2008-12-10 22:04:56
Сокращение объемов строительства ударило по изготовителям стройматериалов, в т. ч. сухих строительных смесей (ССС). Ориентированные на стремительное развитие рынка, игроки вкладывали инвестиции в увеличение производства, но кризис подорвал все их планы. «В середине этого года строительство оказалось одной из самых подверженных кризису отраслей. Сегодня у нас те же проблемы, что у всего строительного комплекса, – сильное падение продаж. По сути, это прекращение роста», – говорит генеральный директор «Хенкель Баутехник (Украина)» Владимир Соха. По его словам, в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции рос на уровне 30‑35 %, а во втором – сократился до 20‑22 %. «Мы ожидали увеличения как в январе-июне или выше», – говорит господин Соха. Уменьшение спроса привело к тому, что производители начали снижать объемы производства. Например, «Фомальгаут-Полимин» – на 20 %. Кроме того, многие игроки заморозили практически все свои инвестиционные планы. «Лидеры рынка отказались от своих намерений расширяться. Сейчас все сосредоточились на оптимизации расходов», – говорит заместитель директора по аналитике консалтинговой компании «Канзас» Сергей Голуб. Так, в следующем году ООО «Хенкель Баутехник (Украина)» планировало открыть новый завод во Львовской области. Компания от этих планов не отказывается, но запуск связан «не с удовлетворением растущей потребности в ССС – ее не будет», – говорит господин Соха, а с возможностью оптимизировать затраты на доставку продукции из Киева либо из Балаклеи в Западный регион. «Даже при спросе ниже нынешнего мы сможем нормально управлять пятью заводами за счет оптимального распределения производственных мощностей и их загрузки. Это обеспечит локальные рынки и существенно сократит расходы на логистику», – заключает Владимир Соха.
Директор департамента реализации сухих строительных смесей компании «Фомальгаут-Полимин» Сергей Будников прогнозирует, что по итогам 2008 г. увеличение выпуска ССС составит 15‑18 % (в прошлом году было 40 %). «В 2009 г. роста не будет вообще. Наоборот, предполагается снижение на 20‑25 % до уровня 2007‑го», – считает господин Будников. По прогнозам экспертов, в 2008 г. объем рынка ССС на цементной основе достигнет 1100 тыс. т, тогда как в 2007‑м он остановился на уровне 900 тыс. т.
Цена вопроса
Операторы рынка говорят, что с начала года цены на ССС выросли на 8‑20 %. По словам господина Сохи, это связано с увеличением стоимости сырья, в частности цемента, а также с подорожанием энергоносителей. «В середине года цены на цемент перестали расти, но вряд ли они пойдут вниз», – считает Владимир Соха. Однако господин Голуб утверждает, что в ноябре производители ССС снизили цену на товар на 30 % по сравнению с октябрем. «Они ожидали динамичного роста, как в прошлом году. И забивали склады продукцией. Но у нас спрос падает, и объем экспорта тоже сократился. Сейчас рынок Белоруссии для нас закрыт», – резюмирует он. В результате рентабельность игроков снизилась на 3‑5 %, до 7‑15 %.
Однако в следующем году ожидать продолжения этой тенденции не приходится. Основная причина – удорожание доллара и евро. «Из-за этого мы будем поднимать цену на 35‑50 % с начала 2009‑го», – говорит коммерческий директор компании Mapei Алессандро Франческони. Отечественный производитель тоже не останется в стороне от этого процесса. «Часть составляющих, например, химию, мы закупаем за валюту за рубежом. При росте себестоимости будет дорожать конечный продукт», – объясняет господин Будников. По его прогнозам, цена на отечественные ССС возрастет на 20‑25 %.
В 2009 г. рынок строительных смесей ожидает ужесточение конкуренции. Игроки продолжат оптимизировать расходы, уменьшая объемы выпускаемой продукции, сокращая персонал, прекращая инвестиционную деятельность. Увеличатся отсрочки по платежам. Компании с неустойчивым финансовым положением уйдут рынка. «Выстоят те, кто имеет собственное производство, остальные свернут работу», – заключает господин Голуб.
Эксперты считают, что кризис и колебание доллара / евро уменьшит на рынке долю импорта. «8‑9 грн. за ? 1 евро – достаточно критичный показатель для тех, кто недавно зашел на рынок», – утверждает Алессандро Франческони. Он отметил, что импортерам, которые работают в Украине больше пяти лет, дешевле построить в нашей стране собственное производство.
Дарья Кутецкая
http://www.netin.com.ua/
|