2008-07-29 17:32:52
Для проведения Евро-2012 УЕФА требует от Украины 370 тысяч гостиничных
номеров. Сейчас в стране их только 54 тысячи, да и те в основном не
соответствуют евростандартам. Работая региональным менеджером в компании «Джемини Эспрессо», Юрий Кривошеев
часто путешествует по Украине. Останавливаться он предпочитает на съёмных
квартирах. «Конечно, я бы не отказался жить в гостинице, – говорит Юрий, – но
условия, сервис и особенно цены в отечественных отелях оставляют желать лучшего.
Да и найти гостиницу можно не всегда».
Не по карману
Действительно, проживание в четырёх- и пятизвёздочных отелях
крупных городов Украины по карману далеко не каждому командировочному или
туристу. Остаются гостиницы, доставшиеся в наследство от СССР, немногочисленные
хостелы или съёмные квартиры. А вот современных отелей среднего класса
катастрофически не хватает. Если, например, в Италии, на 1000 жителей приходится
36,6 гостиничных места, то в Украине – лишь 2,6. «Нам нужно выходить хотя бы на
10 мест на тысячу человек», – считает Дмитрий Заруба, президент Ассоциации малых
гостиниц и апартаментов Украины.
Дефицит гостиничных номеров, конечно же, сказывается на цене. «Если в Европе
средняя стоимость номера в трёхзвёздочном отеле – от 60 до 80 евро, то у нас
доходит до 150 евро», – признаётся Дмитрий Заруба. Снижать цены никто не спешит:
Украина каждый год встречает 500–700 тыс. одних только иностранных туристов,
причём эта цифра ежегодно увеличивается на 15–20%.
Добавляет жару и грядущий чемпионат Евро-2012. Чтобы достойно принять
болельщиков, только в Киеве должно быть не менее 30 гостиниц категории «три
звезды» и 10–12 – категории «четыре звезды». Сейчас в городе подобные отели
можно пересчитать по пальцам, а более 60% всех столичных гостиниц построены
30–40 лет назад и не отвечают современным требованиям.
Согласно сложившейся мировой практике, не менее 70% туристов селятся в двух-
трёхзвёздочные гостиницы. Но в Украине этот сегмент откровенно слаб. Их попросту
не хватает, а те, что есть, в большинстве своём не отвечают заявленному классу.
По данным группы компаний FIM, общее число гостиниц в Украине достигает
1,2–1,3 тыс. Это, по сути, 54 тыс. номеров. Правда, пройти сертификацию и
получить определённое количество звёзд удалось немногим – таких отелей сегодня в
стране всего 315. Из них трёх звёзд удостоились 128, двух – 63, а под одной
звездой работают 73 отеля.
В итоге спрос на трёхзвёздочные гостиницы в Украине превышает предложение,
как минимум, в полтора раза, и с каждым годом ситуация усугубляется. «Если рост
предложения по гостиницам ежегодно достигает 5–7%, то спрос вырастает на 20%», –
сказал Фокусу руководитель отдела аналитики консалтинговой компании «Канзас»
Сергей Голуб.
200 подписей
Причин медленного увеличения номерного фонда – масса. Но
главный виновник всё же бюрократия, уверен Дмитрий Заруба. «Министерство
экономики подсчитало: чтобы открыть гостиницу, необходимо собрать более 200
подписей – от момента регистрации предпринимателя и до категоризации на звёзды.
Но я думаю, что это ещё не все разрешительные документы», – рассказывает он. В
среднем только на сбор всех необходимых документов по многочисленным инстанциям
уходит около двух лет. Для сравнения: в Норвегии зарегистрировать отель можно
через интернет.
Отталкивает инвесторов и необходимость значительных первоначальных вложений,
ведь на открытие отеля среднего класса уходит $20–30 млн. На сумму вложений
сильно влияет спекулятивный интерес к земле, рост цен на которую автоматически
повышает срок возврата инвестиций. По оценкам Сергея Голуба, инвестор может
вернуть вложенный в развитие средней гостиницы капитал за 4–6 лет, но в
некоторых случаях придётся запастись терпением на десятилетие.
Жалуются отельеры и на отсутствие квалифицированного персонала. «Большинство
специалистов, создающих небольшие гостиницы среднего класса, не имеют знаний и
практического опыта управления таким объектом», – сетует президент компании Real
Estate Solution Сергей Карамнов.
Новые конкуренты
Развитием отелей среднего ценового сегмента занимаются в
основном частные предприниматели. По официальной статистике, 65% рынка отельного
бизнеса занимают малые гостиницы. Специалисты говорят, что таких отелей намного
больше и занимают они около 80% рынка. Это заведения до 50 номеров, чаще всего
семейного типа, с постоянной клиентурой.
Сохранять невысокие цены при ограниченном номерном фонде малым отелям
непросто. Тем более что всё большую конкуренцию им составляют крупные сети
гостиниц, которые собираются выходить на рынок. В частности, о собственной сети
отелей задумывались в компании «ХХI век», кроме того, уже начато развитие сети
«7 дней», которую курирует Clubhouse Group Holdings Игоря Баленко, совладельца
сети супермаркетов «Фуршет». Компания намерена создать
гостинично-развлекательные комплексы во всех регионах Украины. Отели в Киеве и
Каменец-Подольском уже есть, в ближайших планах – Трускавец, Львов и Саки. В
общей сложности до 2012 г. компания планирует ввести в эксплуатацию 4 тыс.
номеров.
При этом новые малые и крупные современные отели стараются по возможности
перенимать европейский опыт – на Западе есть чему поучиться. «В Европе заботятся
о клиенте, а в Украине – только о своём кошельке, – сравнивает Юрий Кривошеев. –
Да и соотношение цена – качество в Европе явно выше». Нарекания на никудышный
сервис в отечественных гостиницах встречаются нередко. Потому-то многие клиенты
предпочитают гостиницам обыкновенные квартиры.
Квартирный вопрос
Полутеневые квартирные агентства в Украине процветают –
быстро снять квартиру можно практически в любом городе страны. Как правило,
агенты навязчиво предлагают свои услуги прямо на вокзалах. Они готовы
торговаться и даже организовать переезд до дома. Операторы гостиничного бизнеса
признают: такие арендодатели – серьёзные конкуренты гостиницам, особенно в
городах, где основными постояльцами являются не отдыхающие, а командировочные.
Ведь хозяева квартир могут предоставить даже такую специфическую услугу, как
оформление квитанции о проживании с завышенной суммой, которую предприимчивому
командировочному потом возместит его работодатель.
Но арендованные квартиры привлекают не только нечистых на руку работников.
Юрий Кривошеев отмечает, что в большинстве гостиниц расчётный час – 12:00, а
обратные поезда, как правило, идут вечером. «Вот и возникает проблема: куда
деваться? То ли оплачивать ещё сутки проживания, что весьма недешево, то ли
таскаться с вещами. В квартире же всё просто, всегда можно найти компромисс с
хозяевами», – объясняет он. Кроме того, Юрия очень радует наличие кухни, что
автоматически решает проблему питания.
Сутки в съёмной столичной квартире обойдутся в 250 грн., в других крупных
городах – около 200 грн. Это примерно соответствует цене проживания в гостинице
среднего класса, а если поторговаться и поискать – можно найти варианты
существенно дешевле мини-отелей.
Ещё одним весьма серьёзным конкурентом частных гостиниц среднего уровня
остаются постсоветские «монстры». До сих пор практически в каждом городе
осталась старая советская гостиница с ненавязчивым сервисом, примитивными
номерами, иногда с удобствами на этаже. И хотя сервис в таких отелях оставляет
желать лучшего, от отсутствия клиентов они не страдают.
Во-первых, чаще всего они расположены в центре города или недалеко от
вокзала, во-вторых, к этим гостиницам многие привыкли, а в-третьих, цена
проживания в них, как правило, относительно невысока.
Гол в свои ворота
Но даже если сейчас начать ремонтировать все
постсоветские гостиницы и активно строить новые, за оставшееся до футбольного
чемпионата время обеспечить всех болельщиков жильём невозможно. Положение могут
спасти всё те же квартирные агентства, всегда готовые предоставить сервис на
любой вкус и кошелёк.
А те гостиницы, которые всё же успеют появиться вовремя и принять туристов,
после Евро-2012 будут ждать реализации государственной программы по развитию
туризма или искать собственные пути заманивания постояльцев. «Если инвестор
строит гостиницу с пониманием того, что это постоянный бизнес, а не только
проведение Евро, то этот отель будет заполнен всегда», – резюмирует Дмитрий
Заруба. Источник: http://www.focus.in.ua/
|