Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Украинская «продажность» растет

2008-02-11 22:55:27

socmart-fotoРозничная торговля в Украине последние лет пять активно развивается в связи с ростом доходов населения и, как следствие, потребительских аппетитов.


Развитие ситуации привело к тому, что украинцы в своем большинстве поменяли свои потребительские предпочтения, и теперь отовариваются не на рынках, а в супер-, гипер- и прочих маркетах. Наиболее востребованными из всех существующих видов магазинов остаются продуктовые магазины.

Статистика отрасли

По данным Госкомстата, оборот розничной торговли в Украине в 2007 году составил 318,7 млрд. грн. Прирост по отношению к аналогичному периоду прошлого года составляет 28,8%.  Следует сказать, что рост на уровне 25-30% (в России – около 15%, в большинстве стран ЕС (кроме стран Балтии) – 5-10%) характерен для украинского рынка уже на протяжении нескольких лет.

Следует отметить, что динамика торговли практически совпадает с динамикой роста доходов населения. Так, по данным Госкомстат, располагаемый доход населения за январь-ноябрь  2007 года  вырос на 26,6%. В этой связи динамики роста розничного товарооборота можно считать косвенным критерием реального роста доходов населения.

Лидерами по показателю объема розничного товарооборота остаются Киев (45,2 млрд. грн.), Донецкая (31,6 млрд. грн.) и Днепропетровская (25,33 млрд. грн.) области. Самый незначительный товарооборот – в Севастополе (3,4 млрд. грн.), Черновицкой (4,6 млрд. грн.) и Кировоградской (5,2 млрд. грн.) областях.

Самые высокие показатели динамики роста наблюдаются в регионах, где  самые низкие абсолютные показатели розничного товарооборота. По данным Госкомстата, максимальный рост розничного товарооборота в прошлом году года зафиксирован в Черновицкой области (39,9%), Севастополе (36,6%), Киеве (34,0%) и Донецкой области (32,9%). Самые низкие темпы роста в 2007 году продемонстрировала Сумская область – 19,4%.

Следует сказать, что вышеуказанные показатели включают розничный товарооборот предприятий, которые осуществляют деятельность в розничной торговле, объемы продажи товаров на рынках и частными предпринимателями. Их можно спутать с показателем объема розничного товарооборота предприятий, которые осуществляют деятельность в сфере розничной торговли и ресторанного хозяйства, который за 2007 год составил 175,1 млрд. грн. (+ 29,3%).

По словам директора компании RetailStudio.org, занимающейся исследованиями розничной отрасли Украины, Михаила Грищенко, «рост розничного рынка обусловлен развитием сетей в регионах, появлением новых агрессивных игроков и развитием форматов «магазин у дома» и «гипермаркет».

Следует отметить, что сфера торговли на протяжении всех последних лет была одной из самых инвестиционно-привлекательных отраслей экономики, что определяется ненасыщенностью рынка и высокой доходностью. Прямые иностранные инвестиции в сферу торговли и потребительского ремонта (так учитывается в классификаторе Госкомстата) по состоянию  на 01.10.2007 г. составили $2,7 млрд. (10,2% то общего объема). Отметим, что в рейтинге привлекательности инвестиций в розничную торговлю в 2007 году консалтинговой компании A. T. Kearney Украина занимает 5-е место (в 2006 - 4-е). Впереди нас только Индия, Россия, Китай и Вьетнам.

По данным рейтинга компании RetailStudio.org, в 2006 году лидером среди розничных торговых (преимущественно продуктовых) сетей в Украине по обороту и количеству магазинов является Fozzy Group («Сільпо», «Фора» и т.д.). Среди других лидеров можно отметить «АТБ-Маркет», «Фуршет», «Велика кишеня». Примечательно, что обороты Fozzy Group превышают суммарные показатели занимающих 2-е и 3-е места в списке «АТБ-Маркет» и «Фуршет». При этом количество магазинов не является решающим фактором лидерства. Например «Велика кишеня», занимает четвертое место по товарообороту, и седьмое по количеству магазинов.

Следует отметить, что в рейтинге отсутствует сеть Metro (из-за оптовой направленности компании). При этом оборот компании  в 2006 году составил около $720 млн., что автоматически делает ее второй по обороту, и первой по соотношению оборот/количество магазинов.  

В январе 2008 года торговые сети постепенно начали оглашать результаты своей деятельности в 2007-м. Известно, что оборот сети «Велика кишеня» вырос на 38%, а сети «ЕКО-маркет» на 93% до $220 млн. долл., (в 2006 году - $114 млн.).

Тенденции сферы торговли

Для развития торговым сетям необходимы собственные и заемные источники финансирования. Торговые сети, как и другие компании, используют все возможные варианты привлечения денежных средств: собственные средства и реинвестированная прибыль, кредиты, корпоративные облигации и продажу акций (IPO и т.д.).

Одни и те же сети, разумеется, могут использовать разные схемы финансирования. Финансовый аналитик инвестиционной группы «АРТ-Капитал» Сергей Войтюк отмечает, что в 2007 году Fozzy Group инвестировала в развитие сетей около 650 млн. грн.,  причем 400 млн. грн. (61,5%) – это реинвестированная прибыль, а еще 200 млн. грн. в октябре 2007 года компания для финансирования покупки «Буми-маркет» привлекала через  облигации.

Очевидно, что среди источников финансирования преобладали банковские кредиты, однако не всегда украинские банки могут обеспечить долгосрочное финансирование по приемлемым процентным ставкам. В этой связи сети сами ищут такие источники. Так, в декабре 2007 года ЕБРР предоставил сети «Фуршет» кредит в размере $90 млн. на 8 лет.

Кроме того, перспективным направлением финансирования является IPO, к которому, по словам Сергея Войтюка, стремятся все лидеры отечественного ритейла: Fozzy Group, «Гарантия Трейд», «Квиза Трейд», «Пакко Холдинг», «Амстор-М» и так далее. Напомним, что «Квиза Трейд» в декабре 2005 года уже осуществила IPO путем размещения 10% акций компании на ПФТС, получив при этом $27,5 млн. Следующим шагом компании будет повышение капитализации компании до $500 млн. в целях проведения IPO на Лондонской фондовой бирже. Кроме того, путем создания оффшорной компании на Кипре, «Пакко Холдинг» осуществил частное размещение среди иностранных инвесторов 10% акций и привлек $18 млн.

Впрочем, украинские ритейлеры также идут путем привлечения стратегического инвестора. Несмотря на планы собственного развития (в настоящее время в Киеве разворачивается сеть), французская сеть Auchan владеет 20% акций (куплены за $126,5 млн.) сети супермаркетов «Фуршет». Привлечение стратегического инвестора (в особенности, если это будет крупная западная сеть) гарантирует определенную защиту от конкуренции, а украинские собственники не лишаются своего бизнеса. При этом конкуренция с западными ритейлерами усложняется тем, что они могут позволить себе работать в убыток (в краткосрочном периоде), получая  прибыль в других странах.

Украинские компании продолжают не только активно расширяться, но и начинают скупать друг друга. Так, недавно корпорация Fozzy Group приобрела сеть «Буми-маркет» (также были переговоры с сетью «Пакко»), которая станет частью «Форы». В свою очередь «Велика Кишеня» приобрела суть супермаркетов Green Hills Market в Молдове. Однако молдавский рынок не идет ни в какое сравнение с украинским, и это скорее покупка на «перспективу».  Кроме того, как отмечает Михаил Грищенко: «В марте прошлого года луцкий холдинг «Пакко» приобрел две сети магазинов в Хмельницком, сеть магазинов в Харькове, в 2008 году уже открылся «Вопак» в Черкассах. Киевский «ЕКО-Маркет», реализует программу экспансии на востоке страны. Эти примеры свидетельствует о том, что в Украине сформировался ряд агрессивных игроков средней руки, которые претендуют на национальное лидерство».

Розничная торговля начинает привлекать компании из других секторов экономики, которые таким образом диверсифицируют свой бизнес. Собственно даже Ринат Ахметов начал с Донецкой области развивать сеть «Брусниця». Безусловно, у бизнесмена хватит средств на развитие и этого бизнеса, только профильным он вряд ли станет.

Привлекательными для увеличения количества магазинов остаются, прежде всего, города-миллионники, тогда как райцентры не обеспечивают необходимый эффект от инвестиций. «Несмотря на то, что на розничных рынках едва ли не каждого областного центра сегодня представлены все основные национальные сети, они не спешат заходить в небольшие города. Это прерогатива региональных сетей, таких как черниговский «Союз» или львовский «Интермаркет». Исключением, подтверждающим правило, является «АТБ», которая не боится открывать магазины в 20-тысячниках, в основном – на востоке Украины», - отмечает Михаил Грищенко.

Следует сказать, что формат небольших магазинов — «магазинов у дома» и дискаунтеров (с незначительным ассортиментом, ограниченной площадью и без продавцов-консультантов в зале) стал все больше привлекать внимание даже крупных сетей. Это связано с тем, что найти место для размещения крупных объектов в нужном месте в крупных городах стало практически неразрешимой проблемой.

«Самым быстрорастущим форматом в Украине является формат «магазин у дома». Прирост площадей торговых объектов этого формата превысил 73%. Это обусловлено сравнительно более высокой прибыльностью и небольшими затратами на открытие. Кроме того, именно этот формат позволяет сети максимально приблизиться к покупателю», - подчеркивает Михаил Грищенко. Такая оценка совпадает с планами самих ритейлеров. Так, «Велика кишеня» начинает развивать сеть «Просто маркет».

Михаил Грищенко отмечает: «Также увеличились темпы роста площадей гипермаркетов. В 2007 году было введено на 56% больше площадей гипермаркетов, чем в 2006 году (прирост в 2006 году – 46%). В то же время, сократились темпы роста магазинов cash & carry. Если в 2006 году площади этого формата увеличились на 83%, то в 2007 году – только на 11%. Практически не изменились темпы роста супермаркетов и дискаунтеров».

При этом, «каждый из сегментов предоставляется лакомым куском для розничных сетей, поэтому торговые компании боятся упустить свою долю на рынке, пока это не сделали конкуренты», - добавляет Сергей Войтюк.

Согласно исследования «Мониторинг вкусов потребителей в странах ЦВЕ (Центральной и Восточной Европы) 2006/07», проведенному компаниями INCOMA Research и GfK, в Украине самыми популярными являются супермаркеты, (в Киеве их посещают 68% населения), причем именно те, которые ближе находятся, нежели лояльнее по уровню цен. При этом концентрация рынка розничной торговли самая высокая в Словении, где 96% домохозяйств основным местом покупки продуктов считают одну из пяти наибольших сетей розничной торговли. В Словакии этот показатель также высок и составляет (75%), в Венгрии (67%). В Киеве доля трех крупных сетей составляет 59%. 

Будущее торговли

Среди тенденций 2008 года Михаил Грищенко отмечает то, что освоение украинского рынка новыми игроками зачастую будет начинаться с регионов. «Амбициозные планы озвучены компаниями «Украинский ритейл» (в прошлом году компания открыла около 20 магазинов «Брусниця» в Донецкой области), MD Group (30 новых «магазинов у дома»), другими компаниями. Именно через регионы в украинскую розницу вошли украинско-эстонская сеть гипермаркетов «О’Кей» (кроме Киева – Кривой Рог и Запорожье) и российский «Вестер» (Симферополь и Тернополь). С небольшого городка - Керчи начинает программу развития новая сеть «Фреш» корпорации «Евротек», - отмечает эксперт.

О приходе других (кроме тех, которые уже пришли) крупных международных сетей в Украину речь пока не идет. Хотя рынок далек до насыщения, но нестабильная политико-экономическая ситуация  внутри страны и хаос на финансовых рынках может отложить планы инвесторов. Более того, только сейчас более емкий и привлекательный российский рынок привлек внимание крупнейшей в мире компании в сфере розничной торговли, - американской Wal-Mart, которая намерена выйти на российский рынок.

В 2008 году на рынке можно ожидать появление первых магазинов сети гипермаркетов Real, розничного подразделения Metro Group AG и расширения всех остальных сетей, которые уже построили на несколько лет вперед амбициозные планы. 

Впрочем, потребителя интересуют больше ассортимент и цены магазина, чем его наименование и страновая принадлежность инвестора. Так, издание Деньги.UA провело потребительский рейтинг продуктовых супермаркетов, в рамках были проанализированы цены, ассортимент и удобство совершения покупок. Первые пять позиций заняли «ЭКО-маркет», «Велика кишеня», «Фуршет», Metro, «МегаМаркет». Наиболее низкие цены отмечены в сетях «АТБ-Маркет», «Фора» и  «ЕКО-маркет». Широким ассортиментом отличились «МегаМаркет», «Велика кишеня» и «Фуршет». Согласно  результатов исследования, лидеры по ассортименту не совпадают с ценовыми лидерами.

Торговля и в дальнейшем будет развиваться высокими темпами. Даже негативные тенденции в украинской и мировой экономиках могут повлиять только на планы расширения деятельности, а не на рост сферы как таковой.

 Севгиль Мусаева

http://www.retailstudio.org/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)