Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Акватория бизнеса

2008-08-08 22:51:44

socmart-fotoСтрах перед неизведанным


В странах СНГ долгое время аквапарки воспринимались как очень специфический бизнес. Следовательно, и количество желающих вкладывать средства (причем немалые) в строительство подобных объектов было незначительным. «Лишь к 2000 году, когда экономика страны стала более-менее стабильной и появилась нормальная законодательная база, регулирующая вопросы инвестиций, стало возможным развитие данных проектов», — поясняет Максим Белоус, директор департамента стратегического развития и маркетинга компании «XXI Век», озвучившей планы по реализации проекта крытого аквапарка в столице.
Первый отечественный аквапарк появился в 2001 году в Симеизе (АР Крым). В первые годы своего функционирования парк водных аттракционов «Голубой залив» демонстрировал очень высокие показатели посещаемости, что дало толчок для развития рынка водных аттракционов в Украине в целом и в Крыму в частности. «Сейчас сегмент аквапарков у нас развивается очень стремительно. Возможно, их уровень пока ниже, чем в Америке и Европе, но вскоре мы выйдем на должный уровень», — отмечает Анна Шарлай, директор Ассоциации аквапарков Украины.
В то же время до сих пор существует ряд факторов, сдерживающих активное развитие рынка аквапарков в нашей стране. Господин Белоус выделяет следующие:
1) отсутствие опыта проектирования и строительства подобных объектов;
2) аквапарк — довольно затратный проект;
3) низкий уровень доходов населения.
На данный момент в Украине на стадии предварительных разработок находятся более 20 проектов аквапарков. Сколько из них воплотятся в жизнь, покажет время.


До стандартов далековато


К сожалению, в настоящее время для отечественных аквапарков довольно типичным является отсутствие эксплуатационной документации на многие водные аттракционы, существенные отступления от требований безопасности при их конструировании, ошибки при проектировании и монтаже. Зачастую водные аттракционы могут сдаваться в эксплуатацию без проведения должных испытаний, говорит Анна Шарлай. По ее словам, на сегодняшний день все водные объекты создаются в соответствии с Государственными строительными нормами (ГСН). «Однако в связи с применением новых технологий и современной техники в индустрии водных развлечений они не в полной мере регламентируют требования к этим объектам в вопросах безопасности», — подчеркивает госпожа Шарлай. Она приводит в пример турецкую компанию Polin, которая занимается производством водных горок. «Стало известно, что для Запада они делают горки более качественно, чем для Украины. Мы ставим производителям задачу повышать качество продукции, укреплять конструкции», — добавляет Анна Шарлай. По ее словам, на сегодняшний день по водным горкам прошла сертификацию компания POL-KAR. Эта же компания была также сертифицирована Российской ассоциацией аквапарков после ее работы в аквапарке «Родео-Драйв» в Санкт-Петербурге.
Аквапарк является социальным объектом для массового посещения, следовательно, к нему предъявляются высокие требования. «До международного уровня стандартов нам еще далеко, но все новые проекты стремятся к этому. С каждым годом подобные объекты будут более соответствовать международным стандартам, в том числе и в вопросах безопасности», — уверен Максим Белоус.
Сейчас тестирование водных аттракционов проводит Ассоциация аквапарков Украины. «В этом нам помогает международный опыт (Украинская ассоциация является членом Всемирной ассоциации аквапарков, а также сотрудничает с Российской и Европейской)», — говорит Анна Шарлай. ААУ также занимается разработкой украинских стандартов для водных объектов. По мнению госпожи Шарлай, способствовать повышению уровня безопасности в украинских аквапарках может введение системы сертификации, а также государственная регистрация этих объектов. «Таким образом, появится нормативная база, позволяющая, во-первых, принимать обоснованные решения при проектировании, производстве и эксплуатации водных аттракционов, оборудовании бассейнов и аквапарков и, во-вторых, проводить квалифицированную оценку соответствия требованиям безопасности», — добавляет она.
Но проблемы аквапарков сводятся не только к опасности, исходящей от аттракционов и воды. Риском является также недостаточная квалификация обслуживающего персонала. «Важно применять современные технологии обучения персонала аквапарков. Он должен уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь», — поясняет Анна Шарлай. О собственной безопасности должны также заботиться и сами посетители парков водных аттракционов. «Нужно свести до минимума употребление алкогольных напитков, не нарушать правила, установленные в аквапарках», — подчеркивает директор ААУ.

Не аквапарком единым...


На Западе широко распространена практика строительства аквапарков в составе торгово-развлекательных центров и гостиниц. Массовость этого явления вполне оправданна. Ведь за счет такой конфигурации можно достичь максимальной доходности от комплекса в целом. Однако в Украине аквапарки пока строятся как отдельные объекты. «Существуют определенные законы развития каждого рынка, в том числе и рынка водных аттракционов. Все развивается поэтапно. В первую очередь развиваются аквапарки как отдельный объект, и когда рынок уже созрел и потребитель достаточно знаком с подобной услугой, аквапарки начинают строиться в составе других объектов, которыми могут быть как торговые центры, так и гостиничные центры в курортных зонах», — обосновывает причины сложившейся ситуации господин Белоус.
Кстати говоря, в столь популярных среди украинцев Турции и Египте практически каждая уважающая себя гостиница предлагает туристам водные аттракционы. Более того, известны случаи, когда отели получали дополнительную «звезду» к своему классу за достроенные в рекордные сроки мини-аквапарки. «Там, где рынок туристических гостиниц уже является высококонкурентным, возникает необходимость выделиться — владельцы гостиниц строят аквапарки как дополнительный сервис для клиентов, что дает им конкурентное преимущество», — подчеркивает Максим Белоус.
Подобным образом будут обстоять дела и с торгово-развлекательными комплексами. Когда рынок настолько насытится, что покупатель будет искать изюминку в каждом из них, возможно, начнут появляться проекты ТРЦ, в составе которых будут аквапарки. «Пока в Украине девелоперы не спешат вкладывать деньги в подобные дополнительные сервисы, так как это может лишь удорожить проект», — считает господин Белоус.
В настоящий момент в нашей стране таких комплексов нет. И если посмотреть на опыт России, то там первые подобные проекты появились лишь в конце 2006 года — в Москве «Ква-Ква парк» в ТЦ XL (Мытищи), в Санкт-Петербурге ТК «Родео-Драйв». Как считают операторы рынка, эти проекты довольно успешны. На стадии проектирования находится еще несколько ТРЦ, в структуре которых предусмотрен аквапарк. «Хотя аквапарки и ТРЦ — совершенно нейтральные бизнесы, они могут находиться рядом и дополнять друг друга. Потоки посетителей будут разными, но, тем не менее, успешно работать могут оба объекта», — резюмирует Максим Белоус.


Составляющие успеха

Успех аквапарка зависит не только от качества и разнообразия предлагаемых аттракционов, а также от оптимального предложения дополнительных услуг. Спектр этих услуг разнообразен:
• заведения общественного питания (считаются обязательной составляющей аквапарка);
• сопутствующая торговая галерея (водные принадлежности, сувениры и т. п.);
• детские комнаты или большие детские зоны (с клоунами и т. п.);
• мини-зоопарки, дельфинарии;
• разнообразные выставки растений, животных;
• сауны, массажные кабинеты;
• пункт обмена валют;
• банкомат или отделение банка;
• отдельная VIP-зона;
• мини-гостиница (особенно необходима в тех аквапарках, которые занимают значительные территории, расположены далеко за городом и рассчитаны на отдых «выходного дня»).

«Каждый оператор аквапарка сам подбирает комплекс услуг в зависимости от формата самого аквапарка и целей, которые он преследует», — подчеркивает господин Белоус. Анна Шарлай отмечает, что «чем больше услуг предлагает аквапарк, тем более привлекателен он как для посетителей (повышается интерес), так и для владельцев (увеличивается доход)».


Крыть или не крыть?

Строительство закрытых аквапарков очень распространено в странах, где нет подходящих климатических условий для размещения круглогодичного открытого парка водных аттракционов. В частности, подобные объекты очень популярны в США и Европе. В Украине и СНГ первым крытым аквапарком стал «Посейдон», открывшийся в 2002 году под Одессой. «Рынок, как правило, начинает развитие с открытых аквапарков. Закрытые — это уже модификация открытых аквапарков, что является следующим этапом развития рынка», — поясняет Максим Белоус. По его словам, проекты крытых аквапарков запланированы в каждом из городов-миллионников.
Закрытые аквапарки считаются более сложными для реализации. «Это уже полноценный объект недвижимости, кроме того, это сложное гидротехническое сооружение, ведь внутри аквапарка должен поддерживаться определенный климат», — констатирует Максим Белоус. Однако именно закрытые аквапарки имеют ряд безоговорочных преимуществ: они дают возможность круглогодичного посещения и могут быть построены в любом месте с любыми климатическими условиями.
В нашей стране пока больше распространены открытые аквапарки. Они, как правило, являются сезонными и строятся на морских курортах. Открытый аквапарк предполагает наличие определенных природных условий, следовательно, самым оптимальным местом для размещения подобных проектов в Украине является ЮБК.


Когда ждать прибылей?


Инвестиции в строительство аквапарка будут зависеть от разных условий. В первую очередь от того, какой вид аквапарка предполагается — открытый или закрытый. «Городской аквапарк закрытого типа среднего размера — около 6 000–7 000 кв. м — требует приблизительно $15-20 млн. инвестиций. Первые открытые аквапарки в Крыму оцениваются в среднем на уровне $5 млн. инвестиций», — говорит Максим Белоус. В среднем для открытых аквапарков требуется около $1 000 инвестиций на 1 кв. м, а для закрытых эта цифра будет раза в два-три больше. Это средний показатель, который будет зависеть от многих факторов, отмечает господин Белоус. «Сумма инвестиций зависит от масштабности проекта, условий и места расположения и обычно стартует с отметки 5 миллионов долларов», — подчеркивает Анна Шарлай.
Аквапарк целесообразно строить при наличии рядом крупного города с населением не менее 700 тысяч человек. «Это не относится к курортным городам, где основным показателем является поток туристов. Таким образом, в каждом крупном городе Украины должно быть построено один-два аквапарка», — считает Максим Белоус. Оптимальным будет вариант, когда в городах с населением 1 миллион жителей и более будет реализовано один-два крупномасштабных проекта (на территории до 5 га) или же несколько средних объектов (5 000-10 000 кв. м).
По мнению специалистов, сроки окупаемости аквапарков могут варьироваться от трех до десяти лет. «Это зависит от масштабности и сложности проекта, представленного оборудования и аттракционов, стоимости земли и посещаемости объекта. Имеет значение и то, крытый или закрытый это проект (крытый обходится намного дороже)», — поясняет господин Белоус. В Европе, например, в среднем аквапарк окупается за три-пять лет. Такие небольшие сроки объясняются довольно высокой посещаемостью и высокой платежеспособностью посетителей. В Украине и России данные сроки выше и могут составлять пять-десять лет. Однако если посмотреть на реализованные в Крыму проекты, то они окупались за два-четыре года. По словам господина Белоуса, «это объясняется новизной услуги и повышенным спросом со стороны посетителей». К тому же Анна Шарлай отмечает, что на сегодняшний день сроки окупаемости аквапарков в Украине считаются относительно быстрыми, что и привлекает инвесторов.


Перспективы «мокрого» будущего
Эксперты рынка прогнозируют, что новые проекты аквапарков будут реализовываться пропорционально росту доходов населения. «Спрос формируют посетители с их возможностью тратить деньги на посещение аквапарка и предлагаемые в нем услуги», — резюмирует Максим Белоус. В то же время на рынке в данный момент ощущается дефицит как закрытых, так и открытых проектов. Следовательно, любой проект будет целесообразен и востребован. Более того, к 2010 году в нашей стране могут появиться также большие тематические парки.
«Одна из задач нашей Ассоциации — чтобы в каждом городе Украины, население которого превышает 300 000 человек, был аквапарк. И обязательно в Киеве!» — озвучивает оптимистичные надежды Анна Шарлай. И пусть пока во всей Украине аквапарков меньше, чем в одном американском Висконсин Деллз (18 закрытых аквапарков), не верить в серьезность намерений девелоперов у нас нет оснований. Особенно в канун Нового года. Пожелаем же им удачи!

http://www.cre-ua.com/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)