2008-07-14 21:36:03
В последние год-два в сфере торговли Крыма наконец начался процесс укрупнения.
Крупных торговых центров становится все больше, а подходящей для недвижимости
практически нет, что заставляет начинать бизнес со строительной площадки.
Впрочем, дефицит устранить не удастся и в перспективе, учитывая ограниченные
возможности городов в плане строительства новых торговых центров.
Все начинается со столицы
В Крыму представлены многие ведущие местные, украинские и зарубежные торговые
компании. Говорят, в ближайшее время на крымский рынок собираются войти еще
несколько мощных торговых фирм с огромными инвестициями, так что нынешние
гипермаркеты могут потерять свои приставки «гипер». Но и те, кто уже работает на
полуострове, сидеть сложа руки не собираются, а активно развивают свои торговые
сети.
Обживать Крым большая торговля, как правило, начинает с Симферополя, затем
открывая представительства в курортных регионах. Объясняется это просто: если
Южнобережье сулит фантастические выгоды только в течение летнего периода, то
столичная торговля обеспечивает их практически круглый год. Неудивительно, что
магазинчики маленькие и большие заполонили все проезжие улицы Симферополя,
особенно много торговых мест в центральной части города. Полностью захватив
первые этажи жилых зданий, сегодня торговля обживает подвалы. Правда, и их
количество ограничено, так что недалек тот день, когда разместить новую торговую
точку в центральной части крымской столицы окажется невероятно сложно.
Впрочем, есть надежды, что современные модные тенденции выносить торговлю за
город — в большие многофункциональные торгово-развлекательные центры все-таки
приживутся. Возможно, будут способствовать этому и невероятно высокие арендные
ставки на квадратные метры. Сегодня, по информации директора агентства
недвижимости «Гармония-С» Наталии Бокоревой, в центре Симферополя площади под
магазины и торговые точки в современных торговых центрах («Берг», «Сільпо»,
«Таир») сдают в аренду максимум по 100 у. е. за 1 кв. м в месяц. Минимум, за
который можно арендовать торговую точку в центре, — 40 — 50 у. е. за 1 кв. м в
месяц. Правда, речь будет идти о маленьких помещениях, расположенных не на
первой линии застройки.
Чем дальше от центра с его потоками покупателей, тем дешевле аренда торговой
недвижимости: в спальных микрорайонах Симферополя арендная ставка за 1 кв. м
составляет от 30 до 60 у. е. в месяц. В расположенных на окраинах пока еще
немногочисленных больших торговых центрах площади сдают в аренду по 50 — 60 у.
е. за 1 кв. м. Чтобы стать собственником торговой недвижимости, придется
выложить до 5 — 7 тыс. дол.. за 1 кв. м, если речь идет о центре Симферополя.
Купить бутик в торговом центре или нежилых помещениях, оформленных под торговлю,
можно в среднем по 3 тыс. дол., квадратные метры первых этажей жилых домов под
магазины продают по цене от 2 тыс. дол.. и выше.
Правда, многое при формировании цены зависит от наличия транспортной
развязки, необходимости менять статус помещения с жилого на нежилое и других
факторов. В отдаленных от центра микрорайонах крымской столицы торговую
недвижимость в нежилых помещениях предлагают в пределах 2 тыс. дол.., в жилых
строениях — 1,6 — 1,7 тыс. дол..
Несмотря на кусающиеся цены, желающих открыть свой магазин в Симферополе
всегда хватало. В первую очередь уходят помещения в нежилом фонде, чтобы не
заниматься переоформлением, что долго и дорого. Хотя предложения рынка
недвижимости уже перестают отвечать потребностям торговли. Вошедшие на крымский
рынок крупные торговые сети нуждаются в больших и очень больших площадях. По
словам управляющей ТЦ FM Татьяны Онищенко, свободных помещений того формата,
который сегодня требует рынок, практически нет. «Если это большие площади, то
они либо выкуплены или находятся в собственности всевозможных акционерных
обществ в промышленных зонах, либо неинтересны торговле из-за отсутствия вблизи
покупателей. Повышенным спросом они пользуются разве что у автосалонов.
Предложения небольших площадей задерживаются в базах данных агентств
недвижимости, только если не до конца оформлена документация, главным образом
земля под зданиями», — говорит Наталия Бокорева.
Поэтому в перспективе коммерческая недвижимость, в отличие от жилой,
продолжит дорожать, считает директор АН «Фирма Город» Валерий Шевердак.
«Исторически так сложилось, что в центре Симферополя нет возможности для
строительства крупных торговых центров, как нет ее и в прилегающих к центру
микрорайонах, надо полагать, что спрос не будет перекрыт предложением, а
дефицит, как известно, толкает цены вверх», — считает он.
Для небожителей и курортников
Не менее активными темпами, чем Симферополь, обживает торговля курортные
регионы. В активно застраивающемся Севастополе, по данным компании
«Маркет-Крым», на начало 2008 года на площади свыше 80 тыс. кв. м работали более
20 торговых центров и комплексов. Спрос на торговые площади по сравнению с
прошлым годом в городе вырос на 35 — 40%, а предложение явно отстает.
Дефицит привел к резкому росту арендных ставок, которые за год увеличились на
50%. Сегодня площади в бутиках и торговых центрах в центральной части города
сдают в аренду по 40 — 100 у. е. за 1 кв. м в месяц, торговых центрах — 20 — 80
у. е. за 1 кв. м, в иных торговых помещениях — 16 — 30 у. е. за 1 кв. м в месяц.
Приобрести в собственность торговые площади в центре можно из расчета 2 тыс.
— 6 тыс. у.е. за 1 кв. м, в торговых центрах — 1 тыс. — 1500 у. е. за 1 кв. м, в
других помещениях — 800 — 1300 у. е. за 1 кв. м. Уже в 2008 — 2009 годах в
Севастополе должно появиться не менее 5 крупных ТЦ, ведется строительство 24
объектов. При условии реализации проектов к концу 2009 года в Севастополе на
тысячу человек будет приходиться около 230 кв. м торговых площадей, то есть этот
показатель достигнет сегодняшнего уровня Киева, хотя будет отставать от
европейских городов.
Самым привлекательным местом для торговли в Крыму, вне всяких сомнений, можно
считать Ялту и прилегающие к ней города и поселки Южнобережья. Торговые услуги
на территории города оказывают 716 объектов, 65 киосков, 591 объект выносной
торговли, 10 рынков. Кроме действующих торговых центров, строятся и
реконструируются еще порядка восьми. Причем если в прошлые годы в городе
преобладал мелкий торговый бизнес, зачастую носивший сезонный характер, то в
последнее время на этот рынок все чаще обращают внимание ведущие торговые сети.
Объяснить повышенный интерес их можно не только курортной спецификой города,
но и активным строительством элитных апартаментов, что привлекает в город
состоятельных людей — потенциальных покупателей. В первую очередь торговлю
интересуют площади в центре города, причем спрос растет на помещения порядка 100
кв. м. Но таких практически нет, поэтому довольствоваться приходится меньшими,
как правило, расположенными на первых этажах жилых зданий или в пристройках к
ним.
Впрочем, недалек тот день, когда ялтинской торговле, как и симферопольской,
придется обживать отдаленные от центральной части районы по причине дефицита
площадей в центре и рекордной их стоимости. Сегодня аренда в магазинах и зданиях
под торговлю в первой линии застройки стартует от 50 дол. за 1 кв. м, есть и
100, и 150 дол., а средняя цена — 70 дол., рассказывает директор АН
«Планета-Крым» Анна Мельникова. «Цена зависит от срока аренды, отделки
помещений. Выше цена в специализированных помещениях: в реставрированной
«Тавриде», где очень дорогое обслуживание, соответственно и арендные ставки
установлены от 100 дол.», — говорит она. В отдаленных микрорайонах арендовать
торговые площади можно по цене 20 — 30 дол. за 1 кв. м в месяц.
Приобрести недвижимость под магазин в Ялте еще сложнее, чем арендовать:
несмотря на заоблачные цены, зарабатывающие неплохие деньги на сдаче квадратных
метров в аренду владельцы помещений не спешат расставаться с прибыльной
недвижимостью. В центральной части стоимость квадратного метра достигает 2,7 — 3
тыс. дол.., а если это набережная, то и 5 тыс. дол.. за 1 кв. м, говорит Анна
Мельникова. Причем вне зависимости от состояния помещения, расположено ли оно в
подвале или жилом доме.
В отдаленных микрорайонах в среднем порядка 2 тыс. дол.. за 1 кв. м. Активно
распродаются под торговые точки первые этажи новостроек по ценам от 3,5 до 7 —
10 тыс. дол.. за 1 кв. м.
Главная причина высоких цен в крайне ограниченном количестве ТЦ. Сейчас в
районе автовокзала строится новый торговый центр, но пока он еще не завершен.
Существуют несколько инвестпроектов строительства многофункциональных комплексов
с ТЦ, но пока это проекты. Ожидать массового строительства площадей под крупные
ТЦ на ЮБК вообще не приходится из-за дорогой земли и ограниченных ландшафтных
возможностей. То есть удовлетворения растущего спроса на новые площади не будет,
поэтому специалисты смело прогнозируют дальнейшее подорожание торговых площадей
на 10 — 20% в год.
Если на Южнобережье крупным торговым сетям развернуться сложно, то сделать
это на периферии им ничто не мешает. Что, собственно говоря, многие и делают. В
Керчи сегодня работают 7 супермаркетов известных торговых сетей. Их конкуренты
завоевывают Феодосию, правда, готовые помещения под крупные супермаркеты и
гипермаркеты, отвечающие всем запросам, в этих городах найти сложно. По словам
начальника отдела АН «Феодосия-плюс» Сергея Нишпора, арендные ставки в городе
составляют от 17 до 40 у. е. за 1 кв. м, причем в центре предложений очень мало
— подходящие площади уже давно заняты. Приобрести торговые площади можно в
среднем по 2 тыс. у. е. за 1 кв. м, но их не в избытке. Недостаток свободных
площадей торговые предприятия компенсируют за счет строительства, тем более что
проблемы с землей в регионах Крыма не настолько остры, как на ЮБК или в
Симферополе. Источник: http://www.1k.com.ua/
|