Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Украинский ритейл затягивает пояса

2009-02-04 15:34:03

Украинский ритейл затягивает пояса Для розничной торговли наступили тяжелые времена. Покупатели начали сокращать свои расходы, а резкая девальвация гривны делает выплаты по существующим займам и привлечение новых все более сложной задачей. Сетям ничего не остается, как менять условия работы с поставщиками, а также пересматривать ассортиментный ряд на своих полках. Как результат – уже в конце прошлого года покупатели заметили отсутствие привычных товаров. И это только начало, отмечают участники рынка.

"Потребительский спрос в Украине за последние два месяца уменьшился приблизительно на треть",– говорит директор консалтингового агентства AAA Сергей Наливка. "Основное снижение потребительской активности наблюдается в промышленных городах на востоке Украины, которые до недавнего времени были лидерами по продажам",– говорит председатель набсовета компании "Фуршет" Игорь Баленко. "В нашей сети количество чеков с декабря по январь уменьшилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя средний чек не изменился",– говорит председатель набсовета холдинга "Пакко" Владимир Микулич.


Падение спроса стало результатом общего ухудшения экономической ситуации в стране. Финансовый кризис заставляет компании оптимизировать свою деятельность. Как результат все больше людей в Украине оказывается на улице. Даже по данным Госкомстата, которые не учитывают всех потерявших работу, всего за два последних месяца прошлого года количество безработных в стране увеличилось почти на 60% – до 844,9 тыс. человек. "Людям сокращают зарплаты, многие остались без работы, как дальше будет развиваться ситуация, никто не знает. Поэтому люди и начинают экономить",– говорит господин Наливка.

Ситуация осложняется проблемами с заемным финансированием. "Банки новых кредитов не выдают, требуют оплаты существующих долгов плюс ко всему еще поднимают ставки. Ритейл не может развиваться только за счет оборотных средств,– говорит Владимир Микулич.– Сети уже не работают на экспансию, так как надо из оборотных средств расплатиться с долгами". По его словам, до кризиса кредитная ставка в гривне составляла 16-18%, сейчас она доходит до 26-30%.

Еще хуже ситуация по долларовым кредитам – официальный курс гривны с 1 сентября прошлого года вырос почти на 60%. "Большинство ритейлеров брали кредиты в долларах, что при девальвации гривны приводит к дополнительным затратам. Например, с октября убытки одного из крупных ритейлеров в связи с нестабильностью курса доллара составили 75 млн грн",– рассказывает генеральный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко. "В гривне наш оборот не падал, но, если перевести по нынешнему курсу в долларах для обслуживания кредитов, это совсем другая цифра",– говорит господин Баленко. "В среднем до кризиса по отрасли рентабельность розничного продуктового ритейла доходила до 2%, сегодня она снизилась до 0,5-1%",– добавляет он.

Дефицит заемных средств у ритейлеров приводит к увеличению срока расчета с поставщиками. "Наша компания, например, перешла на оплату товара после его реализации, чтобы не иметь задолженностей с поставщиками",– говорит Игорь Баленко. В остальных опрошенных Ъ сетях об изменениях в работе с поставщиками предпочитают не говорить. Генеральный директор компании "Украинский ритейл" (сеть "Брусныця") Алексей Гессен лишь отмечает: "Когда после падения объема продаж случались временные перебои с оплатой некоторым поставщикам, мне была более понятна позиция поставщиков, которые продолжали поставки, взяв на себя небольшие дополнительные риски, что позволило им значительно увеличить свою долю рынка".

Между тем поставщики говорят, что с сетями стало разговаривать сложнее. "В первую очередь оплачивают товар высокой оборачиваемости, например молоко. А низкооборачиваемые ставят в очередь по оплате",– говорит на условиях анонимности представитель мясоперерабатывающей компании. По его словам, производитель в таком случае либо уменьшает объем поставок, либо временно их прекращает.

"Впрочем, производители и сети сейчас находятся в одинаковом положении, понятно, что увеличение уже существующих отсрочек по платежам – это вынужденный шаг",– говорит председатель правления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик. "Мы пытаемся идти навстречу: если поступать по букве закона, то потеряешь часть рынка сбыта",– добавляет представитель мясоперерабатывающей компании. "Как и большинство компаний-импортеров, мы стараемся переходить, например, с переработчиками на оплату по факту,– говорит на правах анонимности один из сотрудников компании по импорту морепродуктов.– Но с сетями мы говорим о сокращении отсрочки с 60-90 дней до 20-30 дней. Со старой отсрочкой работать невыгодно, когда курс за один день может измениться как минимум на 30 коп.". По словам Олега Лущика, половина компаний–импортеров морепродуктов работает себе в минус.

Проблемы со спросом и ликвидностью приводят к существенным изменениям в ассортименте товаров на полках. Люди стали подходить к покупкам более осторожно – если раньше потребители закупали товар впрок, то сейчас они стали обходиться покупкой только необходимого, говорит Владимир Микулич. Это приводит к снижению объемов продаж товаров среднего и премиум-сегмента. "Оборот нашей сети не уменьшился, но снизилась маржинальность, что говорит о смещении потребительского спроса с продуктов премиум- и дорогого сегмента на нижний ценовой сегмент",– говорит гендиректор корпорации АТБ Борис Марков. "Из-за рисков, связанных с изменением курса доллара, объем закупки большинства товаров снизился в два-три раза. Мы уже не можем позволить закупать товар в запас",– говорит предправления СП "Украинская восточная рыбная компания" Олег Лущик.
Значительное падение продаж приходится на товары импортного производства.

"Импортеры во многих случаях требуют предоплаты за товар или просто его не продают, из-за того что выгодней его оставить на складах",– говорит Игорь Баленко. "За январь, к примеру, объем продаж морепродуктов и рыбы в целом по рынку упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года",– говорит президент компании импортера "Скандинавия" Елена Екименко. В этих условиях ритейлерам закупать импортные товары практически невыгодно.

А некоторые товары не попадают на полки из-за того, что их больше невыгодно производить. По словам источника Ъ в одной из компаний по переработке мяса, в связи с уменьшением доходов населения производители пересматривают ассортиментный ряд в пользу более ликвидного товара. "Иногда производитель просто отказываются выполнять заказ, так как затраты на логистику выйдут дороже",– добавляет он. С октября средние и мелкие производители мясной продукции сократили производство на 50-70%, у крупных производителей этот показатель несколько меньше. Все это влияет на снижение ассортиментного ряда на полках магазина".
Ситуация вносит серьезные коррективы в дальнейшие планы компаний. Если до кризиса все были нацелены на географическую экспансию, то в условиях кризиса сети переключаются на укрепление своих позиций на уже завоеванных рынках, говорит директор исследовательской компании RetailStudio Михаил Грищенко. К примеру, холдинг "Пакко" выставил на продажу 20 магазинов в Харькове. "Такая стратегия позволит наращивать плотность магазинов, а также лояльность покупателей на 'родном' рынке",– объяснил господин Грищенко. Кризис активизировал процесс закрытия магазинов. По данным RetailStudio, в прошлом году о закрытии трех магазинов заявила "Велика кишеня", "Пакко" – трех, "АТБ-маркет" – одного-двух. Компании сократили персонал на 20-30%, пересмотрели рекламные бюджеты.

Отсутствие финансов для развития подтолкнет компании к работе над повышением эффективности сети и качества обслуживания. Поставщики и производители будут искать альтернативные рынки сбыта. "30% товаров, которые реализовывались через сети, наши партнеры вывели на открытые рынки",– говорит Елена Екименко из "Скандинавии".
"Если государство не предпримет шагов для помощи розничному сектору экономики, то, вероятно, мы будем наблюдать пустые полки в магазинах,– констатирует Игорь Баленко.– В конечном итоге все будет зависеть от банков. Когда подходит время выплачивать долг, ритейлер все деньги направляет на погашение кредита – следствием этого может стать временное отсутствие товара на полках",– добавляет он. "Если экономическая ситуация в стране не изменится, то к середине весны в магазинах средней площадью 400 кв. м ассортиментный ряд снизится с 5-6 тыс. наименований товара до 3-3,5 тыс. Уйдет импортный товар, мелкие местные производители не смогут позволить себе существующие отсрочки",– говорит Владимир Микулич.

http://dah.kiev.ua/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)