Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Под залог успеха

2008-07-03 23:13:29

Под залог успехаПеред многими украинскими сетевыми ритейлерами сегодня стоит вопрос: «где взять деньги на развитие бизнеса?». Стандартный способ решения этой проблемы — получить кредит в банке. Однако все больше торговых операторов предпочитает привлекать необходимые средства иначе, в частности, выпуская корпоративные облигации.


ВЫГОДНЫЕ БУМАГИ


«На сегодняшний день эмиссия корпоративных облигаций является одним из основных способов привлечения средств сетевыми ритейлерами, — утверждает Ирэна Тимохович, ведущий маркетолог-аналитик компании «ASTERA Kiev». — Популярность данного финансового инструмента среди отечественных торговых операторов за последние годы значительно возросла, и в настоящее время ритейл является одним из самых быстрорастущих сегментов украинского облигационного рынка».


Как отмечают эксперты, выпуск облигаций целесообразен в случае привлечения достаточно больших объемов финансирования. Среди преимуществ облигаций по сравнению с банковскими кредитами можно выделить следующие:

- стоимость привлечения денежных средств путем выпуска корпоративных облигаций может быть ниже, чем проценты по кредитам банков, ведь в данном случае процентную ставку можно сделать интересной как для инвестора (выше депозитной), так и для эмитента (ниже кредитной);

- эмиссия облигаций не требует обеспечения, тогда как банк обычно требует ликвидный залог;

- при реализации данного механизма привлечения средств минимален риск попасть в зависимость от одного кредитора (инвестора), которые нередко вмешиваются в хозяйственную деятельность компании-должника, стремясь поскорее вернуть свои деньги;

- в данном случае есть возможность организовать серию облигационных займов, что позволит увеличить срок привлечения средств путем рефинансирования платежей по одной серии займа выпуском новой серии.


Еще одно важное обстоятельство касается налогообложения прибыли, полученной в результате размещения облигаций. Согласно действующему законодательству привлеченные таким образом средства не включаются в валовый доход предприятия, а процентные выплаты по облигациям включаются в валовые затраты.


К тому же, как подчеркивает Ирэна Тимохович, размещение облигаций формирует положительный имидж компании, демонстрирует ее открытость и таким образом, во-первых, делает компанию интересной для потенциальных инвесторов, а во-вторых, формирует ее публичную кредитную историю, благодаря чему каждый последующий заем обходится дешевле за счет снижения кредитного риска.


Основные требования к потенциальным эмитентам корпоративных облигаций сводятся к тому, что компания-заемщик должна быть прибыльной в момент публичного размещения своих ценных бумаг или, по крайней мере, не убыточной. Ведь инвесторы будут приобретать облигации ритейлера лишь в том случае, если они будут уверены в его надежности, а это значит, что у заемщика должны быть показатели, подтверждающие его платежеспособность при любом варианте развития событий.


Кроме того, желательно, чтобы торговый оператор был достаточно хорошо известен широкому кругу потенциальных инвесторов, а также имел значительную долю «живых» денег в своих поступлениях.


Ну и, наконец, у эмитента должна быть конкретная инвестиционная программа, на реализацию которой он планирует направить привлеченные средства.


ШАГ ЗА ШАГОМ


Эксперты обычно делят эмитентов корпоративных облигаций на две группы, в зависимости от масштаба их бизнеса и присущего им кредитного риска. В первую группу входят крупные сетевые компании, такие как «Квиза Трейд» (выпускает корпоративные облигации с 2004 года), «Фуршет», «Фоззи Групп» (выпускают облигации с 2005 года) и др. Во вторую группу входят фирмы с меньшим масштабом бизнеса, например, «Интермаркет», «Интертоп», «Евросеть»…


В целом, как отмечает Ирэна Тимохович, украинский облигационный рынок пока является рынком крупного бизнеса. Привлекать с помощью выпуска облигаций дополнительные финансовые ресурсы лидерам-сетевикам довольно выгодно, поскольку они обходятся в среднем на 3-4% годовых дешевле, нежели банковские кредиты. Причем, как правило, стоимость займа для облигаций первой эмиссии не превышает стоимости банковского кредита, а для последующих эмиссий сокращение стоимости займа происходит за счет снижения кредитного риска.


Средние компании-ритейлеры не так часто выходят на украинский рынок ценных бумаг. В первую очередь это обусловлено тем, что выпуск облигаций связан с достаточно большими накладными расходами (иногда они достигают 2-3% от объема эмиссии), вследствие чего для средней компании затраты на привлечение средств через выпуск корпоративных облигаций могут быть практически равны стоимости обслуживания банковского кредита, процедура получения которого значительно проще…


По словам Ирэны Тимохович, сложность и длительность подготовки и регистрации эмиссии облигаций — это, пожалуй, самый серьезный недостаток облигационного механизма привлечения средств. Но, утверждают эксперты, не надо слишком пугаться сложностей. Многие компании, успешно выпустив облигации один раз, выходят на рынок облигационных заимствований и в дальнейшем.


В общем виде алгоритм подготовки выпуска корпоративных облигаций выглядит следующим образом.


Прежде всего будущему эмитенту необходимо определиться с объемом и структурой займа. Решение о выпуске ценных бумаг оформляется соответствующим протоколом, в котором должны быть указаны: цель выпуска облигаций, общая сумма эмиссии, количество и номинальная стоимость облигаций, порядок их выпуска, порядок выплаты дохода.


Следующая стадия – подготовка и регистрация проспекта эмиссии. Проспект эмиссии – это, по сути, декларация о намерениях выпустить облигации. В данном документе приводятся все существенные сведения об эмитенте и его ценных бумагах Как поясняет Ирэна Тимохович, составление проспекта эмиссии является первым реальным шагом по привлечению потенциальных инвесторов, которые изначально должны знать, для чего, каким образом эмитент будет использовать привлеченные средства и как будет погашаться заем.


Завершающим этапом подготовки к выпуску корпоративных облигаций является формирование пакета документов для регистрации эмиссии в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). Факт такой регистрации подтверждается соответствующим свидетельством. Только получив это свидетельство, компания имеет право на выпуск облигаций.


ПОЧЕМ АНДЕРРАЙТЕР?


Чтобы грамотно спланировать заем и размещение облигаций, говорят эксперты, лучше всего воспользоваться услугами профессионалов в области финансов и фондового рынка. Так что если эмитент не намерен размещать облигации самостоятельно, ему нужен андеррайтер, которому можно это дело поручить. «Чаще всего, — поясняет Ирэна Тимохович, — андеррайтер выбирается в самом начале (после принятия решения о выпуске облигаций), поскольку андеррайтинг сейчас – это не только размещение, но и консультирование на всех этапах эмиссии (в том числе на подготовительной стадии)».


В качестве андеррайтера могут выступать банк или финансовая компания. По словам Ирэны Тимохович, выбирается андеррайтер на основании нескольких критериев. Это, в первую очередь, его опыт в публичном размещении корпоративных облигаций. Также важную роль играют такие характеристики, как надежность андеррайтера, его клиентская база и финансовые условия. Сегодня у нас, как правило, андеррайтерами являются банки, которые сразу же выкупают облигации украинских торговых сетей для собственного портфеля либо для перепродажи иностранным инвесторам. В целом, как уверяют эксперты, спрос на такие облигации достаточно большой, поскольку ритейл сейчас активно развивается и покупать облигации торговых сетей абсолютно беспроигрышно.


* без учета еврооблигаций - LPN на $75 млн.
** 2 займа - ЗАО «Фора Ритейл», 1 займ - ООО «Фоззи-Фуд»
*** эмиссия планируется - ориентировочная дата начала начисления купонов сентябрь 2008 года


«Взаимоотношения между компанией-эмитентом и андеррайтером, — рассказывает Ирэна Тимохович, — строятся на основе эмиссионного соглашения». При этом, поясняют эксперты, услуги андеррайтера состоят в проведении рекламной кампании, презентаций (road-show) для потенциальных инвесторов, а также в первичном размещении облигаций среди инвесторов. Кроме того, серьезный андеррайтер при необходимости оказывает эмитенту помощь в организации вторичного рынка выпущенных ценных бумаг — прежде всего в поддержании ликвидности облигаций на биржевом и внебиржевом рынках.


Помимо этого, банк-андеррайтер может еще выступать и как платежный агент, обеспечивая выплаты купонного дохода и погашение облигаций. Вообще же, признают эксперты, солидные финучреждения располагают наработанными технологиями и квалифицированными специалистами в сфере андеррайтинга.


Комиссия андеррайтера за организацию и размещение облигаций клиента зависит от многих факторов (наличие у эмитента кредитной истории; рейтинг, присвоенный выпуску облигаций; бренд компании, ее место на рынке и т. д.). И при размещении ценных бумаг компаний, не имеющих публичной кредитной истории, а также фирм, осуществляющих первую эмиссию, взимается определенная премия за риск. Но в любом случае, по словам экспертов, размещение ценных бумаг через посредника приводит к увеличению стоимости займа для клиента не более, чем на 1,5% годовых.


«В настоящее время, — утверждает Ирэна Тимохович, — наиболее популярными среди украинских эмитентов являются облигации сроком обращения до пяти лет с переменным купоном, что предусматривает объявление эмитентом ставки купонного дохода перед началом соответствующего купонного периода». При этом, по словам экспертов, средние компании имеют возможность использовать такой финансовый инструмент, как облигации, для привлечения средств в основном на период до трех, реже — четырех лет. К тому же в борьбе за денежные ресурсы средние фирмы, как правило, устанавливают ставку купона выше, чем крупные компании. «Однако, — резюмирует Ирэна Тимохович, и для сравнительно небольших компаний условия размещения облигаций постепенно улучшаются, что, безусловно, делает выпуск корпоративных ценных бумаг еще более выгодным для динамично развивающихся торговых операторов, которые стремятся к быстрому расширению бизнеса».


Источник: http://www.bizrealty.com.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)