2009-01-11 12:44:16
Несмотря на стремительное падение продаж стройматериалов в сегменте B2B, их реализация в рознице продолжает расти. В сложившейся ситуации дивиденды получили местные производители, продукция которых в отличие от иностранных конкурентов не подорожала. Впрочем, в следующем году этот «козырь» уже не будет в игре, поскольку супермаркеты начнут оптимизировать свой ассортимент и избавляться от аутсайдеров продаж.
Розница жива
Сокращение реализации практически всего спектра строительных материалов пока не сказалось на специализированных супермаркетах. По словам учредителя сети «Новая Линия» Олега Шандара, в ноябре–декабре продажи в их магазинах увеличилась на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В столице, правда, они упали на 15%, но в регионах, наоборот, подскочили на 20%», — подчеркивает он. При этом лучше всего обстоят дела в Западной Украине, где реализация этой продукции на 10% выше, чем на востоке страны. О неплохой ситуации в строительной рознице говорят и в сети «Олди». Как сказал ее операционный директор Юрий Михайленко, в декабре продажи выросли на 10% по сравнению с ноябрем. «В регионах действительно наблюдается оживление, к примеру, хорошие результаты демонстрирует наш супермаркет в Житомире», — отмечает г-н Михайленко.
Парадоксальную тенденцию увеличения продаж в рознице на фоне падения строительного рынка специалисты объясняют ориентацией супермаркетов на физических лиц. «Заказы со стороны застройщиков снизились, однако граждане завершают начатые ранее ремонты», — рассказывают эксперты. Кроме того, в ряде городов перекупщики, которые не в состоянии продать свое жилье, проводят в нем косметические ремонты, чтобы сдать его в аренду. Однако самой главной причиной роста, по мнению Олега Шандара, стал переток покупателей с базаров и маленьких торговых точек в супермаркеты. «Базары и небольшие салоны меняют свои расценки практически ежедневно, тогда как в строительных супермаркетах они стоят», — утверждает г-н Шандар. Юрий Михайленко добавляет, что многие торговые сети работают с рассрочкой платежей, поэтому все риски, связанные с курсовыми колебаниями, ложатся на плечи поставщиков.
Сегодня украинский рынок строительной розницы контролируется сетями «Эпицентр», «Новая Линия», «Караван» и «Олди». В этом году свои первые магазины в нашей стране открыли немецкие сети OBI и Praktiker. Эксперты говорят, что самая жесткая конкуренция наблюдается в Киеве и Одессе, а наименее насыщенными считаются Херсон, Николаев, а также Западная Украина. «На сегодняшний день строительные супермаркеты работают в каждом областном центре. В 2009 году мы прогнозировали ужесточение конкуренции, однако финансовый кризис, скорее всего, заморозит развитие сетей», — предполагает управляющий директор компании Re&Solution Александр Ланецкий. В «Новой Линии» сообщают, что пока планы по развитию не меняли и в следующем году откроют четыре супермаркета: в Херсоне, Донецке, Белой Церкви и Буче. В «Олди» не исключают, что могут пересмотреть свою стратегию развития, к чему намерены приступить в феврале. «Это связано с тем, что земельные участки и готовые помещения стали дешеветь», — отмечают представители компании.
Именно удешевление недвижимости, по мнению отраслевых экспертов, позволит иностранным сетям, уже давно интересующимся украинским рынком, воплотить в жизнь ранее заявленные планы и в короткие сроки приобрести большое количество помещений и земельных участков. С этим согласен и Александр Ланецкий, по словам которого подобным образом поступят только те из них, которые занимаются строительством своих объектов самостоятельно, — Leroy Merlin, Bauhaus. «По нашим данным, Leroy Merlin купила земельный участок в Днепропетровске под сооружение гипермаркета», — сообщает он, добавляя, что даже если иностранные сети обзаведутся недвижимостью в нашей стране, то открытие объектов могут отложить до лучших времен, когда станет понятно, куда движется рынок.
|