2008-11-13 21:38:21
В 2009-м году всем основным отраслям украинской экономики придется несладко. Строительство, металлургия и автомобилестроение будут балансировать на грани полной остановки, особенно, если правительственная помощь не подоспеет вовремя.
Надежды металлургов
За последние месяцы спрос на металлургическую продукцию в мире упал почти вдвое, что поставило устаревшие украинские предприятия данной отрасли на грань остановки и банкротства. По убеждению экспертов, до конца 1-го квартала 2009 года будут продолжаться негативные тенденции в горно-металлургическом секторе, в связи с чем ожидать восстановления объемов производства не стоит еще минимум пять месяцев.
В таких условиях украинским металлургам не остается ничего иного, как надеяться на помощь государства, на что уже намекнул богатейший человек страны Ринат Ахметов на недавнем инвестиционном форуме в Донецке.
Скорее всего, бизнесмен имел в виду "рузвельтовские" антикризисные действия, которые заключаются в активизации инфраструктурного строительства в стране. Тем более, что в Украине они могут быть приурочены к святой цели – подготовке к Евро-2012, проведение которого, как известно, требует значительного расширения имеющихся в стране коммуникаций и дорог.
Впрочем, в своем недавнем интервью "Зеркалу недели" руководитель Укравтодора Вадим Гуржос развеял мифы о возможности масштабного переориентирования металлургических мощностей на внутренний рынок.
"Металлоемкость дорожного строительства у нас низкая, - отметил господин Гуржос, - наш самый металлоемкий проект - мост в районе Украинки (под Киевом) длиной 4,5 км. Он требует всего 90 тысяч тонн металла. Это примерно дневной объем производства Криворожстали".
Внутренний спрос как панацея
Еще одной соломинкой, за которую могут ухватиться отечественные металлурги, может оказаться активизация внутреннего спроса в виде строительной сферы, которая в свою очередь привязана к ипотечной активности банков. Учитывая тот факт, что взятый у МВФ кредит планируется использовать как раз на стабилизацию в банковской сфере (помочь им расплатиться с взятыми валютными долгами), можно предположить, что правительство будет стараться реализовать именно такой сценарий цепного излечения от кризиса.
Так, расплатившись с кредитами и получив нужные сигналы от Нацбанка, украинские банки могут понемногу восстановить свою выдачу ипотечных кредитов, которые в свою очередь хоть частично оживят замороженное строительство.
По мнению бывшего советника президента Украины, авторитетного эксперта Анатолия Гальчинского, оживление кредитной политики может стать хорошим подспорьем для выхода страны из кризиса. "В условиях кризиса необходимо стимулировать в первую очередь инвестицион¬ный спрос, - считает господин Гальчинский, - для этого нужно более интенсивно рефинансировать банки. Когда цены падают и нужно оживлять экономику, правительство и Нацбанк должны внедрять политику дешёвых денег, создать условия для низких процентных ставок. Для этого необходимы эффективные инвестиционные проекты".
Впрочем, осуществлению такого оптимистичного сценария может помешать все тот же пресловутый кредит от МВФ, который предполагает выравнивание стоимости более дешевого добытого в Украине газа с мировыми ценами на голубое топливо. Все дело в том, что цена на газ является одной из базовых в ценообразовании для металлургической продукции, особенно в тех случаях, когда речь идет о устаревших украинских метзаводах.
В это же время, в течение последних лет, украинские металлурги закупали по квотам именно добытый в Украине газ, который, как известно, доставался им в разы дешевле того же российского газа. Что будет, если заставить украинские меткомбинаты покупать газ по мировым ценам предельно ясно – их и без того неконкурентоспособная продукция, окажется и вовсе никому не нужной.
Планы на строительство
Еще год назад строительный рынок в Украине переживал бум. Девелоперские компании скупали десятки площадок во многих городах Украины, ожидая дальнейшего роста цен на квадратные метры. Для реализации амбициозных инвестпроектов брались серьезные кредиты, которые теперь, в условиях кризиса, очень трудно отдавать.
Кризис показал, насколько сильно строительный бизнес в нашей стране привязан к ипотечному кредитованию. Стоило Нацбанку форсировано сделать этот вид кредитов более дорогими, как поток клиентов-инвесторов, желающих приобрести жилье, иссяк, а сами строительные компании оказались на краю пропасти. В таких условиях оживить замороженное строительство в 2009-м году сможет только оздоровленный банковский сектор, который, рассчитавшись со своими солидными внешними займами, может возобновить ипотечное кредитование.
Впрочем, украинские банкиры хоть и не отрицают возможности такого развития событий, все же стараются не говорить о конкретных датах начала кредитования. Представители самого строительного рынка предвещают в 2009-м году целый ряд "банкротств и поглощений", вызванных текущим кризисом. Такая участь постигнет в основном небольшие девелоперские компании, обладающие одним или двумя проектами, а также крупные игроки, нахватавшиеся за последние годы валютных кредитов, которые теперь нечем отдавать.
При этом специалисты отмечают, что нынешняя зима является лучшим периодом для старта новых строительных проектов. Для инвесторов и компаний, у которых есть реальные деньги – сейчас наступает золотое время. Свернувшиеся стройки заставляют производителей стройматериалов коренным образом пересмотреть цены на свою продукцию.
Так, некоторые производители цемента уже открытым текстом заявляли, что этой зимой будут продавать продукцию с 50%-ной скидкой – лишь бы объемы не потерять. Примерно таким же образом, отмечают эксперты, можно удешевить все составляющие строительного процесса – начиная с зарплат простых каменщиков, и заканчивая "оплатой лояльности" органов власти.
Как рассказал директор одной из девелоперских компаний, пожелавший остаться неизвестным, даже представители киевских властей уже пересмотрели цены на свои решения по землеотводу и оформление необходимой для стройки документации. Логика данного процесса проста, когда в городе заморожено до 95% всего строительство, а на новые площадки уже никто не претендует, чиновники снижают свои запросы, чтобы привлечь хотя бы инвесторов, которые приобретут участки с расчетом на 2-3-летнюю перспективу.
Проблемы автопрома
Неокрепших украинских автопроизводителей финансовый кризис явно застал врасплох. Годы протекционистских налоговых льгот и благоприятных экономических условий не позволили нашим автогигантам окрепнуть настолько, чтобы пережить нынешний спад с минимальными потерями, и теперь они просят помощи у правительства.
Меры, предложенные отечественными автостроителями, сводятся в основном к ограничению экспорта автомобилей. При чем варианты озвучиваются разные, начиная с мягких мер, вроде введения квотирования на экспорт авторства Дмитрия Святаша, и заканчивая намеками от Петра Порошенко на то, что для защиты отечественных производителей не грех будет и договоренности с ВТО пересмотреть. Мол, 10%-ная ввозная пошлина слишком мала для наших автопроизводителей, и настолько удешевленный экспорт просто задушит ростки отечественного производства автомобилей.
Однако в условиях непростого процесса предоставления Украине жизненно важного кредита от МВФ, наше правительство вряд ли пойдет на пересмотр договоренностей с ВТО. Так что наиболее реальным вариантом защиты отечественного рынка остается квотирование экспорта, на условиях которого ввозить машины смогут только официальные дилеры. Государство в таком случае получит больше уплаченных налогов, которые раньше уходили сквозь пальцы таможни, а официальные дилеры лишатся своих вечных конкурентов - серых импортеров.
Однако, эксперты отмечают, что даже эти меры вряд ли удержат рынок на нынешних показателях. "Будет хорошо, если украинский рынок в 2009-м году составят 600 тысяч автомобилей, - говорит Олег Назаренко, президент Всеукраинской ассоциации автоимпортеров, - раньше рынок был перегрет дешевыми кредитами, и без них автодилеры вряд ли смогут удержать свои прежние объемы".
http://www.news.finance.ua/
|