Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Украинские гостиницы: путь к трем звездам

2008-07-29 17:32:52

Украинские гостиницы: путь к трем звездамДля проведения Евро-2012 УЕФА требует от Украины 370 тысяч гостиничных номеров. Сейчас в стране их только 54 тысячи, да и те в основном не соответствуют евростандартам. Работая региональным менеджером в компании «Джемини Эспрессо», Юрий Кривошеев часто путешествует по Украине. Останавливаться он предпочитает на съёмных квартирах. «Конечно, я бы не отказался жить в гостинице, – говорит Юрий, – но условия, сервис и особенно цены в отечественных отелях оставляют желать лучшего. Да и найти гостиницу можно не всегда».


Не по карману


Действительно, проживание в четырёх- и пятизвёздочных отелях крупных городов Украины по карману далеко не каждому командировочному или туристу. Остаются гостиницы, доставшиеся в наследство от СССР, немногочисленные хостелы или съёмные квартиры. А вот современных отелей среднего класса катастрофически не хватает. Если, например, в Италии, на 1000 жителей приходится 36,6 гостиничных места, то в Украине – лишь 2,6. «Нам нужно выходить хотя бы на 10 мест на тысячу человек», – считает Дмитрий Заруба, президент Ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины.


Дефицит гостиничных номеров, конечно же, сказывается на цене. «Если в Европе средняя стоимость номера в трёхзвёздочном отеле – от 60 до 80 евро, то у нас доходит до 150 евро», – признаётся Дмитрий Заруба. Снижать цены никто не спешит: Украина каждый год встречает 500–700 тыс. одних только иностранных туристов, причём эта цифра ежегодно увеличивается на 15–20%.


Добавляет жару и грядущий чемпионат Евро-2012. Чтобы достойно принять болельщиков, только в Киеве должно быть не менее 30 гостиниц категории «три звезды» и 10–12 – категории «четыре звезды». Сейчас в городе подобные отели можно пересчитать по пальцам, а более 60% всех столичных гостиниц построены 30–40 лет назад и не отвечают современным требованиям.


Согласно сложившейся мировой практике, не менее 70% туристов селятся в двух- трёхзвёздочные гостиницы. Но в Украине этот сегмент откровенно слаб. Их попросту не хватает, а те, что есть, в большинстве своём не отвечают заявленному классу.


По данным группы компаний FIM, общее число гостиниц в Украине достигает 1,2–1,3 тыс. Это, по сути, 54 тыс. номеров. Правда, пройти сертификацию и получить определённое количество звёзд удалось немногим – таких отелей сегодня в стране всего 315. Из них трёх звёзд удостоились 128, двух – 63, а под одной звездой работают 73 отеля.


В итоге спрос на трёхзвёздочные гостиницы в Украине превышает предложение, как минимум, в полтора раза, и с каждым годом ситуация усугубляется. «Если рост предложения по гостиницам ежегодно достигает 5–7%, то спрос вырастает на 20%», – сказал Фокусу руководитель отдела аналитики консалтинговой компании «Канзас» Сергей Голуб.


200 подписей


Причин медленного увеличения номерного фонда – масса. Но главный виновник всё же бюрократия, уверен Дмитрий Заруба. «Министерство экономики подсчитало: чтобы открыть гостиницу, необходимо собрать более 200 подписей – от момента регистрации предпринимателя и до категоризации на звёзды. Но я думаю, что это ещё не все разрешительные документы», – рассказывает он. В среднем только на сбор всех необходимых документов по многочисленным инстанциям уходит около двух лет. Для сравнения: в Норвегии зарегистрировать отель можно через интернет.


Отталкивает инвесторов и необходимость значительных первоначальных вложений, ведь на открытие отеля среднего класса уходит $20–30 млн. На сумму вложений сильно влияет спекулятивный интерес к земле, рост цен на которую автоматически повышает срок возврата инвестиций. По оценкам Сергея Голуба, инвестор может вернуть вложенный в развитие средней гостиницы капитал за 4–6 лет, но в некоторых случаях придётся запастись терпением на десятилетие.


Жалуются отельеры и на отсутствие квалифицированного персонала. «Большинство специалистов, создающих небольшие гостиницы среднего класса, не имеют знаний и практического опыта управления таким объектом», – сетует президент компании Real Estate Solution Сергей Карамнов.


Новые конкуренты


Развитием отелей среднего ценового сегмента занимаются в основном частные предприниматели. По официальной статистике, 65% рынка отельного бизнеса занимают малые гостиницы. Специалисты говорят, что таких отелей намного больше и занимают они около 80% рынка. Это заведения до 50 номеров, чаще всего семейного типа, с постоянной клиентурой.


Сохранять невысокие цены при ограниченном номерном фонде малым отелям непросто. Тем более что всё большую конкуренцию им составляют крупные сети гостиниц, которые собираются выходить на рынок. В частности, о собственной сети отелей задумывались в компании «ХХI век», кроме того, уже начато развитие сети «7 дней», которую курирует Clubhouse Group Holdings Игоря Баленко, совладельца сети супермаркетов «Фуршет». Компания намерена создать гостинично-развлекательные комплексы во всех регионах Украины. Отели в Киеве и Каменец-Подольском уже есть, в ближайших планах – Трускавец, Львов и Саки. В общей сложности до 2012 г. компания планирует ввести в эксплуатацию 4 тыс. номеров.


При этом новые малые и крупные современные отели стараются по возможности перенимать европейский опыт – на Западе есть чему поучиться. «В Европе заботятся о клиенте, а в Украине – только о своём кошельке, – сравнивает Юрий Кривошеев. – Да и соотношение цена – качество в Европе явно выше». Нарекания на никудышный сервис в отечественных гостиницах встречаются нередко. Потому-то многие клиенты предпочитают гостиницам обыкновенные квартиры.


Квартирный вопрос


Полутеневые квартирные агентства в Украине процветают – быстро снять квартиру можно практически в любом городе страны. Как правило, агенты навязчиво предлагают свои услуги прямо на вокзалах. Они готовы торговаться и даже организовать переезд до дома. Операторы гостиничного бизнеса признают: такие арендодатели – серьёзные конкуренты гостиницам, особенно в городах, где основными постояльцами являются не отдыхающие, а командировочные. Ведь хозяева квартир могут предоставить даже такую специфическую услугу, как оформление квитанции о проживании с завышенной суммой, которую предприимчивому командировочному потом возместит его работодатель.


Но арендованные квартиры привлекают не только нечистых на руку работников. Юрий Кривошеев отмечает, что в большинстве гостиниц расчётный час – 12:00, а обратные поезда, как правило, идут вечером. «Вот и возникает проблема: куда деваться? То ли оплачивать ещё сутки проживания, что весьма недешево, то ли таскаться с вещами. В квартире же всё просто, всегда можно найти компромисс с хозяевами», – объясняет он. Кроме того, Юрия очень радует наличие кухни, что автоматически решает проблему питания.


Сутки в съёмной столичной квартире обойдутся в 250 грн., в других крупных городах – около 200 грн. Это примерно соответствует цене проживания в гостинице среднего класса, а если поторговаться и поискать – можно найти варианты существенно дешевле мини-отелей.


Ещё одним весьма серьёзным конкурентом частных гостиниц среднего уровня остаются постсоветские «монстры». До сих пор практически в каждом городе осталась старая советская гостиница с ненавязчивым сервисом, примитивными номерами, иногда с удобствами на этаже. И хотя сервис в таких отелях оставляет желать лучшего, от отсутствия клиентов они не страдают.


Во-первых, чаще всего они расположены в центре города или недалеко от вокзала, во-вторых, к этим гостиницам многие привыкли, а в-третьих, цена проживания в них, как правило, относительно невысока.


Гол в свои ворота


Но даже если сейчас начать ремонтировать все постсоветские гостиницы и активно строить новые, за оставшееся до футбольного чемпионата время обеспечить всех болельщиков жильём невозможно. Положение могут спасти всё те же квартирные агентства, всегда готовые предоставить сервис на любой вкус и кошелёк.


А те гостиницы, которые всё же успеют появиться вовремя и принять туристов, после Евро-2012 будут ждать реализации государственной программы по развитию туризма или искать собственные пути заманивания постояльцев. «Если инвестор строит гостиницу с пониманием того, что это постоянный бизнес, а не только проведение Евро, то этот отель будет заполнен всегда», – резюмирует Дмитрий Заруба.


Источник: http://www.focus.in.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)