Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






За дешевую еду!

2009-03-24 19:01:55 За дешевую еду!
Ассортимент полок украинских магазинов обеднел по двум основным причинам: во-первых, из-за прекращения отгрузки нового товара по причине неоплаты сетями предыдущих поставок продукции и, во-вторых, из-за отказа самих торговых точек от плохо продаваемого дорогого товара. Местные ретейлеры постепенно подстраиваются под меняющиеся предпочтения украинцев...

Украинцы массово скупают соль. Слухи о закрытии крупнейшего в Европе предприятия по добыче и переработке каменной соли - "Артемсоль" - вызвали ажиотаж среди населения.

На панике потребителей заработали спекулянты: килограммовая пачка поваренной соли, ранее стоившая в рознице не более 1,5 грн, на рынках уходила за 7-10 грн. "Мы отгрузили в феврале на 15% больше продукции по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Запасов каменной соли в Артемовском месторождении хватит на сотни лет. Отпускная цена (41 коп. за 1 кг фасованной соли) остается неизменной с прошлого года и в ближайшее время не повысится", - успокаивают на предприятии.

Покупаем украинское

Перекупщики спекулируют на кризисе, распуская слухи о возможном исчезновении того или иного товара. Украинцы поддаются провокациям, скупаясь впрок: по подсчетам директора компании "О'Кей Украина" Войцеха Гвардиса, в феврале 2009-го потребительская корзина в гривневом эквиваленте даже немного выросла, хотя по количеству товарных категорий похудела на 15-20%. По результатам февральского опроса Национального института стратегических исследований, 69,3% украинских семей ограничили свои траты, 32,8% экономят на продовольствии. Но пострадавшие от кризиса украинцы, чьи доходы за последние полгода существенно сократились, массово закупают дешевые отечественные товары. Особым спросом к концу зимы пользовались крупы и консервированная продукция, отмечает Валерий Кулеша из компании VIP-Consulting.

"В последнее время растут продажи товаров низкого и среднего ценового сегмента, а также продукции украинского производства", - подтверждает тенденцию Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций компании "Metro Cash & Carry Украина". "Рынок косметики, как и другие рынки FMCG, ощутил изменение потребительского спроса - все популярнее становятся продукты масс-маркета, низкого ценового сегмента", - добавляет Елизавета Савенко, руководитель проектов ООО "Косметик экспо медиа".

Спрос на продукцию премиум-сегмента (преимущественно импорт) последние три месяца сокращается. Вопреки законам экономики ввозимые в Украину товары с декабря подорожали в рознице в 2-3 раза. К примеру, пачка итальянских макарон, до кризиса стоившая 6-7 грн, сейчас продается за 17-20 грн. Хотя с учетом курсовой разницы цены должны были вырасти от силы на 3-4 грн.

Импортеры уменьшили объемы ввозимых товаров - по данным Гостамслужбы, в январе-феврале 2009-го товарный импорт составил всего 4,2 млрд. дол. - вдвое меньше, чем год назад. Кроме того, дистрибьюторы закладывают в цену отданного на реализацию товара курсовые риски - из расчета 15 грн./дол. Такое поведение импортеров и дистрибьюторских компаний вполне объяснимо - они перекладывают собственные риски на плечи конечных покупателей. Украинцы в свою очередь отказываются платить за резко и значительно подорожавший импортный товар и переходят на продукцию подешевле, преимущественно отечественную.

Каждому - по потребностям

Ассортимент полок украинских магазинов обеднел по двум основным причинам: во-первых, из-за прекращения отгрузки нового товара по причине неоплаты сетями предыдущих поставок продукции и, во-вторых, из-за отказа самих торговых точек от плохо продаваемого дорогого товара. Местные ретейлеры постепенно подстраиваются под меняющиеся предпочтения украинцев: сокращение ассортиментного ряда в рознице уже составило 25-40%, резюмирует Юрий Наврузов, эксперт консалтинговой группы Netton CG.

"Есть перебои с поставками импортных товаров, в частности вина, рыбы, кофе, - подтверждает тенденцию Войцех Гвардис. - Но речь не идет о дефиците продукции в целом. Даже если какой-то бренд отсутствует на полках, мы предлагаем покупателю достаточное количество альтернатив от других производителей этой товарной группы".

Однако гурманам уже нелегко найти любимый деликатес. В зону риска, по данным RetailStudio, попали оливковое масло, кофе и чай, замороженные рыба, морепродукты, овощи - товарные категории, где доминирует импорт. Уменьшился ассортимент свежего мяса и мясных деликатесов, свежих и консервированных фруктов, замороженных пицц и сухих завтраков - товаров, относящихся, по классификации RetailStudio, к категории "сильно импортнозависимых".

Тем не менее директор RetailStudio Михаил Грищенко убежден, что иностранные продукты не исчезнут с полок: "Сети хотят продать товар быстро, поэтому, наконец, вынуждены обратить внимание на покупателя. Наиболее активные ретейлеры уже адаптировали ассортимент своих магазинов под потребности постоянных посетителей. В каждой торговой точке будет анализироваться спрос. Это значит, что в магазинах на окраине не будет продаваться дорогая импортная выпивка, а в центре - картофель на развес. Кризис станет толчком к дальнейшей сегментации розницы - на рынке сформируется отдельная категория магазинов премиум-сегмента, таких как "Фуршет-Гурман".

Икра заморская, баклажанная

В 2009-м большинство импортных товаров, скорее всего, будут замещены отечественными аналогами. "Увеличение доли продукции украинских производителей было для нас приоритетом все пять лет работы в Украине. Сейчас эта задача еще актуальнее", - утверждает Татьяна Бабенко. "Мы отслеживаем жизненный цикл товаров на полках наших гипермаркетов. Если продукт уже не пользуется спросом, он тут же исключается из ассортимента. Мы видим, что люди стремятся экономить, соответственно, предоставляем им больше возможностей для этого: расширяем ассортимент товаров экономкласса", - добавляет Войцех Гвардис.

При правильном подходе к ассортиментной политике сети будут ориентироваться на наиболее продаваемые позиции, желательно - с самой длительной отсрочкой платежей поставщикам, уверен Юрий Наврузов. В продуктовых сетях к таковым можно отнести продукты питания, товары первой необходимости и всю продукцию private label. По прогнозам Валерия Кулеши, доля этих товаров в ближайшем будущем станет доминирующей в ассортименте ретейлеров.

В сегменте non-food все не так однозначно, поскольку большая часть товаров импортируется в Украину. Полностью заменить их дешевой отечественной продукцией ретейлерам не удастся. Соответственно, практически не упадет спрос на импортную косметику, средства личной гигиены и бытовую химию. "Сложнее всего придется нишевым премиум-маркам, товарам, которые были в большей степени излишеством, нежели необходимостью", - прогнозирует Елизавета Савенко.

"Не исключено, что слоган "Зроблено в Україні" может стать трендом, - рассуждает Елизавета Савенко. - Розничный оператор может заменить ряд товарных категорий аналогами подешевле, но отказаться от лидирующих позиций - в косметике и бытовой химии это преимущественно продукция транснациональных компании - он не сможет".

"В некоторых товарных группах, таких как элитные сыры или видеотехника, невозможно заменить импортную продукцию украинской, поскольку подобных производителей в Украине нет или качество их продукции оставляет желать лучшего, - добавляет Татьяна Бабенко. - Поэтому мы сохраним в своих центрах оптовой торговли широкий ассортимент как отечественных, так и импортных товаров, которые удовлетворяют бизнес-потребности наших клиентов".

Из качества - в количество

По данным Госкомстата, в январе 2009-го товарооборот розничной торговли сократился на 7,8%. В эпоху жесткой экономии потребители в первую очередь обращают внимание на стоимость товара. А это в свою очередь приводит к ценовым войнам между сетями.

По словам директора инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Андрея Пивоварского, сегодня главный девиз ретейлеров: "У нас все дешево!". Впрочем, эксперт сомневается в том, что сети действительно смогут предоставлять значительные скидки на товары. "Маржа у розницы всех форматов очень низкая, в среднем по рынку она составляет 18-19%. Из них около 10% уходит на операционные расходы, остальное практически полностью тратится на выплату налогов и обслуживание долговой нагрузки", - утверждает Пивоварский.

"Мы стараемся сдерживать рост цен на импортную продукцию: ведем переговоры с поставщиками, увеличиваем количество собственного импорта, - заявляет Татьяна Бабенко. - Но, несмотря на все усилия, есть факторы, независящие от нас. Например, введение дополнительного 13%-ного сбора при импорте автоматически увеличивает стоимость товаров иностранного производства (мясо, сосиски, колбасы, мясные и рыбные консервы, рыба, морепродукты, фрукты, алкоголь и др. - ред.)".

Впрочем, увеличение таможенных пошлин и дальнейшая девальвация гривни будут способствовать росту себестоимости и отечественной продукции, изготовляемой с использованием импортного сырья, а значит, вверх поползут все цены. По приблизительным оценкам Валерия Кулеши, продовольствие к концу года подорожает в среднем на 20-25%.

Заработать на кризисе

Большинство опрошенных экспертов уверены, что рост доли дешевых отечественных товаров в ассортименте украинских продовольственных сетей благополучно отразится на бизнесе отечественных ретейлеров. По версии Михаила Грищенко, директора аналитической компании RetailStudio, изменения в ассортименте позитивно скажутся на оборотах сетей: угадав потребительские предпочтения, сети и поставщики могут рассчитывать на сохранение докризисного объема продаж.

Юрий Наврузов, эксперт консалтинговой компании Netton CG, предполагает, что обороты продуктовых сетей снизятся, но при правильной ассортиментной политике рентабельность розничного бизнеса может увеличиться по сравнению с докризисными временами - за счет тщательного подбора дешевого и ходового товара, увеличения отсрочек в расчетах с поставщиками.

В наиболее выгодном положении оказались крупные сетевые ретейлеры с широким ассортиментом собственных торговых марок. Хотя изначально развитие private lable не было связано ни с дефицитом, ни с переориентацией розничных сетей на продажу дешевых товаров или замену импортных позиций на товары местного производства. "Сети создавали private lable, чтобы конкурировать по цене с аналогичными товарами. Кроме того, это борьба внутри определенной товарной группы. Например, часто монополисты требуют отсрочки по товарным кредитам, определенных мест на полках и прочих преимуществ. В таких случаях наличие private lable дает возможность сетям не идти у них на поводу", - рассказывает Андрей Пивоварский, директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital.

Налетай, подорожало. Как повлияло введение дополнительной 13%-ной пошлины на цены

Мясо и мясные субпродукты

  • Мясо крупного рогатого скота - свежее и мороженое
  • Свинина - свежая, охлажденная или мороженая
  • Съедобные субпродукты крупного скота, свиней, овец, коней и т. п. - свежие и мороженые
  • Мясо и съедобные субпродукты птицы - свежие, охлажденные или мороженые

Импорт этих товаров все еще составляет более 40-45% внутреннего рынка, однако увеличение таможенных сборов на 13% не вызовет пропорционального роста розничных цен. К лету-осени 2009-го стоимость этих продуктов вырастет незначительно - на 1-2% - из-за увеличения производства украинского мяса. Увеличение пошлин лишь подстегнет агрофирмы и частников выращивать домашний скот для продажи. Импортеры мяса будут вынуждены учитывать цену украинского производителя при формировании стоимости и соответственно уменьшать свою наценку при продаже импортного мяса в Украине.

Колбасы и консервы

  • Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые продовольственные продукты на основе этих товаров
  • Другие готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови

Импорт перечисленных продуктов не превышает 10-15%, однако цены на иностранные товары этой категории из-за увеличения пошлины вырастут к концу 2009-го как минимум на 10%. Как правило, эта продукция относится к премиальной категории и имеет высокую себестоимость - производители и поставщики не имеют возможности снижать отпускные цены. Спрос на подобные товары неизбежно сократится. При этом украинские производители аналогичных продуктов будут стараться держать цены на прежнем уровне или повышать их незначительно. Правда, при этом многим из них придется отказаться от использования импортного мяса в качестве сырья.

Алкоголь

  • Вина виноградные, включая крепленые

Импортеры вин работают с минимальной наценкой, так что иностранные вина подорожают на полные 13%. Сейчас на долю импортных вин в украинской рознице приходится не более 10-15% продаж - рост цен на привозную продукцию приведет к росту продаж отечественных вин.

http://www.retailstudio.org/

Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)