2008-04-21 22:01:05
На протяжении последних пяти лет в средствах массовой информации неоднократно звучали заявления о том, что Украина стоит на пороге массовой экспансии зарубежных торговых сетей, которые могут поглотить местных ритейлоров. На практике же наибольшую динамику развития по-прежнему показывают как раз местные сетевые торговцы, активно скупающие объекты не только более мелких конкурентов, но и некоторых иностранных ритейлов, потерпевших фиаско на нашем рынке. Причины этого явления "Деловая столица" попыталась выяснить у главы Европейского института торговли, руководителя Европейской академии ритейла Бернда Халлира.
Господин Халлир, почему, на ваш взгляд, многие европейские и российские торговые сети, ранее считавшие Украину приоритетной для развития, отказались от своих планов? А те, кто все же решился на такой шаг, открывают свои магазины очень медленными темпами либо вообще уходят с рынка?
Пристальное внимание на Украину с ее 47-миллионным населением иностранные ритейлоры обратили после оранжевой революции. Действительно, тогда многие из них даже запланировали вывести сюда свои торговые сети. Однако в реальности они столкнулись с множеством проблем: политической нестабильностью, отсутствием больших складских комплексов, с которыми они привыкли работать у себя на родине, сложностью с выделением земельных участков под строительство объектов, нехваткой квалифицированного персонала и прочие. Решение этих проблем в лучшем случае требует огромных средств. В качестве примера можно привести ситуацию в Индии, где местные бизнесмены недавно решили создать торговую сеть из 600-700 магазинов, инвестировав в ее развитие порядка 4 млрд. дол. Так вот значительную долю этих средств потратят на обучение персонала и заработные платы опытным европейским топ-менеджерам, которым индийские бизнесмены готовы платить 1 млн. евро в год.
Видимо, в случае с Украиной европейские компании изначально не рассчитывали на такие расходы, в результате чего они были вынуждены пересмотреть свои планы и направить инвестиции в соседние страны. Например, хорошо представленная в восточной Европе британская сеть Tesco сосредоточила свои усилия на расширении присутствия в Чехии и Польше, где она уже имеет хорошие позиции.
Тогда почему же фиаско на нашем рынке терпят и российские ритейлоры, работающие в схожих с украинскими реалиями условиях?
Что касается крупных российских сетей, которые начали развиваться только в 1996-1997 годах и не обладают большим опытом, то, на мой взгляд, они попросту распыляют свои усилия. Чтобы провести экспансию, компании необходимо открыть 10-15 гипермаркетов или 40-50 супермаркетов в своем регионе, к примеру в Москве, а уже потом думать о выходе в иные регионы, не говоря о других странах. На деле же магазины ряда российских сетей распылены в разных областях РФ: одни находятся в Санкт-Петербурге, другие на юге страны, а еще часть в Сибири. В результате они сталкиваются с проблемами контроля объектов и высокими затратами на логистику. Поэтому их выход в Украину только усугубляет данные проблемы.
Каким образом иностранные ритейлоры решают проблемы с нехваткой земельных участков в городах?
Если в городе не хватает площадок для супер- и гипермаркетов, розничные сети традиционно открывают свои объекты за его пределами, причем зачастую по соседству с конкурентами. Сегодня эта тенденция получила логическое развитие в виде строительства огромных торговых центров, под крышей которых и запускаются новые объекты. К примеру, в Москве сейчас работают два больших торговых молла, а в столице Объединенных Арабских Эмиратов Дубаи открыт Mall of the Emirates общей площадью 223 тыс. кв. м. В его состав входят 65 ресторанов, большое количество продуктовых супермаркетов, вещевых магазинов и даже лыжная горка, куда регулярно завозится снег.
Недавно в столице был запущен первый гипермаркет французской сети Auchan, которую считают главным конкурентом немецкой Metro. Может ли ее выход в Украину ослабить здесь позиции немецкого ритейлора?
В Западной Европе существует жесткая градация по форматам, а центры оптовой торговли Metro ориентированы исключительно на предпринимателей. К примеру, в Германии действует правило, в соответствии с которым 90% покупок в этих центрах должны делаться для бизнеса и только 10% разрешается приобретать для себя. Причем выполнение этого правила находится под контролем. Реальным же конкурентом французской Auchan может стать подразделение Metro Group - Real, которое недавно заявило о выходе в Украину. Правда, в ближайшие два года немецкая компания может отказаться от этого подразделения, отпустив его в свободное плавание.
В последнее время слияния и поглощения стали неотъемлемой частью украинского рынка ритейла. Насколько распространена эта практика в странах Западной Европы, где рынок считается уже давно сформированным?
Процесс укрупнения рынка наблюдается в Европе по сей день. К примеру, если в 1996-1997 годах сетям Carrefour, Tesco, Metro, Ahold, Rewe (ТМ Billa) принадлежало порядка 26% европейского рынка, то сейчас 81%. Причем он происходит не только за счет скупки более слабых конкурентов, но и благодаря уходу крупных компаний. Например, американская сеть Wal-Mart, вышедшая на рынок Германии посредством приобретения франчайзингового партнера сети Spar и местной Wertkauf, впоследствии отказалась от своих планов и продала магазины, потеряв на этом 3 млрд. марок. Источник: http://www.retailstudio.org/
|