Подавляющее большинство украинцев (68%) предпочитают современные форматы торговли (гипермаркеты, супермаркеты или небольшие магазины самообслуживания) при покупке товаров повседневного спроса. Среди главных причин выбора основного места осуществления покупок украинцы называют расположение вблизи дома или работы, приемлемый уровень цен и широкий ассортимент товаров.
Об этом свидетельствуют результаты исследования рынка розничной торговли Украины, которое компания GFK Ukraine осуществила в конце 2008 года.
Крупные розничные сети – основные места покупок для украинцев
Лидером среди розничных сетей, в которых осуществляется больше всего покупок, является сеть магазинов «АТБ-Маркет», удельный вес которой составляет 9%. В частности, «АТБ-Маркет» лидирует в восточном регионе. Второе место разделяют «Фуршет» и «Сільпо» (по 8% рынка у каждой сети). Первая из них самая популярная в южном регионе, тогда как вторая – в Киеве. На третьем месте – сети «Велика кишеня» и «Амстор» (каждую из них предпочитают 6% украинцев). В целом, на первую десятку розничных сетей приходится 51% респондентов, которые осуществляют там основные покупки товаров повседневного спроса.
В целом 68% украинцев назвали гипермаркеты, супермаркеты или небольшие магазины самообслуживания основными местами осуществления покупок продуктов питания в 2008 году. Рынок остается основным местом покупок для 22% украинцев.
Таблица 1. Места покупки, где осуществлялось больше всего покупок товаров повседневного спроса в 2008 году (основное место покупок)
Место покупки |
% респондентов |
Супермаркет (крупный продуктовый магазин, 4-15 касс) |
43 |
Рынок, уличная торговля, киоск, палатка, павильйон |
22 |
Гипермаркет (более 15 касс, большая доля непродовольственных товаров) |
18 |
Небольшой магазин самообслуживания (до 4 касс) |
7 |
Продуктовый магазин с обслуживанием через прилавок |
5 |
Магазин оптовой торговли |
4 |
Как украинцы оценивают работу розничных сетей
Среди основных причин выбора основного места осуществления покупок покупатели называют расположение вблизи дома или работы и приемлемый уровень цен (70% украинцев отметили каждый из этих критериев), а также широкий ассортимент товаров (58%). Характеристики «Находится вблизи дома или работы» и «Приемлемый уровень цен» является равноценно важным для всех групп респондентов по уровню благосостояния. Для респондентов со средним уровнем благосостояния широкий ассортимент товаров намного более важнен, чем для респондентов в целом.
Среди всех факторов работы розничных сетей, больше всего покупателей довольны качеством обслуживания, свежестью и качеством товаров, менее всего – уровнем цен и скоростью обслуживания на кассе. Лидерами по удовлетворенности покупателей являются сети «Караван», «Амстор» и «Велика кишеня».
Справка RetailStudio.org: В основе исследования рынка розничной торговли Украины 2008 лежит опрос жителей городов Украины с населением свыше 50 тыс. Было опрошено 994 случайно отобранных респондентов. Респондентом был человек, отвечающий в домохозяйстве за осуществление ежедневных покупок продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного потребления.
Опрос проводился в ноябре-декабре 2008 года.
Метод опроса – личные интервью.
Во время анализа данных использовались элементы следующих методик: GfK*Loyalty Plus –для оценки лояльности покупателей относительно основного места закупок и измерения силы влияния разных показателей работы магазина на лояльность; GfK*Navigator – для выявления разрывов и ниш в предоставлении услуг розничными сетями (матрица приоритетности характеристик работы магазинов).