2010-03-19 22:21:11
Кошельки на диете. Подорожание продуктов питания кардинально изменило рацион столичных жителей.
Если до недавнего времени киевская продуктовая розница реагировала на финансовый кризис гораздо спокойнее, чем региональная, то с нового года ситуация изменилась. Обедневшие горожане все чаще экономят на продуктах, отказываясь от молочных и мясных «деликатесов» в пользу картошки и круп. Покупатели со средним уровнем дохода, наоборот, готовы заплатить чуть дороже, но получить качественный товар, поэтому переходят на импортную еду, поскольку заморские продукты дорожают куда медленнее отечественных, пишет "Деловая столица".
Неаппетитные цены Галопирующий рост цен на продукты заставил киевлян питаться скромнее. По данным Госкомстата, в феврале продукты подорожали на 3,5%. Больше всего повысилась стоимость овощей и сахара (на 17%) и молочных продуктов (почти на 8%). Генеральный директор сети Novus Павел Шевчук говорит, что за последние полгода цены на все товары в столичной рознице подскочили в среднем более чем на 20%, а на некоторые группы — фактически в разы. К примеру, молочные продукты и твердый сыр стали дороже на 87%, фрукты и овощи — на 113%, крупы — на 91%.
В деньгах цифры выглядят еще более устрашающе. Литр молока сейчас стоит порядка 7–8 грн., пачка сливочного масла — 13–15 грн., килограмм сыра — от 50–60 грн., картофеля — от 5 грн., гречки — до 10 грн. И судя по тому, с какой пугающей методичностью продавцы переписывают ценники, эти цифры не окончательные. В столичных супермаркетах рассказывают, что каждая новая поставка приходит уже с 3–5%-ной наценкой.
Данная тенденция испортила аппетит многим киевлянам. Результаты изучения потребительских настроений Международным центром перспективных исследований и компанией GFK свидетельствуют, что к концу зимы в столице этот показатель упал по сравнению с декабрем на девять пунктов. А ведь еще в конце 2009 г. цифра, наоборот, была довольно высокой (100) и впервые с начала кризиса достигла так называемой «границы оптимизма». Исследователи не исключают, что именно оживление потребителей позволило продавцам завысить цены даже больше, чем того требовали объективные причины. Но, похоже, ритейлоры все-таки перегнули палку. Все большему числу киевлян не хватает денег на привычный набор продуктов. Директор департамента продаж гипермаркета «Караван» Андрей Минеев говорит, что за последние два-три месяца сумма среднего чека увеличилась на 15–20%. В сетях отказались озвучить эту цифру в деньгах, но, по мнению аналитиков, даже очень скромно питающаяся столичная семья вынуждена расходовать на недельный рацион не менее 300–400 грн. При этом содержимое потребительской корзины разительно оскудело.
Постепенно из нее исчезают такие «деликатесы», как молочные изделия, мясо, рыба и сладости. Директор по закупкам сети «Метро Кэш энд Керри Украина» Михаэль Кайзер отмечает, что в их магазинах снижаются продажи колбасных изделий и мяса, а также свежей рыбы, которую киевляне не считают предметом первой необходимости. По оценкам ритейлоров, продажи перечисленных товаров за последние два-три месяца упали как минимум на треть. Это первый подобный обвал продуктовых продаж в столице с начала кризиса. До конца 2009 г. на еде экономили преимущественно жители регионов, тогда как Киев считался в этом плане сравнительно благополучным.
На бобах и деликатесах Отказавшись от излишеств, небогатые покупатели тратят свой продуктовый бюджет на все более прозаическую еду. По словам Павла Шевчука, несмотря на резкое подорожание овощей, фруктов и круп, их продажи только растут, и, сколько бы ни стоили эти продукты, они по-прежнему останутся на столах киевлян, так как ничего дешевле приобрести все равно нельзя. Желание сэкономить у потребителей перевесило даже заботу о желудках.
В Госпотребстандарте констатируют, что более 40% продукции не соответствует требованиям нормативных документов. Больше всего «неликвида» в категориях хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, сахара, мясных, рыбных и молочных продуктов, масложировой и плодоовощной продукции, чая и кофе, продуктов детского питания, а также куриных яиц. Эти цифры вполне закономерны, если учесть, что при выборе товара большинство покупателей сейчас ориентируются в первую очередь на цены. Андрей Минеев отмечает перераспределение продаж практически в каждой товарной категории в пользу более доступной по стоимости продукции.
Изменение вкусов среднего класса заметили и производители. Как сказал директор департамента торговли и производства группы компаний «Агрополис» (ТМ «Щедрый вечер») Виктор Смирнов, в структуре их киевских продаж за последние пару месяцев объемы реализации продукции в высоком ценовом сегменте уменьшились на 30%, тогда как в эконом-классе, наоборот, выросли на 20%. По словам г-на Шевчука, они привлекают к сотрудничеству региональных производителей, которые готовы поставлять малоизвестные массовому потребителю ТМ по доступным ценам. Кроме того, сети расширяют перечень собственных торговых марок.
Но подобные меры не спасли розницу от оттока покупателей. Павел Шевчук констатирует отток потребителей на рынки. По самым скромным оценкам, базарные торговцы уже отвоевали у цивилизованного ритейла до 10% клиентов и в дальнейшем эта цифра будет только расти.
Иначе ведут себя покупатели со средним уровнем дохода. По мере того, как дорожают привычные для их рациона отечественные продукты, они все чаще ищут аналоги среди импортных товаров. Особенно ярко эта тенденция проявилась в сегменте молочной продукции. Михаэль Кайзер рассказывает, что покупатели все чаще отдают предпочтение польскому твердому сыру, который при более высоком качестве стоит столько же, как и украинский, а то и дешевле. Директор консалтинговой компании «Инфагро» Василий Винтоняк отмечает, что на сегодняшний день доля импортного сыра в столичной рознице занимает порядка 5%.
На первый взгляд, цифра невелика, но если учесть, что только с начала года она выросла на 1–2%, то перспективы продаж импортной продукции в Киеве достаточно радужные. По словам г-на Винтоняка, в столичную розницу недорогие польские сыры («Эдам», «Гауда» и пр.) поступают по цене от 43 грн./кг, тогда как отпускная стоимость аналогичной продукции отечественного производства составляет не менее 50 грн./кг. Так что переориентация на импорт будет продолжаться и в дальнейшем. По схожему сценарию развивается и ситуация со сливочным маслом. «Те, кто ранее покупал дорогое украинское масло, сейчас, когда его стоимость достигла 13–15 грн./пачка, уже вполне могут позволить себе приобретать финский или новозеландский продукт по 17–18 грн./пачка», — говорит аналитик компании ААА Мария Колесник.
Поставщики заявляют и о росте продаж импортных сладостей. В компании «Ферреро Украина» утверждают, что за последние месяцы объемы реализации их продукции незначительно увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Удорожание сахара стало поводом для наших кондитеров прибавить к ценникам до 20%. В итоге среднестатистическая коробка более-менее приличных конфет стоит не менее 20–25 грн. Но доплатив 5–10 грн., можно приобрести продукцию мировых ТМ, поставщики которых накручивают цены с меньшим азартом, чем местные производители. Как сказал генеральный директор компании «Ферреро Украина» Томаш Миколайчак, после скачка евро в прошлом году они поднимали цены «порционно»: последнее подорожание на 10–15% было в октябре 2009 г. Но даже сейчас цены в валюте остаются ниже докризисных.
По мере повышения цен и снижения качества рискуют потерять покупателей со средним уровнем дохода и отечественные колбасники. Тем более что некоторые столичные сети уже увеличили предложение польской и австрийской мясной продукции, которая при более высоком качестве стоит всего на 15–20% дороже.
http://www.allretail.com.ua
|