2008-11-18 09:53:38
Наступление кризиса украинцы ощутили не только через сокращение рабочих мест и зарплат, но и через очередной виток роста цен. Дорожает импорт из-за роста курса доллара, дорожают и прочие товары. Но во всем мире во время кризиса, когда падают доходы населения и спрос на товары цены снижаются. Торговцы и производители стараются больше заработать на большем обороте (пусть и по сниженным ценам), а не на наваре на продаже одной единицы товара. У наших же коммерсантов своя логика - они цены скидывать не собираются (за редким исключением). Говорят - да, спрос падает, но я не дешевле товар продавать буду, а сокращу закупки. Но, если тенденция к падению спроса сохранится (а к этому все идет), то эта тактика уже очень скоро даст сбой и цены таки снижать придется.
Покупки
Одежда-обувь. Кризис "ударил" по возможности населения обновлять свой гардероб. На столичных вещевых рынках продавцы рассказывают, что, хотя количество посетителей не особо убавилось, покупать стали в разы меньше. Даже осенне-зимняя верхняя одежда, сезон которой сейчас в самом разгаре, лежит "мертвым грузом" (более-менее народ покупает мелкий товар - свитера, джинсы). Ирина, продавец дубленок и шуб с 5-летним стажем, рассказывает, что рост курса доллара привел к тому, что цена на товар возросла в среднем на 200 грн. Но чтобы хоть как-то сбыть товар, эту разницу приходится скидывать. Но и это не помогает. Что будет дальше - торговцы разводят руками, говоря, что будут работать, пока есть возможность, а цены постараются держать в пределах разумного, только бы не себе в убыток. Будет расти доллар - будут расти цены. А чтобы компенсировать недостаток спроса, продавцы просто будут меньше завозить товар. Но асикс кроссовки будут закупаться в том же объеме.
Если в старой дубленке еще можно выходить сезон, то в порванных сапогах - не получится. Поэтому товар в обувных магазинах пользуется спросом. Правда, как отмечает Сергей Бадритдинов, исполнительный директор Департамента Товаров Народного Потребления MTI, покупатели стали меньше брать дорогую обувь. В основном покупают более дешевые марки. Понижения цен эксперт не прогнозирует. Купить обувку подешевле можно будет во время сезона распродаж (скидки на зимнюю обувь начинаются уже в январе-феврале).
Что касается рынков, то здесь цены также остались практически на том же уровне. Многие торговцы закупали зимнюю обувь загодя, поэтому стоимость либо не поднялась, либо возросла незначительно, до 50 грн. на паре. Спрос,безусловно, уменьшился. На паре зимних сапог могут скинуть уже не 5 грн., а все 25. Снижают цены только на несезонную обувь.
Бытовая техника. Ужесточение условий потребительского кредитования и общее настроение людей "лишнего не тратить" повлияло на спрос на бытовую технику. По словам продавца сети компьютерных магазинов MacStore, если раньше заходили около 100 покупателей в день, то сейчас - только 30. При этом практически никто ничего не покупает. Отмечает падение спроса и коммерческий директор компании "Фокстрот. Техника для дома" Сергей Карась.
Если мелкую технику еще берут, то крупная простаивает. Тем не менее падение спроса не сбивает цены. Наоборот, они растут - из-за доллара. Формулу роста вывел Сергей Карась: курс +10% и цены +10%.
"В связи с изменением курса гривни "Эльдорадо" подняли цены на 5-15%, в зависимости от группы товара, - рассказывает Вячеслав Корнилов, директор Департамента поддержки продаж "Эльдорадо-Украина".- Но дальнейшее изменение цен не прогнозируется. Также в силе остаются планы на предновогодние акции".
Если спрос и дальше будет низким, то его влияние будут "нейтрализовать" путем сокращения количества закупаемой техники. Прежде всего это касается премиум-сегмента. Спрос на более дешевую технику, по мнению Сергея Карася, будет стабильным. Цены на нее могут вырасти - если доллар и дальше будет расти.
Продукты. Пройдясь по столичным супермаркетам, мы пришли к выводу, что особо сильно спрос на продукты питания не упал: по-прежнему по вечерам есть очереди, на дни рождения продолжают покупать различные "вкусности". Зато кризис в некоторой степени положительно повлиял на людей: те, кто имел привычку покупать массу не особо нужных и полезных товаров, теперь старается загодя составить список необходимого и покупать строго по нему, тем самым сокращая свои расходы.
Администратор одного из торговых залов сети "Сільпо" говорит, что покупателей действительно меньше не стало, а цены они скидывают каждую неделю - но не из-за кризиса, а на актуальные для людей товары.
Не изменилось количество покупателей и среднее количество позиций в одном чеке и в сети магазинов "Фуршет". Как рассказал нам Андрей Заболотный, начальник отдела закупок, несколько снизилась средняя сумма чека, говорящая о том, что покупатели начали отдавать предпочтение более дешевому товару.
Цены в сети возросли практически на все, особенно на импортный товар - до 25-30%. Единственное, что упало в цене, - отечественное подсолнечное масло (примерно на 20%). Это связано с хорошим урожаем подсолнечника.
По мнению Андрея Заболотного, рост цен будет продолжаться как минимум до Нового года, особенно в секторе алкогольных напитков и импортных товаров, а приостановиться это может только после праздников.
Представители Fozzy Group солидарны с коллегами в том, что продукты покупают по-прежнему в достаточном количестве. Руководитель департамента связей с общественностью Марианна Конина рассказала, что они также изучали чеки покупателей и пришли к выводу, что потребительская активность сохранилась на прежнем уровне. Что касается цен, то в сети магазинов менялась только стоимость импортных продуктов, которые зависели от курса доллара, например, подорожали бананы и апельсины, но сейчас ситуация нормализовалась. Кроме того, сейчас снижена цена на 5-20% на 200 наименований самых популярных товаров, список которых будет регулярно пересматриваться и меняться. Что касается дальнейшей ситуации, то Марианна Конина прогнозирует, что цены на товары отечественных производителей останутся стабильными, а импортные будут меняться только в зависимости от колебания курса валют.
Транспорт
Такси. Столичные таксисты говорят, что рост цен у них прекратился надолго и кое-кто цены уже снижает. Тем более, что и бензин дешевеет.
"Клиентов сейчас, по сравнению с тем, что было весной, мало. Цены на топливо упали. Смысла повышать цены нет", - говорит таксист службы "Радио-такси". По словам владельца нескольких автомобилей такси Юрия Сапожникова, сейчас на этом рынке резко обострилась конкуренция. "Люди теряют работу, идут туда, где не требуется особой квалификации - в такси. Рынок перенасыщен нелегальными перевозчиками, которые сильно сбивают цены". Если несколько месяцев назад вызвать днем такси было практически невозможно, то с началом кризиса конкуренция вынуждает некоторые службы такси снижать цены. Например, сегодня из спального района Виноградарь в центр можно доехать за 35-45 грн. вместо 45-60, как это было весной. Возможно, будут снижать и дальше.
Маршрутки. Цены на некоторые столичные маршрутки в течение нескольких последних дней выросли на 30-40%, в салонах остальных маршруток висят объявлениях о планах по повышению цен. Те маршрутки, проезд в которых еще неделю назад стоил 1,5-2 грн, повысили тарифы до 2-2,5 грн, маршруты категории 2-2,5 грн. поднимаются до 2,5-2,75-3 грн. Перевозчики, пожелавшие остаться неизвестными, рассказали нам, что оснований для повышения цен нет, но на них давит Киевская администрация, которая стремится к тому, чтобы цены на маршрутки не были ниже, чем на коммунальный транспорт.
Перевозчики же других регионов Украины цены пока поднимать не собираются. Вице-президент Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Владимир Вакуленко пояснил, что себестоимость перевозки зависит прежде всего от цен на топливо, а они снизились. Правда, выросла стоимость запчастей и автошин, но нынешний уровень цен является вполне рентабельным. Если и повысится стоимость проезда в региональных маршрутках, то через 2 месяца - на 15%. "Это будет сделано для того, чтобы поднять зарплату водителям с уровня полторы-две до трех-трех с половиной тысяч гривен", - объясняет Владимир Вакуленко.
Самолеты
Из-за укрепления доллара подорожали авиабилеты. "Тарифы определяются в долларах и потом умножаются на курс, который сейчас существенно вырос", - объясняет Александр Шуляк, директор по продаже авиаперевозок ООО "Пилот".
Правда, эксперт отмечает также, что продажи авиабилетов упали. Но это уменьшение спроса пока не успело сказаться на их стоимости. В дальнейшем можно ожидать, что полеты нам обойдутся дешевле.
"В последнее время в мире наметилась тенденция к снижению стоимости топлива. Как только украинские топливозаправщики отреагируют снижением цен на авиакеросин - отечественные авиакомпании также смогут снизить тарифы", - говорит Александр Селин, представитель пресс-службы авиакомпании "Аэросвит". Насколько билеты подешевеют, пока эксперт отказывается прогнозировать. Это зависит от того, насколько подешевеет авиакеросин
Мнение независимого эксперта. "Выиграет тот, кто снизит цены"
Эрик Найман, финансовый эксперт:
"Падение цен неизбежно, потому что у людей меньше денег и меньше желанияпотреблять. Поэтому тот, кто первый начнет снижать цены, тот получит еще хоть какие-то доходы. А тот, кто сделает это не вовремя, может оказаться банкротом.
В первую очередь будет дешеветь бытовая техника. Я думаю, что в декабре мы увидим массовые скидки (декабрь считается месяцем основного выторга). По одежде, скорее всего, декабрь разочарует продавцов, и они вынуждены будут начинать в январе-феврале массовые распродажи со скидкой 30-50%. По продуктам питания в меньшей степени стоит ожидать быстрого снижения цен: товар "не эластичный". Человек в первую очередь откажется от покупки новой обуви, чем от еды. Снижение цен возможно, но не такое массовое, как по одежде и технике. И в первую очередь подешевеют дорогие продукты. По перевозкам снижение тоже возможно, потому что падают цены на бензин. Вместе со снижением себестоимости снизится и цена за проезд".
Анастасия Ефименко, Владислав Бовсуновский
http://www.retailstudio.org/
|