2009-01-19 17:00:40
Розничная торговля перестала быть сверхдоходным бизнесом. Падение благосостояния жителей страны заставило их ограничить безумные траты в торговых сетях даже на новогодние праздники. А в феврале и марте экономность сограждан еще более обострится. По мнению наблюдателей, такой «разгрузки» некоторые торговые сети просто не выдержат, в результате чего часть магазинов будут просто закрыты, а часть — проданы иностранным конкурентам, которые получат возможность задешево обзавестись еще недавно нереально дорогими розничными сетями.
Нынешние новогодние празднества, во время которых обороты торговых точек традиционно возрастают на 40–50%, не принесли ритейлорам ожидаемых дивидендов. По подсчетам руководителя аналитического департамента консалтингового агентства ААА Марии Колесник, продажи перед новогодними гуляниями действительно повысились, однако не так сильно, как ожидалось. «Они оказались на 15–20% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — считают в ААА. Руководитель отдела продаж «ПАККО Холдинга» (ТМ «Пакко», «Вопак») Руслан Гринчук отмечает, что их продажи были ниже на 5–7% по сравнению с прошлым предновогодним сезоном. А генеральный директор сети «Фаворит» Надежда Новикова добавляет, что, несмотря на то что 30 и 31 декабря в магазинах сети велись активные продажи, они недополучили порядка 10% в сравнении с этими же датами 2007 г. Но и такие показатели ритейлоры восприняли с радостью. «Если честно, то мы ожидали большого падения», — признается г-жа Новикова.
Главной причиной сложившейся ситуации эксперты называют наблюдающуюся в стране панику, связанную с потерей работы, повышением цен и неясным будущим, в результате чего многие покупатели стали экономить. «В предыдущие годы украинцы тратили не только все имеющиеся у них деньги, но и заемные средства. А в конце прошлого года они вели себя гораздо скромнее», — заметила г-жа Колесник. Уменьшение продаж эксперты объясняют и массовым подорожанием продуктов в украинских магазинах в преддверии конца декабря. «К примеру, оливковое масло после подорожания в 1,5 раза перестало пользоваться спросом. Из-за курсовых колебаний наблюдались также перманентные перебои с поставками экзотических фруктов, а их стоимость в национальной валюте менялась практически ежедневно», — говорит Руслан Гринчук. По его словам, не ожидали они в январе и падения продаж мяса на 10% из-за его подорожания: если в конце декабря оно стоило в закупке 27–28 грн./кг, то сейчас 30–32 грн.
Эксперты настроены пессимистично и отмечают, что ситуация ухудшится в феврале–марте. Руслан Гринчук объясняет это тем, что за время новогодних праздников многие покупатели потратили большие средства и теперь станут экономить на продуктах питания. По мнению Надежды Новиковой, в феврале украинцы получат лишь часть зарплаты, поскольку в лучшем случае работали неполный январь, а в худшем — были отправлены в отпуск за свой счет. По аналогичным причинам не лучше будет и март. «В эти месяцы ритейлорам будет трудно рассчитаться с банками за ранее полученные кредиты, поэтому все будет зависеть от политики финансовых учреждений, их желания реструктуризировать долги», — сказал «Деловой столице» один из участников рынка.
Представитель компании Resolution Александр Ланецкий пришел к выводу, что хуже всего обстоят дела у региональных сетей второго эшелона. «Многие из них переоценили свои силы и взяли большие кредиты. Я знаю несколько ритейлоров, которые находятся на грани банкротства», — утверждает г-н Ланецкий. По его мнению, в самом сложном положении сейчас находятся так называемые магазины у дома, приносящие своим владельцам относительно небольшой доход.
Справедливости ради стоит отметить, что рассчитаться с кредиторами за счет поставщиков ритейлорам также вряд ли удастся. В неофициальных разговорах в компаниях признаются, что уже составили черный список наименее надежных сетей, не возвращающих средства вовремя. «Мы четко понимаем, что февраль и март станут для магазинов очень сложными, поэтому ведем осторожную политику и не отгружаем продукцию в случае несвоевременной оплаты. Ведь если сеть будет объявлена банкротом, то мы своих денег, скорее всего, не получим», — поделился с «Деловой столицей» руководитель одной из компаний. Косвенно это подтверждает председатель совета директоров ассоциации «Союз птицеводов Украины» Александр Бакуменко, по словам которого некоторые сети увеличили срок расчетов за ранее поставленный товар с пяти–семи дней до двух-трех недель. «Мы знаем, что у ритейлоров не хватает оборотных средств. Однако если сети не рассчитываются даже в эти сроки, то производители прекращают отгрузки», — подчеркивает Александр Бакуменко. Это вынуждает поставщиков оптимизировать работу с ритейлом, а порой даже осваивать этот бизнес самостоятельно.
Александр Ланецкий говорит, что наблюдающаяся ситуация стала неплохим шансом для иностранных компаний, желающих поработать в нашей стране. Как ранее писала «Дловая столица», большая часть украинских сетей создавалась для перепродажи, поэтому еще в начале прошлого года, когда стоимость этого бизнеса находилась на пике, многие требовали за него баснословные суммы — 1–1,3 годовых оборота. При этом покупатели могли рассчитывать только на право аренды помещений, оборудование и список поставщиков. Сейчас ситуация стала меняться, и, по прогнозам Александра Ланецкого, ритейлеры станут продавать свой операционный бизнес вместе с недвижимостью. «Поменялся и подход к оценке сетей: к стоимости недвижимости и оборудования по рыночным ценам прибавляется чистая прибыль компании за последние три-четыре года, а если ее не было, то, как правило, насчитывается премия в размере 15% от годового оборота. От полученной суммы отнимается задолженность. По этой новой формуле нередко получается, что стоимость сетей становится отрицательной», — подчеркивает Александр Ланецкий. Найти покупателя смогут только владельцы тех компаний, что закончили минувший год с прибылью и не имеют большой задолженности перед поставщиками. Не исключены и другие варианты сотрудничества. «Не секрет, что в ритейле работают много непрофессионалов. Поэтому мы намерены брать магазины или существующие сети в аренду и заниматься их управлением», — подчеркивает Юрий Брындзя — директор по развитию компании «Агроконтракт», развивающей сети «Колибрис» и «Наш». Удорожание же торговых сетей в ближайшем будущем маловероятно: финансовый кризис так же далек от дна, как и выторг ритейлеров. http://www.retailstudio.org
|