Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Торг здесь неуместен!

2008-11-10 22:02:30

socmart-fotoФинансовый кризис не приведет к массовой распродаже торгово-розничныхсетей с высокой долговой нагрузкой — инвестиционные возможности потенциальных покупателей ретейлеров ограничены.


Украинский рынок розничной торговли переживает не самые лучшие времена. В последнем рейтинге инвестпривлекательности ретейла, составленным A.T. Kearney, Украина заняла 17-е место, потеряв за год 12 позиций. «Высокие темпы инфляции, растущие цены на топливо и политическая нестабильность стали причиной падения инвестпривлекательности рынков Украины, Латвии, Болгарии и Литвы», — объясняют аналитики компании в последнем отчете The 2008 A.T. Kearney Global Retail Development Index.

А тут еще и финансовый кризис, который ударит в первую очередь по ретейлерам с высокой долговой нагрузкой. При этом маркетологи некоторых сетей напрямую связывают финансовый кризис со снижением покупательской активности украинцев — в августе розничный товарооборот вырос на 18,4% (по сравнению с аналогичным периодом 2007-го), тогда как в июле и июне темпы роста составили 20,1% и 23,5% соответственно. За 8 месяцев 2007 года обороты украинской розницы увеличились на 28,4%, 2008-го — на 25,6%. «Кризис отражается на покупателях с психологической точки зрения — люди стремятся приобретать товары по доступным ценам», — констатирует Дмитрий Шевченко, директор департамента маркетинга сетей магазинов «Ева» и Varus.

Учитывая высокие инфляционные ожидания украинцев, некоторые ретейлеры пошли даже на снижение цен. К примеру, "Metro Cash & Carry Украина" на постоянной основе снизила цены на тысячу артикулов продовольственных и непродовольственных товаров. «Мы пересмотрели цены, поскольку упала покупательская способность населения, при этом мы осознаем сложность финансового положения в стране», — объясняет Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций компании. Директор "Metro Cash & Carry Украина" Аксель Лухи надеется, что удешевление товаров поможет стабилизировать рынок и повысит покупательскую активность.

Несмотря на снижения темпов роста рынка в целом, крупнейшие украинские сети уверены, что по итогам года их обороты существенно вырастут. Сеть супермаркетов «Фуршет» намеревается увеличить данный показатель на 56,6% по сравнению с 2007 годом — до 1,3 млрд. дол., «Велика кишеня» — на 50-60%. «Обороты сетей будут увеличиваться. Первые месяцы кризиса показывают, что народ от страха ест больше, — полушутя-полусерьезно объяснил Контрактам управляющий консалтинговой компании Trade-Help Андрей Калмыков. — В Украине по сравнению с другими странами — невысокие цены на продукты питания. И если и будет снижение спроса , то минимальным». «Люди не станут покупать меньше, но будут выбирать более дешевые продукты, в итоге объем сбыта сохранится, но прибыльность сетей уменьшится и соответственно сократятся темпы роста», — солидарен с экспертом заместитель генерального директора "О’Кей Украина" Войцех Гвардис.

Рентабельность розницы уменьшают растущие издержки и регулятивные меры по ограничению наценки на некоторые виды продуктов. На данный момент прибыльность сетей не превышает 1-2%.

Усмирение амбиций

В 2008-м большинство отечественных ретейлеров вынуждены снизить темпы расширения сетей. С весны, когда усилился кризис ликвидности в банковском секторе, многие ретейлеры, развивающиеся в основном за счет заемных средств, не могут рефинансировать долги. «Отечественные сети ощущают острую нехватку кредитных ресурсов из-за их дефицита на мировом и украинском финансовых рынках», — констатирует Дмитрий Шевченко.

Ретейлеры сейчас открывают только те магазины, под которые ранее были выделены площадки или куплены помещения. На приобретение или аренду новых площадей у сетей не хватает средств. Инфляция и растущие цены на недвижимость увеличили затраты ретейлеров на открытие новых магазинов как минимум на треть. К примеру, год назад стоимость супермаркета оценивалась в 1,5 млн дол., сегодня — не менее 2 млн. дол. При этом многие ретейлеры попросту не рискуют влезать в еще большие долги. По данным компании «Кредит-Рейтинг», у шести крупных украинских ретейлеров высокая долговая нагрузка — размер долга превышает прибыль за год в пять раз.

Лидер отечественного рынка корпорация Fozzy Group (супермаркеты «Сільпо», дискаунтеры «Фора» и гипермаркеты Fozzy C&C) в марте 2008-го заявила о планах до конца года открыть 42 торговые точки, инвестировав в развитие 230 млн. дол. Однако по итогам этого года в лучшем случае откроется 27 новых магазинов (с начала 2008-го Fozzy Group расширила сети только на 15 объектов). Чтобы удержаться на пьедестале украинской розницы, компании Владимира Костельмана последние пять лет приходилось интенсивно развиваться и активно использовать заемные средства, вследствие чего ее долговая нагрузка выросла. Неудивительно, что с наступлением кризиса ликвидности ретейлер вынужденно скорректировал планы форсированного роста. По данным агентства «Кредит-Рейтинг», на 30 июня 2008 года объем долга компании составил 271,6 млн грн, практически в 7,8 раза превысив показатель рентабельности EBІTDA (34,7 млн грн).

Кризис ликвидности накрывает не только национальные, но и региональные сети. Луцкая компания «ПАККО-Холдинг», работающая в основном в Западной Украине, изначально планировала открыть в 2008-м около 40 новых магазинов. Но по итогам этого года сеть пополнится лишь 23 торговыми точками. «Это связано с финансовым кризисом. Стало сложно брать кредиты под строительство и достройку магазинов, в том числе на реконструкцию и ремонт существующих объектов, а также под покупку готовых супермаркетов, — рассказывает вице-президент по развитию компании «ПАККО-Холдинг» Олег Крыжанивский. — Открывать будем только те магазины, на которые уйдет минимальное количество времени и ресурсов». Осенью этого года компания намеревалась организовать повторное публичное размещение 10% акций на Франкфуртской бирже, но решила пока повременить — падение фондовых индексов, снижение рентабельности и высокая долговая нагрузка негативно сказываются на капитализации украинских сетей. В 2007-м ПАККО за 10% акций получила всего 18 млн. дол. вместо ожидаемых 21 млн. дол. Сейчас компания может быть оценена еще ниже. Летом этого года группа компаний «Велика кишеня» в связи с неблагоприятной ситуацией на международных финансовых рынках также перенесла IPO с 2008-го на следующий год. По словам одного из совладельцев компании Романа Лунина, кризис ликвидности негативно влияет на котировки ценных бумаг — потенциальный инвестор предложит за акции намного меньше, чем два-три года назад.

Сетевой оптимизм

Некоторые ретейлеры все же излучают оптимизм (или пытаются), заявляя о неизменности планов развития, по крайней мере, на этот год. К примеру, финансовый директор компании «Квиза-трейд» (ТМ «Велика кишеня») Олег Пьявка утверждает, что сеть супермаркетов пополнится 20 новыми объектами, как и было анонсировано в начале года: «В 2008-м откроем столько магазинов, сколько и планировали. В следующем, возможно, пересмотрим планы по развитию, а может, оставим все как есть. Влияние кризиса сказывается на бизнесе каждой сети, но посмотрим, насколько оно будет значительным в дальнейшем».

Третья по величине сеть супермаркетов «Фуршет» тоже растет в соответствии с ранее намеченными планами. Председатель наблюдательного совета ЗАО «Фуршет» Игорь Баленко заверил, что до конца года общее количество торговых точек его сети составит 115-118. Компания не пересматривала заявленный на этот год объем инвестиций в развитие сети — 100 млн. дол.

"Metro Cash & Carry Украина" также будет развиваться по ранее намеченному графику. «Мы сохраним те же темпы развития, которые поддерживаем уже второй год», — отмечает Татьяна Бабенко. В 2007 году компания открыла пять центров оптовой торговли: в Виннице, Запорожье, Ровно, Николаеве и Черновцах, на 2008 год компания запланировала к открытию пять торговых точек (два центра оптовой торговли уже открыты, еще три заработают до конца года).

Спокойствие, только спокойствие

По мнению некоторых аналитиков, кризис ликвидности вынудит владельцев мелких региональных сетей с высокой долговой нагрузкой продать бизнес. В конце сентября рынок переваривал информацию о возможной продаже луцких ПАККО и "Агроконтракт", а также днепропетровских "Амстор" ("Амстор" базируется в Донецке, - прим. RetailStudio.org) и "Сальве" (сеть «Большая ложка»). Однако в самих компаниях говорят, что это не более чем слухи. «Кризис корректирует, но не меняет нашу стратегию развития. Мы не планировали продаваться — только размещение 10% акций, которое отложили», — категоричен Олег Крыжанивский.

«Слияния и покупки на рынке будут — большие сети будут поглощать мелких, становясь мультиформатными», — прогнозирует Дмитрий Шевченко.

Однако слияния и поглощения в больших масштабах на розничном рынке вряд ли состоятся — кризис ликвидности связал руки многим потенциальным покупателям. «Для покупки магазинов нужны банковские кредиты. Поскольку кредиты подорожали и стали краткосрочными, рынок сделок купли-продажи замер», — объясняет Андрей Калмыков.

Владельцы сетей согласятся продать бизнес только в том случае, если им поступит выгодное предложение — у ретейлеров пока нет критической необходимости в продаже, разделяет точку зрения аналитика Войцех Гвардис.

Наиболее вероятный сценарий развития рынка — замедление темпов роста сетей. Несколько лет назад ретейлеры в стремлении завоевать долю рынка и опередить конкурентов работали по принципу «застолбить место»: скупали и арендовали помещения без разбора. До кризиса ликвидности щедрая банковская система позволяла им развиваться интенсивно. В условиях нынешнего финансового кризиса ретейлеры снизят темпы расширения сетей — все свободные ресурсы они направят на повышение качества действующих торговых точек. «Крупные ретейлеры всегда держат руку на пульсе. Как только возникнет благоприятный момент, они все равно будут покупать, но это будут точечные покупки — 1-2 магазина за полгода», — утверждает Андрей Калмыков.

Аналитики уверены, что нынешние финансовые проблемы сетей временные. Банки не свернут кредитные программы для ретейлеров, ведь торговля — одна из наиболее кредитоемких отраслей. По разным оценкам, треть кредитного портфеля финансистов (корпоративный сегмент) приходится на займы ретейлерам. «Банки прекрасно понимают, что с уменьшением финансирования розницы резко сократится их денежный поток, поэтому не собираются сильно урезать финансирование. Просто они меняют условия игры и ждут стабилизации рынка. Это ожидание может продолжаться месяц или два. А потом наступит стабилизация, и кредитные программы возобновятся», — объясняет Андрей Калмыков.

Впрочем, если мировой финансовый кризис затянется, а с ним и кризис ликвидности в украинской банковской системе, возможны банкротства даже крупных ретейлеров с высокой долговой нагрузкой. Магазины неудачников, скорее всего, подберут сети, стратегия которых предусматривает умеренное кредитование.

 Надежда Гончарук

 

http://www.retailstudio.org/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)