Причем было бы большим преувеличением сказать, что они встретили финансовое новшество с энтузиазмом. Однако шутить с государством было опасно, и люди, вздохнув, дружно достали кошельки
Так делают в Европе
Во все времена государства искали новые источники наполнения казны. Не была исключением и Российская империя, особенно в конце XIX в. Ситуация тогда сложилась непростая: доходная часть бюджета росла намного медленнее расходной. Последняя с 1887-го по 1892 г. увеличилась с 830 млн. руб. до 970 млн. руб. Требовалось соответственно «подтянуть» и доходы государства.
Министр финансов С. Витте, приступивший к своим обязанностям как раз в 1892-м, разработал и представил в Государственный совет целую серию налоговых законопроектов. Например, проект восстановления налога на соль. Он предложил повысить все акцизы на предметы потребления (спирт, пиво, сахар, табак, спички, керосин) и таможенную пошлину на хлопок.
Среди его инициатив было и «установление» всеобщего подоходного налога. Однако эта идея вызвала бурю недовольства, причем не со стороны будущих плательщиков, как этого можно было бы ожидать, а со стороны большинства министерств и ведомств. Возражения сводились к двум соображениям. Первое: общество морально не готово к подобному нововведению. Второе: государство не располагает достаточными сведениями о доходах граждан, которые предлагается обложить. И Министерство финансов отступило, признав собственные предложения несвоевременными.
Но, как известно, не мытьем, так катаньем. В качестве альтернативы финансовое ведомство выдвинуло тезис о том, что косвенным свидетельством благосостояния гражданина является занимаемая им квартира − следовательно, ее стоимость и надо облагать налогом.
Справедливость такого подхода вызвала сомнения у экономистов. Оппоненты утверждали, что квартира – весьма относительный признак имущественной состоятельности (а стало быть, и платежной способности) ее хозяина. Ведь сплошь и рядом площадь квартиры зависит не только от богатства владельца, но и, например, от количества членов его семьи. Или от особенностей профессии: врачи, адвокаты принимали посетителей дома, для чего нанимали просторные квартиры с помещениями для кабинета и приемной. Далее многие люди, как бы ни возрастало их богатство, не испытывают необходимости улучшать свои и без того роскошные апартаменты. А потому квартирный налог не может выступить в роли адекватного заменителя подоходного налога.
Однако представители Минфина на сей раз отступать не собирались и выдвинули железный аргумент: так заведено в просвещенной Европе. Мол, в развитых странах, например во Франции, Бельгии, Голландии, существует квартирный налог, причем в качестве государственного (от уплаты освобождены лишь небольшие квартиры, поскольку жилище как таковое признано предметом первой необходимости). А в Германии этот вид подати фигурирует в качестве местного городского налога.
Ссылка на европейское сообщество произвела правильное впечатление и на оппонентов, и на главу государства. Составленный Министерством финансов проект «Положение о государственном квартирном налоге» был одобрен Государственным советом и утвержден императором Александром III 14 мая 1893 г. Так что новый в Российской империи налог − квартирный − появился как суррогат подоходного налога.
Плательщики и льготники
Кто подлежал обложению квартирным налогом? Практически все квартиранты, занимающие «помещение для жилья» в городах и поселениях Российской империи. Населенные пункты в зависимости от классности проживания в них были разделены на классы. Жилые помещения каждого класса разделялись на разряды в соответствии с их наемной рыночной ценой. Для каждого такого разряда определялась конкретная налоговая ставка.
Из граждан империи освобождались от уплаты квартирного налога лишь представители духовенства, причем только христианских вероисповеданий. Исключения делались и для малоимущих обитателей лачуг и покосившихся хибар. А все остальные подданные короны обязаны были платить.
Из иностранных граждан под действие квартирного налога не подпадали «аккредитованные при Высочайшем Дворе» дипломаты, сотрудники посольств, консулы и консульские агенты, но только в том случае, если с государством, которое они представляют, заключена соответствующая консульская конвенция или если в нем подобную же льготу предоставляют дипломатам Российской империи.
Прочие чужеземцы, временно или постоянно проживающие в Российской империи, обязаны были платить квартирный налог на общих основаниях. Причем отговорки вроде того, что квартира оплачивается фирмой или предоставлена знакомыми «в бесплатное пользование», не принимались. Раз живешь в ней − плати налог. А финансовые взаимоотношения квартиранта с владельцем жилища государство не волнуют.
Некоторые жилые помещения освобождались от уплаты квартирного налога. Например, пансионы (общежития) воспитанников учебных заведений, монастыри, архиерейские дома, а также существующие на благотворительные взносы приюты, богадельни, ночлежные дома. Не подлежали обложению налогом солдатские казармы (а вот расположенным в них офицерским квартирам льгота не предоставлялась − господа офицеры должны были платить), жилища рабочих при заводах и фабриках (за исключением квартир управляющих этими предприятиями и старших служащих − приказчиков, мастеров и т. д.) и постоялые дворы.
Заметим, что в число льготников наравне с обитателями ночлежек и прочей нищей публикой попали и такие совсем небедные граждане, как члены императорского дома − близкие и дальние родственники царя. Принадлежащие им дворцы, особняки и дачи, густо разбросанные по территории страны, не подлежали обложению квартирным налогом. И впрямь, как определить арендную плату в элитном дворце, если ни он сам, ни отдельные его части внаем никогда не сдавались и не сдаются?
Зная ретивость иных чиновников, особенно в губерниях, составители «Положения о государственном квартирном налоге» специально в нем оговорили, что к помещениям, не предназначенным собственно для жилья, квартирный налог не применяется. И чтобы никто не додумался, например, пребывание человека на больничной койке приравнять к временному его проживанию в лечебном заведении, очерчивался круг объектов, на которые в любом случае не может распространяться квартирный налог. Это, в частности, помещения, занимаемые правительственными, общественными, сословными учреждениями, научными организациями, гимназиями, училищами, университетами, больницами, лечебницами, торговыми и промышленными заведениями.
А с «крутых» − 10%
Как уже отмечалось, для определения размера квартирного налога все города и поселения Российской империи были разделены на классы − вначале на пять, а впоследствии на четыре. К I классу отнесли Петербург и Москву. В этом классе насчитывалось 35 разрядов. Налог не распространялся на квартиры, которые можно было нанять за менее чем 300 руб. в год. С квартир стоимостью от 300 руб. до 600 руб. (это 1-й разряд) взимался налог в размере 5 руб., т. е. налоговая ставка с небогатых квартир составляла 0,8-1,6% их арендной стоимости. За солидные квартиры стоимостью 5800-6000 руб. (34-й разряд) платили 560 руб., что составляло в среднем 9,5% суммы. С более дорогих квартир (35-й разряд) налог взимался в размере 10% арендной платы.
Киев причислили ко II классу − наравне с Варшавой, Вильно (ныне Вильнюс), Тифлисом (Тбилиси), Баку, Кишиневом, Одессой, Харьковом, Севастополем и другими городами. Сюда же вошли и любимые императорской родней дачные местности – Царское Село (неподалеку от Петербурга) и Ялта. В этом классе − 36 разрядов. Квартиры стоимостью до 225 руб. освобождались от налога. Жильцы, занимавшие квартиры стоимостью от 225 руб. до 270 руб. (1-й разряд), платили налог в размере 3 руб. 50 коп. (1,3-1,5% стоимости). Обитатели крутых апартаментов (35-й разряд) − арендный интервал от 4300 руб. до 4500 руб. − платили 403 руб. (8,9-9,3%). А за квартиры дороже 4500 руб. налог брался в размере 10% арендной цены.
Как правило, в одном и том же доме находились квартиры разных разрядов. Например, «Дом с химерами» на ул. Банковой, 10. Двухкомнатная квартира на первом этаже, сдававшаяся за 420 руб., − это 3-й разряд, налоговая ставка – 8 руб. Трехкомнатная на том же этаже стоимостью 540 руб. − это уже 5-й разряд со ставкой 14 руб. А роскошная девятикомнатная квартира на третьем этаже, стоимость аренды которой составляла 3500 руб., относилась к 31-му разряду со ставкой 253 руб. Так что у владельца дома Владислава Городецкого были не самые дорогие в городе квартиры, как об этом иногда пишут.
А вот роскошный Мариинский дворец в 15 минутах ходьбы от «Дома с химерами» квартирным налогом не облагался, поскольку был собственностью царской семьи. В нем одно время проживала мать Николая II.
В III классе оказалась большая часть губернских и уездных городов. В них освобождались от налога квартиры дешевле 160 руб., а 10%-ная налоговая ставка применялась к квартирам, «наемная цена» которых превышала 3000 руб. К IV классу относились все остальные города и поселения. Жильцы квартир стоимостью до 60 руб. могли не платить налог, а крутыми, с налогом 10% стоимости, считались квартиры от 1200 руб.
Размер налога на следующий год определялся арендной ценой занимаемой человеком квартиры по состоянию на 15 декабря текущего года. Ну а если в течение «предоплаченного» года он переедет в менее роскошное жилье? Неужели все равно придется платить по налоговой ставке предыдущей квартиры? Все зависит от сроков. Если переезд состоится до 7 марта, размер квартирного налога будет изменен в соответствии со стоимостью новой квартиры. А если после 7 марта, то ничего изменить уже не удастся.
Чиновники, проживающие в казенных квартирах, не освобождались от уплаты налога. Стоимость служебного жилья приравнивалась к сумме квартирных денег, причитающихся чиновнику по должности. А если размер квартирных денег по каким-то причинам было невозможно установить, стоимость помещения оценивалась как 1/5 жалованья этого чиновника.
В обязанности владельцев доходных домов входила подача в квартирное ведомство данных о состоянии имеющихся в их домах квартир – какие сняты, а какие пустуют. При этом домовладелец, проживающий в одной из квартир собственного же дома, обязан был подавать сведения и о самом себе. И, разумеется, платить квартирный налог, размер которого определялся «по соображению платою, какая получалась бы при отдаче этого помещения внаем». Домовладелец не нес ответственности за то, уплатили его квартиросъемщики налог или нет. Ну а если в доме оставались свободные квартиры? Что ж, с пустующих помещений налог не взимался.
Для сбора нового налога были созданы губернские и городские «по квартирному налогу присутствия» (в Киеве размещались в знаменитом здании Присутственных мест на ул. Владимирской). В работе городских присутствий принимали участие четыре-шесть квартирохозяев, ежегодно сменяемых. Этим обеспечивался контроль со стороны общественности за деятельностью сборщиков квартирного налога.
Если плательщик считал, что причитающийся с него квартирный налог определен неправильно, он мог до 7 апреля подать жалобу в городское присутствие. А получив не удовлетворяющий его ответ, мог в течение двух недель обратиться с заявлением в губернское присутствие. Если же и после этого вопрос не решался, налогоплательщик имел право в течение месяца пожаловаться в столичный Петербург − в Министерство финансов.
Поначалу новый налог себя не оправдывал. В 1894 г., когда он был собран впервые, предвиделись поступления на уровне 1 млн. 610 тыс. руб., но ожидания не оправдались. Однако уже в 1896-м квартирный налог дал бюджету 2 млн. 907 тыс. руб., а в 1901-м − 4 млн. 127 тыс. руб. С тех пор его доходность постоянно увеличивалась.