2008-11-26 22:49:14
Когда рынок рос в среднем на 30% в год, а прирост оборота у некоторых его операторов измерялся трехзначными числами, ритейлер мог представить такое будущее только в ночном кошмаре, после тяжелого рабочего дня. Стремительное развитие рынка позволяло сетям смело наращивать задолженность. По оценкам руководителя проектов по корпоративным финансам Galt&Taggart Securities Михаила Петрова, закредитованность отечественных сетей составляет от 30% до 80% валюты баланса.
В нынешней ситуации, когда жить в кредит для компании или пока возможно, но слишком дорого, или уже невозможно, в прессе все чаще говорят о поспешной продаже украинскими ритейлерами своего бизнеса иностранцам, проводя аналогию с их российскими коллегами. Но в компаниях эту информацию опровергают. О продаже открыто заявляет только сеть "Амстор", которую, по данным операторов, уже поделили Auchan и "Квиза Трейд". Отрицают возможность смены владельца в сети "Наш край". "Журналист меня понял так, как ему хотелось", - обижается руководитель департамента развития этой сети Анатолий Горбач. И уточняет: "Наш край" ищет портфельного инвестора, выставляя на продажу 15-20 % акций. По словам господина Горбача, не обязательно, чтобы инвестор был профильным, но обязательно - с хорошей репутацией. Недовольны масс-медиа и в "Пакко Холдинге". Мол, спасибо журналистам, с их легкой руки мы тоже продаемся. "Эта информация не соответствует действительности", - утверждает директор департамента по связям с общественностью ООО "Пакко Холдинг" Сергей Григоренко.
В то же время об истинном положении дел в компаниях и о том, что они планируют предпринять, сетевики традиционно молчат. "Кризис у них и не начинался, хотя две-три недели назад появились серьезные проблемы с финансированием. Поэтому ритейлеры еще сами не знают, что будут делать дальше", - объясняет поведение партнеров национальный директор по развитию дистрибуции ООО "Аскания Дистрибьюшн" Александр Курилко. Перед ритейлерами сегодня остро стоит вопрос рефинансирования. Банкиры проявляют более пристальное внимание к потенциальному заемщику. Поэтому, как считает Михаил Петров, компаниям, задолженность которых достигает 80% оборота, надеяться на продление кредитных договоров не стоит. А для тех, кому удастся добиться пролонгации, заемные деньги существенно подорожают. По словам первого заместителя правления Проминвестбанка Игоря Францкевича, рост ставок по кредитам для ритейлеров будет соответствовать рыночным тенденциям. За последние полгода проценты по займам в валюте возросли с 9-11% до 12-14%, в гривне - с 14-16% до 20-25% годовых.
Деньги решают все
В такой ситуации ритейлерам ничего не остается, как искать покупателя и пытаться продлить срок товарного кредита - отсрочку платежа поставщикам. Операторы пока не начали массово договариваться о поставках на следующий год. "Мы еще не можем говорить об условиях поставок, ведутся предварительные переговоры", - отмечает Анатолий Горбач. Правда, как утверждает Александр Курилко, одна крупная отечественная сеть уже предложила дистрибуторам до нового года увеличить отсрочку платежа на текущие поставки с 40, 60 до 90 дней. "Мы решили, что откажемся от работы с сетью, если она будет настаивать на увеличении отсрочки", - заявляет он. Скорее всего, так поступит большинство других дистрибуторов. Когда часть портфеля составляют импортные товары, то даже нынешняя отсрочка - огромный риск. "Мне сейчас нужны деньги, чтобы купить валюту и рассчитаться за товар. Кто знает, какой курс будет через пару месяцев?" - говорит господин Курилко.
На вопрос, своевременно ли сейчас рассчитываются сетевики, господин Курилко отметил, что сети зачастую задерживали оплату и раньше, до проблем с финансированием. По словам дистрибутора, на отечественном рынке ритейла пунктуальностью отличались в основном иностранцы - Auchan, Metro Cash&Carry, Billa, а также отечественная "АТБ". Но если раньше поставщики закрывали глаза на 3-5-дневное запоздание с оплатой, то теперь, по словам Александра Курилко, их позиция принципиальна: расчеты должны производиться согласно заключенным договорам - день в день. "Если оплата просрочена хотя бы на день, мы прекращаем отгрузки в эту сеть", - рассказывает дистрибутор. - Они потом звонят и спрашивают: "Почему не отгружаете?" А мы им: "А почему не платите?" По словам господина Курилко, конфликтов на этой почве с сетевиками не было. "Обычный рабочий процесс", - говорит он.
Несмотря на то что журналисты поспешили продать украинские сети, время слияний-поглощений для них, по словам операторов рынка, еще не пришло. "Все продаются. И "Фуршет", и Fozzy Group. Да кто их купит за те деньги, что они просят?" - говорит Александр Курилко. По словам Михаила Петрова, сейчас владельцы отечественных сетей переживают период "ломки стереотипов". Ведь в 2007 г. за продуктовую сеть предлагали иногда до двух ее годовых оборотов, поэтому теперь сложно пойти на продажу за 0,3-0,5 выручки. Еще проблематичнее найти покупателя непродовольственных сетей. При оценке такой компании, по словам Михаила Петрова, на объем продаж внимания обращают меньше, а отдают предпочтение показателям EBITDA и исходят из реального заработка с квадратного метра торговой площади.
Пролетарии всех стран, объединяйтесь!
"Нужно объединяться региональным игрокам, - советует Михаил Петров, - несмотря на то что большой синергии это не даст, так как у каждого оператора свои логистика и менеджмент". Можно предположить, что консолидации серьезно помешают амбиции владельцев и юридические тонкости, но такое объединение имело было бы больше шансов найти покупателя среди международных игроков. Тем более что в погоне за долей на рынке ритейлеры позволяли себе обзаводиться некачественными активами и открывать заведомо убыточные магазины. "У супермаркетов региональных сетей средняя доходность 420-480 дол. с 1 кв. м торговой площади, а у некоторых гипермаркетов - до 800 дол. В то же время есть и абсолютно убыточные площадки", - отмечает господин Петров. Между тем сами операторы сегодня не видят смысла в объединении. "У нас своих проблем хватает, зачем еще брать на себя чужие?" - недоумевают ритейлеры.
Можно предположить, что традиционное повышение продаж в преддверии Нового года позволит продуктовым сетям относительно спокойно работать еще несколько месяцев. "Сложности начнутся в феврале, - считает Александр Курилко. - Думаю, весной некоторые сети будут продаваться за бесценок".
http://www.retailstudio.org/
|