент класса люкс. В докризисные времена гостиницы в центре заполнялись на 60-65%, сегодня – на 35-45%.
Кризис повлиял и на цены – за первое полугодие гостиницы снизили тарифы, по разным оценкам, от 15 до 40%. По информации Knight Frank, на конец сентября т.г. за проживание в стандартном номере в 3-звездочных гостиницах нужно было выложить в среднем 90 дол., в 4-звездочных – 230 дол., в 5-звездочных – 588 дол. в сутки.
Но, несмотря на значительное «кризисное» снижение, стоимость номеров в киевских 4-5-звездочных гостиницах по-прежнему выше, чем в столицах европейских стран.
По данным консалтинговой компании Colliers International (Украина), стоимость двухместного стандартного номера в киевских 4-звездочных гостиницах колеблется от 90 евро до 280 евро в сутки, на полулюксы – от 100 евро до 370 евро в сутки, на люксы – 110-520 евро, в 5-звездочных гостиницах – в среднем 310-370 евро (полулюксы – 380-400 евро, люксы – 420-600 евро).
При этом в гривне цены зафиксированы в основном в «Президент-отеле», «Руси», «Лыбиди». В новых 4-5 звездочных отелях стоимость номеров в основном зафиксирована в евро, а кое-где в долларах. По словам эксперта, поскольку гостиницам неудобно часто менять прайсы, в стоимости номеров закладывается определенный люфт.
Отели готовы пересматривать цены, когда курс доллара растет. Если он поднялся на 10 копеек, то цены не пересматривают. К примеру, год назад евро стоил около 8-9 грн., а сейчас – около 12.
Почему так дорого? — Конъюнктура
Ценообразование в нашей стране вещь специфическая. Формируя стоимость номера в новом отеле, управляющая компания не ориентируется на западные сети аналогичной категории, да и цены у соседей-конкурентов не играют особой роли. Хотя, конечно, рынок тщательно мониторится. Откуда же берется стоимость номера?
«Ориентировались, прежде всего, на конъюнктуру нашего рынка – сколько наши клиенты готовы платить за услуги, которые мы оказываем. Это обычный бухгалтерский подсчет нашей себестоимости, затратной части и предполагаемой прибыли», — пояснил управляющий киевского бутик-отеля бизнес-класса City Park Hotel Андрей Шевчук. По его словам, себестоимость определяется месторасположением и стоимостью недвижимости. А поскольку Киев – один из самых дорогих городов Европы, то и номер в гостинице не может стоить дешевле. При этом инвесторам, которые вывели на рынок гостиницы в кризис, нужно окупить вложенные средства, учитывая, что строительство начиналось на пике стоимости недвижимости, строительных материалов и земли.
По данным экспертов, окупаемость гостиницы сегодня выросла во времени и составляет 8-12 лет. Если до кризиса в первый месяц после открытия у гостиницы была 50% заполняемость, сейчас это невозможно. При этом уровень рентабельности отельеров по-прежнему остается тайной под семью печатями.
По мнению А.Шевчука, гости Евро-2012, кроме сервиса, хотят увидеть местный колорит. По всей видимости, его они прочувствуют в наших гостиницах, которым присущ украинский «дух» — «Президент-отель», «Братислава», «Русь», «Крещатик», «Казацкий». Эксперт согласен с тем, что наш уровень сервиса в гостиницах уступает европейскому. «Там конкуренция на другом уровне, множество сетевых отелей, которые задают тон, у которых отлаженный сервис. И многие отели, которые вынуждены с ними конкурировать, обязаны либо предоставлять сервис лучше, либо цены меньше», — добавил он.
У нас же сетевых отелей не так много – только пяти- и четырехзвездочные. При этом иностранцы, которые обычно выбирают сетевые гостиницы в надежде на одинаковый уровень сервиса, в случае с Украиной не прогадают: один стандарт во всем мире. Однако в нашей стране за этот сервис придется выложить больше.
Евро – это только восемь дней
Ожидания от размещения гостей на протяжении восьми дней чемпионата (предполагается, что на протяжении именно стольких дней могут пройти матчи в Киеве) столичных гостиничных операторов нельзя назвать радужными. Особенно камерных гостиниц, места в которых пытается зарезервировать TUI Travel. Если гостиницы с большим номерным фондом могут выделить часть номеров для размещения, то для небольших отелей это грозит убытками.
«К нам пришли из администрации TUI Travel: давайте скидки на период проведения Евро-2012. Нам дают понять, что мы вынуждены из-за того, что у нас хороший отель, подписать с ними соглашение для нас убыточное. Может быть, к этому времени мы дойдем до планируемых 190 евро за номер, но, может быть, нам удалось бы продать номер, к примеру, за 300 евро, а нас заставляют – давайте за 100 евро», — говорит управляющий киевским бутик-отелем бизнес-класса City Park Hotel А.Шевчук.
Грядущий чемпионат и требования УЕФА заставляют гостиницы метаться между молотом и наковальней: с одной стороны, давят местные власти – им нужно обеспечить места для проживания, а с другой стороны, владельцы гостиниц не хотят терять заработок, все-таки такая возможность окупить хотя бы часть вложенных средств выпадает нечасто.
«Для обывателя Евро-2012 – большой праздник, лично для нас – проблема», — добавил А.Шевчук.
Как напомнил Е.Самарцев, TUI Travel занимается обслуживанием только УЕФА. Десятки тысяч болельщиков, которые приедут на матчи, не будут обращаться в TUI, а, скорее всего, будут искать номера через системы он-лайн бронирования. «Евро-2012 для болельщиков будет продано в интернете на 85%», — считает он.
Выходит, что не все так плохо для собственников гостиниц и им можно рассчитывать на приличную прибыль при условии, что их знают за рубежом.
В то время как по требованиям TUI Travel гостиницы вынуждены существенно снижать цены на номера, которые фигурируют в соглашениях на размещение УЕФА, есть основания полагать, что стоимость остальных незадействованных в этом процессе номеров на время проведения чемпионата будет расти.
«Безусловно, там, где будет дополнительный спрос, если мы будем понимать, что останется неохваченным TUI какое-то количество номеров, гостиницы на это время не будут снижать цены», — отметил Е.Самарцев. С другой стороны, по его мнению, главное – не заработать, а поработать для страны, чтобы продвинуть ее на международной арене.
«Мы хотим убедить наш гостиничный бизнес, что Евро для нас – просто формат правильного продвижения имиджа Украины на европейском рынке. Все прекрасно понимают, что те несколько дней, когда приедут болельщики и дадут деньги, в масштабах общего гостиничного бизнеса не так критичны, даже если будет полмиллиона болельщиков», — пояснил глава Нацсовета.
А вот удастся ли убедить отельеров отказаться от прибыли – вопрос риторический. Казалось бы, когда же еще насыщать гостиничный рынок, как не под Евро. Но специалисты утверждают, что правительственные программы, списки объектов никак не помогают реализовывать проекты. И если в высшем ценовом сегменте гостиницы можно пересчитать на пальцах одной руки, то в обозримом будущем очередь до развития одно- и двухзвездочных отелей гостиниц вообще не дойдет. Что, конечно, сыграет на руку присутствующим на рынке операторам.
http://www.prometr.com.ua/