Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Лекарство для экономики

2008-12-03 21:39:45
socmart-fotoУкраина только начинает оценивать степень сложности возможных национальных финансово-экономических проблем. У нас до сих пор нет ни четкой и сбалансированной государственной программы по выводу отечественного товаропроизводителя из кризиса, ни комплекса мер по структурной модернизации базовых отраслей. Отсутствие решений по системной реанимации украинской экономики в значительной мере затрудняет принятие средне- и долгосрочных инвестиционных решений стратегическими и портфельными инвесторами, которые просто не верят в эффективность шагов власти для вывода Украины из кризиса. Это значительно ухудшает инвестиционную привлекательность нашей страны.

На минувшей неделе Госкомстат обнародовал данные о притоке иностранных инвестиций (ПИИ) за три квартала. За январь-сентябрь от нерезидентов поступило $ 8524,3 млн. прямых инвестиций, в том числе $ 7093,7 млн. (83,2 % общего объема) – из стран ЕС. В то же время они изъяли капитал на сумму $ 659,4 млн.

По итогам 2008 г. чистый ПИИ может составить $ 10 млрд., что станет историческим рекордом для Украины с момента ее независимости. Хотя в начале текущего года ожидалось, что страна сможет получить инвестиции на уровне $ 11‑12 млрд., а то и больше.

В первой половине года правительство планировало осуществить большую приватизацию, в том числе выставить на продажу контрольные пакеты акций Одесского припортового завода, «Турбоатома», «Укртелекома», блокирующие пакеты нескольких энергетических компаний. А также реализовать несколько десятков не очень крупных и не столь инвестиционно привлекательных госпредприятий. В начале года большинство из этих компаний были интересны иностранным инвесторам. И в случае конкурентных и открытых продаж только от реализации акций ОПЗ, «Турбоатома», «Укртелекома» и распределительных энергокомпаний можно было выручить до $ 5 млрд. А чистый ПИИ в 2008 г. мог достигнуть и $ 14‑15 млрд. Но масштабной распродажи так и не произошло. В основном из-за концептуального расхождения среди политиков о дальнейшем использовании полученных от приватизации средств. Более того, начиная с третьего квартала ПИИ пошел на убыль, и получить к концу года свыше $ 10 млрд. инвестиций практически невозможно.

В июле-сентябре чистый ПИИ в нашу страну составил лишь $ 1,17 млрд., тогда как в первом и втором кварталах нерезиденты направили в Украину гораздо больше – $ 3,2 млрд. и $ 2,96 млрд. соответственно. Скорее всего, в октябре-декабре приток иностранного капитала снизится еще больше – до $ 0,7‑1,1 млрд. В таком случае по итогам года чистый ПИИ не превысит $ 8,8‑9,2 млрд.

В следующем году в условиях масштабного кризиса в экономике и при дефиците инвестиционного внимания со стороны нерезидентов получить от приватизации результат, на который рассчитывали в конце 2007‑го – начале 2008 г. будет уже нереально.

Тем не менее украинским политикам нужно сделать все необходимое, чтобы инвестиции в нашу страну, которые сегодня являются главным лекарством для отечественной экономики, в 2009-м не оказались на порядок меньше, чем в этом году.

В 2009 г. нерезиденты будут проявлять все тот же повышенный интерес к ОПЗ. Если политики сумеют достичь компромисса относительно его приватизации вместе с инфраструктурными подразделениями, то завод можно будет реализовать примерно за $ 1 млрд. Но удачная распродажа других гос-предприятий в сложных политико-экономических условиях в следующем году маловероятна.

Ресурсы, полученные от продажи госсобственности, правительство должно направлять в основном на финансирование перспективных государственных инвестиционных программ, эффективную отраслевую модернизацию и структурные преобразования в экономике. Но ни в коем случае не на бюджетное «проедание».

Еще одним важнейшим финансово-экономическим стимулом для притока иностранных инвестиций в 2009 г. может стать подготовка к проведению Евро-2012. В рамках этого направления ожидалось привлечение от нерезидентов около $ 2‑3 млрд. Но в текущем году эта задача тоже фактически не реализована, а объем иностранных инвестиций непосредственно под Евро-2012 по итогам года вряд ли превысит $ 0,5 млрд.

Если Украина не хочет утратить право провести финальную часть чемпионата Европы по футболу, то уже в следующем году властям необходимо более активно продвигать этот общеевропейский проект, а приток иностранных инвестиций для успешной реализации турнира должен составить не менее $ 2 млрд. Чтобы подогреть интерес нерезидентов к инвестированию в украинские объекты под Евро-2012 либо привлечь под реализацию данной программы находящиеся за рубежом украинские капиталы, страна должна сама активизироваться с гос-инвестициями. Правительству, чтобы подтвердить свою заинтересованность в проведении футбольного чемпионата на высшем уровне и способность организовать его, необходимо в ближайшие месяцы найти ресурсы и начать финансировать строительство наиболее масштабных проектов, необходимых для этого состязания. Под государственное финансирование можно обеспечить заказами отечественные предприятия, в том числе строительные компании и металлургические заводы, что поможет им справиться с кризисом. Видя активное участие государства в реализации инфраструктурных проектов, подключатся со своими инвестициями и частные инвесторы. По предварительным оценкам, до 2012 г. они должны инвестировать около $ 20‑25 млрд.

Если руководство страны в следующем году сможет успешно провести приватизацию и динамично реализовывать инвестиционную программу, связанную с проведением Евро-2012, то по итогам 2009 г. ПИИ может составить $ 6‑8 млрд. Однако если политико-экономический кризис этому воспрепятствует, чистый приток иностранного капитала в Украину, вероятнее всего, не превысит $ 4‑5 млрд.
Олег Морква

http://www.netin.com.ua

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)