Перспективы у автозаправочного бизнеса в Украине есть, причем не только за счет строительства новых АЗС, но и за счет реконструкции и переоборудования старых объектов. Эксперты говорят о дальнейшей концентрации бизнеса в руках крупных сетей, хотя полное разделение рынка среди них вряд ли произойдет, так как небольшое количество успешных собственников АЗС останется в крупных городах, а в нынешней ситуации ожидать быстрого прихода сетей в маленькие населенные пункты не приходится.
В декабре 2008 г. операторами заправочного бизнеса через сеть автозаправок, которая насчитывает 6117 единиц, было реализовано светлых нефтепродуктов на сумму 2779,4 млн. грн. По данных Госкомстата, порядка 70% этой суммы приходится на моторный бензин и почти 30% - дизельное топливо. В натуральном показателе реализовано моторного бензина 315,4 тыс.т, дизельного топлива - 133,8 тыс.т. В структуре реализации 63,4% занимали марки бензина А-94-98; 29,7% – А-90-93 и 6,9% – А-72-80.
По оценке разных операторов, большую часть (88%) занимают заправки с реализацией жидкого топлива (бензин, дизель), порядка 9% – нефтяного газа (пропан-бутана) и порядка 3% – природного газа (бутана). Кстати, генератор дизельный для дома заказывайте тут.
Наибольшее количество АЗС находится в Киеве и области, следом идут Крым, Донецкая, Харьковская, Одесская области, район Днепропетровска-Запорожье, Львовщина. Наиболее рентабельные АЗС расположены на трассах, особенно на въезде в крупные города. Здесь и поток транспорта выше, и чаще происходит заправка полного бака. В областных центрах размещена примерно четверть АЗС, около 40% находится в прочих городах, и около трети располагается на трассах и в сельской местности. Однако цифры эти в разных регионах различны, и чем больше население областного центра, тем выше концентрация там АЗС. Так на Одещине и Харьковщине половина АЗС региона размещается в пределах областного центра, в Сумах и Виннице их 25-30% от всего количества в области, а в Ужгороде лишь около 15% АЗС Закарпатья.
Отдельно стоит сказать о таком виде заправок, как «джобберы» – это независимые АЗС, которые действуют на основе франчайзинговых схем: собственники АЗС обязуются продавать только нефтепродукты компании-поставщика и работать под его торговой маркой. Как сообщает журнал «Строительство и реконструкция», раньше такая форма работы процветала, и многократно увеличивала актив заправок для крупных сетей. Джобберы получали лояльные оптовые цены и стабильный ресурс топлива, но взамен некоторые из них, как говорят представители крупных сетей, подрывали имидж бренда, продавая некачественное топливо «со стороны». Так, от франчайзинговых схем отказались нефтяные компании «Альянс» и «Лукойл-Украина», от многих джобберов избавился «ТНК-BP». Правда демонстративный отказ от таких схем многими конкурентами рассматривается лишь как PR-ход. Считается, что в условиях финансового кризиса джобберы снова получат шансы – ведь договор с существующей независимой АЗС обойдется сетям куда дешевле, нежели строительство новой точки.