Аналитика и исследования коммерческой и жилой недвижимости Украины


Главная О компании Услуги компании Наши клиенты Реклама Контакты






Коммунальный офис

2009-04-16 13:56:35

Коммунальный офис Свободную офисную площадь или пустующую квартиру в центре города можно превратить в коворкинг-центр (от англ. coworking — совместная работа). Идея коворкинга заключается в создании обустроенных рабочих мест и сдаче их в аренду. Среди услуг такого коммунального офиса — предоставление арендаторам компьютеров и офисной техникой, доступа в интернет, телефонной линии, зала для презентаций и/или переговорных комнат, возможности получать почту и посылки, пользоваться приемной для гостей. Подобных центров в Украине пока единицы.

 

Первопроходцы

В Украине действует несколько «коммунальных офисов». В столице это офисный центр STATUS в районе ст.м. «Майдан Незалежности», в Харькове открыт коворкинг-центр под названием Х1, в Днепропетровске — «Коровка». Аренда места в таком офисе в Киеве обойдется около 2000 грн/мес., в Харькове аналогичное предложение стоит 1000 грн/мес., а в Днепропетровске — от 500 до 1200 грн/мес. Кроме того, в столице работает международная компания Regus Group, которая имеет сеть офисов по всему миру. Стоимость услуг в ее центрах несколько выше (от 100 EUR/мес.), и коворкер должен оплачивать каждую опцию в отдельности. Это отличает Regus Group от отечественных центров, в которых арендатор платит установленную стоимость аренды и пользуется всеми услугами офиса. Услуги компании Regus предназначены в основном для успешных фирм и предпринимателей — в коворкинг-центре можно не только снять помещение для временной работы, а и открыть представительство компании. Секретарь будет принимать звонки на специально выделенный номер, а также получать факсы и почту. Произвести впечатление на партнера можно в презентабельном зале для совещаний. Еще в конце 2008 г. — начале 2009 г. в Киеве действовали центры «Вулик» и «Первый офис», однако оба закрылись. По словам представителя «Первого офиса» Дмитрия Гуцала, коворкинг «не прижился» в Украине.

 

Кто такие коворкеры

Клиентами «коммунальных» офисов чаще всего становятся фрилансеры — специалисты ИТ-сферы, дизайнеры, юристы, бухгалтеры, консалтеры, а также начинающие предприниматели, которым не по карману снимать отдельный приличный офис. Для них преимущество coworking`а — это возможность работы в хороших условиях. «Фрилансерам, как и офисным клеркам, необходима рабочая атмосфера, — единодушно считают участники интернет-сообществ, посвященных коворкингу. — Работе на дому мешают дети или текущие хозяйственные дела. Кафе с Wi-Fi-доступом — тоже не выход». Коворкинг-центр предоставляет возможность эффективно работать в любое время суток (некоторые центры функционируют круглосуточно) в сообществе людей со схожими интересами». Кроме того, арендуют такие офисы самые разные специалисты, и если, например, перед разработчиком сайта стоит задача создать дизайн, написать текст или решить какой-то юридический вопрос, дружеская помощь соседей по офису наверняка будет стоить дешевле, чем внешняя консультация.

Coworking-офис пригодится компаниям, осваивающим рынок, — фирма сэкономит деньги и время на поиск и обустройство традиционного офиса. Как утверждает Антон Гавриленко, менеджер по связям с общественностью агентства Tabasco PR, такой способ дислокации офиса является оптимальным для компаний, в бюджеты которых заложены небольшие суммы на аренду офисных помещений. «Преимущество этих бизнес-центров заключается в наличии дополнительных сервисов. Среди них возможность проведения встреч в специальных митинг-румах (чего не сделаешь, снимая квартиру на окраине города), полное техническое оборудование помещений, удобное месторасположение, — объясняет Антон Гавриленко. — Особенно это актуально, если компании часто приходится принимать клиентов на своей территории».

 

Считаем прибыль

Доходы коворкинг-центра, к примеру на 16 рабочих мест, покроют расходы на его содержание при условии, что будет 10 постоянных арендаторов. При большем количестве клиентов центр начнет приносить прибыль. Владимир Даниленко, руководитель направления офисной недвижимости «Украинской Торговой Гильдии» подсчитывает себестоимость одного рабочего места: «Арендную плату 150 грн за кв. м/мес. (это цена аренды офисной недвижимости в Киеве) умножаем на 6 кв. м необходимой площади на одного человека. Прибавляем примерно 600 грн за ежемесячную амортизацию офисной техники, стоимость коммунальных услуг, интернета и телефонной связи, уборку помещения. В совокупности выходит не более 2000 грн. Если офисы в особняках собственные, получится и того меньше.

Эксперты сходятся во мнении, что кризис может стимулировать развитие коворкинга. Сократив штат до минимума компаниям выгоднее арендовать рабочие места в коммунальных офисах. Тем временем у учредителей центра STATUS и их коллег из Харькова и Днепропетровска зреют амбициозные планы создания профессиональной ассоциации для популяризации коворкинга в Украине и открытия новых офисов в городах-миллионниках и регионах.

Стоит учесть, что этим центрам придется выдержать жесткую конкуренцию с квартирами, оборудованными для офиса. В частности, за 3000 грн можно арендовать помещение с хорошим месторасположением и отдельным входом. К тому же, по оценкам Владимира Даниленко, в начале нынешнего года в Киеве предложение офисной недвижимости в три-четыре раза превышало спрос. И, по его словам, количество вакантных офисов будет увеличиваться. «В этой ситуации большим потенциалом обладают  бюджетные решения для малого и среднего бизнеса, — рассказывает г-н Даниленко. — Компании заинтересованы в недорогих и качественных офисах с самыми необходимыми сервисами».

 

Текст: Алла Кошляк



Поиск

Подписка

Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья
Готовые исследования, обзоры
Новости, статьи и аналитика
RSS-лента (новости, статьи и аналитика)
RSS-лента (Базы компаний, ТЦ, БЦ, жилья)
RSS-лента (Готовые исследования, обзоры)