2008-10-28 23:23:44
В условиях мирового финансового кризиса любая публикация, затрагивающая темы экономики страны, воспринимается куда более эмоционально, нежели в период экономического подъема или стагнации. Так, недавно многие новостные ресурсы облетела новость, что в ближайшее время на украинском рынке ритейла ожидается смена собственников большого количества торговых сетей. В этих материалах представлены широкому кругу читателей намерения продажи части бизнеса таких региональных ритейлеров, как луцкие "Пакко" (ТМ "Вопак" и "Пакко"), "Агроконтракт" ("Колибрис" и "Наш"), днепропетровское ЧП "Реарди" (сеть "Большая ложка") и сеть гипермаркетов "Амстор". Кроме того, говорилось о том, что что на продажу выставлены практически все национальные лидеры. В настоящее время они активно ищут покупателей, однако, пока потенциальные инвесторы не соглашаются с назначенными ценами и откровенно выжидают, наблюдая за развитием событий как на этом конкретном рынке, так и за развитием мирового финансового кризиса.
Интересный получается парадокс. С одной стороны, национальные ритейлеры признаются в своей неспособности продуктивно действовать на рынке, с другой стороны, они и не прекращают активно разворачивать свои сети. Так только, за последний месяц в Виннице открылся четвертый "ЕКО-маркет", "Билла-Украина" заявила о планах построить супермаркет Billa во Львове, там же наметили строить второй "Фуршет", такие же "Фуршеты", как грибы, растут на востоке и юго-востоке Украины, на Мариуполь нацелилась Metro Cash&Cary, открылся гипермаркет "Караван" в Житомире, в Закарпатской и Тернопольской областях открылись супермаркеты "Вопак", в Днепропетровске открывается второй торговый центр сети "Мириада". При этом все же пальма первенства принадлежит запускам небольших супермаркетов, так называемых "магазинов у дома". И этому есть объяснение. В этом году инфляция стала причиной увеличения затрат на открытие магазина не меньше, чем на 35%. На сегодняшний день объем инвестиций в открытие одного супермаркета крупной национальной сети составляет 2–3 миллиона долларов, открытие "магазина у дома" оценивается в 200–300 тысяч "зеленых".
С другой стороны, кризис ликвидности на рынке заемных средств в Украине отразился на подавляющем большинстве сетей, поэтому почти все ритейлеры если не приостановили, то значительно снизили темпы своего развития. По словам председателя наблюдательного совета сети "Фуршет" Игоря Баленко эта осенняя активность открытия новых точек связана с весенними проблемами с получением банковских кредитов, что заставило сетевиков сдвинуть сроки запуска новых магазинов: вместо плавного открытия торговых точек в течение весны-лета планы операторов были смещены на осень. Дефицит свободных средств вынуждает сетевых ритейлеров существенно корректировать стратегии. Сейчас у них мысли о расширении инфраструктуры сменились мыслями иными: собственники некоторых сетей заняты поисками инвесторов, которые будут готовы купить весь бизнес или его часть.
Действительно, до нынешнего времени украинский продовольственный ритейл активно развивался за счет последовательного расширения сетей. По оценкам экспертов рынок продовольственного ритейла занят в среднем по Украине на 40%: В городах-миллионниках занятость рынка доходит до 60%, в областных центрах и мелких городах рынок наполнен значительно скромнее. Потому вектор напряженность конкуренции ориентирован именно на эту часть Украины. В надежде захватить себе кусочек оставшегося пирога побольше национальные операторы ритейл-рынка активно берут займы, продают часть своих акций и ведут наступательную борьбу в регионах. Тем не менее, в Украине до недавнего времени не было ни одной национальной сети. Даже у крупнейших сетей были белые пятна на карте Украины. При этом еще присутствие сети в регионе еще не является гарантией, что она там закрепится. А расширение сети не может быть неограниченно постоянным: любые негативные процессы в банковском секторе экономики моментально ставят ритейлеров в затруднительное положение. С другой стороны, чересчур динамичное расширение сети приводит, в конце концов, к снижению рентабельности и уменьшению прибыли, что ставит компании перед вопросом – а как быть дальше?
Таким образом, общая картина украинского продовольственного ритейл-рынка на сегодняшний день представляет собой аморфную слабо структурированную модель, которая страдает от неустойчивости именно за счет того, что фактически две трети рынка подлежат освоению, а темпы, взятые ритейлерами, явно опережают их возможности. Поэтому отечественный рынок продовольственного ритейла, как отмечают эксперты, в ближайшем будущем ждет волна слияний и поглощений.
И банковские проблемы в Украине, вызванные мировым финансовым кризисом, только подталкивают ритейлеров к активной деятельности в этом направлении. Поскольку на данный момент это наиболее успешный и эффективный вариант развития, в отличие от создания новых сетей.
По мнению финансового аналитика компании "Ренессанс Капитал Украина" Светланы Дрыгуш в ближайшие год-два на рынке ритейла в Украине ожидается ужесточение конкуренции. Текущий год не является показательным из-за финансового кризиса, и мы ожидаем возобновленный интерес к рынку после улучшения ситуации на рынках капитала. И, как показывает практика, скорее всего это произойдет за счет выхода на рынок зарубежных компаний, увеличения доли в нем уже активно работающих в Украине иностранных операторов. Насколько агрессивно будут расти региональные игроки, покажет то, в какой мере Украина справится с последствиями кризиса.
Так или иначе, мировой финансовый кризис подтолкнул украинских ритейлеров к продаже своих сетей. Многочисленные эксперты чуть ли не в один голос утверждают, что на продажу выставлены практически все национальные лидеры, которые активно ищут покупателей. Однако цена, на которую рассчитывают нынешние владельцы, по мнению инвесторов, слишком завышена, порой даже вдвое. Собственники этих сетей хотят выручить от их продажи деньги, которые можно было получить за них еще год-полтора назад. Но сейчас никто из инвесторов таких сумм уже не предлагает. Да и кто задорого будет приобретать убыточно работающую сеть?
Тот факт, что в рейтинге международной консалтинговой компании A. T. Kearney по привлекательности инвестиций в рынок розничной торговли Украина заняла в 2007 году среди развивающихся стран пятое место, говорит о многом. В 2004 году в том же рейтинге Украина удерживала третье место. Сейчас на дворе 2009 год. И мировой финансовый кризис в нагрузку. Без комментариев.
Розничная отрасль Украины на сегодня не является особо привлекательной для крупных иностранных ритейлеров. Основные мировые сети сегодня активно инвестируют в Центральную Европу, Юго-Восточную Азию, Бразилию, Россию, Индию, Китай, а на бедную Украину с плохо развитой инфраструктурой и нечетко выписанными законодательством механизмами рынка ресурсов у них нет. Так называемые "магазины у дома" с оборотом 30–60 миллионов долларов в год большинству иностранных инвесторов неинтересны: для того чтобы зайти и утвердиться на рынке, это очень мелкий формат.
В этой ситуации можно было бы вновь понадеяться на спасительный круг со стороны наших восточных соседей, но и они не очень спешат в наши края. Тот же "Патэрсон", например, известная российская торговая сеть, выставила на продажу все свои три супермаркета в Украине, возведенные 3 года назад.
Скорее всего, покупателями украинских торговых сетей из западных игроков в первую очередь могут стать те компании, которые уже присутствуют в нашей стране: например, активно присматривается к рынку сербская Delta Holding, которая в первом полугодии 2008 года приобрела сеть магазинов "Смак" (сейчас - Maxi). Помимо этой сети, есть ряд игроков, которые или уже вышли (Rewe, Metro, Auchan, Praktiker, "Перекресток", "Вестер") или выйдут на украинский рынок в ближайшем будущем (Real, IKEA, Leroy Merlin, "Мосмарт"), и которые могут быть заинтересованы в приобретении или присоединении украинских ритейлеров.
Сегодня выжидают все - как украинские сетевики, так и возможные инвесторы из-за рубежа. Экспертам видится оживление процесса продажи сетей иностранным инвесторам не ранее первого полугодия 2009 года. Именно к тому времени банкиры ожидают как минимум ослабления финансового кризиса. Насколько же затянутся стабилизационные процессы в Украине, предсказать сложно, поэтому делать конкретные прогнозы решается не всякий.
Мировой финансовый кризис затрагивает разные страны по-своему, с учетом степени их развития, интегрированности в мировые рынки, национальных особенностей и т.п. Украина в этом ряду занимает место страны с едва приоткрытой дверью в мир: страна еще не вступила в полной мере в ВТО и потому находится только в ожидании крупных изменений на внутренних рынках. Ситуация с ритейл-рынком – очередное тому подтверждение.
Алексей Смирнов
http://www.podrobnosti.ua/
|