2009-04-28 16:35:02
В ближайшие годы рынки стран СНГ потеряют больше портфельных инвесторов, чем привлекут. 74% инвесторов планируют воздержаться от вложений в активы стран СНГ в течение 2009 года
Кризис заставил фонды прямых инвестиций (private equity funds) сменить фаворитов. Большинство инвесторов, работающих на развивающихся рынках, верят в перспективы бизнеса — в отличие от фондов, нацеленных на развитые государства. 78% институциональных инвесторов планируют расширить свое присутствие в некоторых развивающихся странах в течение ближайших пяти лет. Для сравнения: только 43% фондов, вкладывающих в активы западных экономик, планируют в тот же период увеличить инвестиции. Таковы результаты пятого ежегодного исследования, проведенного Ассоциацией фондов прямых инвестиций на развивающихся рынках (EMPEA) и фондом Coller Capital. Аналитики опросили 156 институциональных инвесторов (представителей пенсионных и хедж-фондов, страховых компаний и богатых семей из разных регионов мира).
«Во время предыдущиих экономических спадов инвесторы массово покидали развивающиеся экономики. Так было, к примеру, в 1990 году, а потом в 1997-м. Но сейчас в них видят потенциал роста, которого нет на Западе», — комментирует результаты исследования президент EMPEA Сара Александер. К тому же активы на развивающихся рынках стремительно дешевеют, их цена становится все привлекательнее. Компании, ограниченные в выборе источников финансирования, готовы идти на уступки потенциальным инвесторам.
Инвестиционные опасения
Кризис пока не отбил у private equity funds желания инвестировать, хотя и поумерил их аппетиты. В 2008 году, по данным UNСTAD, суммарный объем прямых иностранных инвестиций в мире сократился на 20% (до $1,4 трлн). В первую очередь иссяк приток денег в развитые экономики, особенно в Финляндию, Германию, Италию и Великобританию. Плохое самочувствие фондов в этих вошедших в рецессию странах связано со спецификой сделок, заключавшихся инвесторами в последнее время. В основном это были мегапокупки, профинансированные за счет долгового капитала. К примеру, в прошлом году из-за кредитного кризиса и ужесточения условий выдачи займов только в Великобритании private equity funds пришлось заморозить сделки по приобретению активов на $1 млрд. В целом развитые экономики потеряли в 2008 году 33% зарубежных инвестиций.
Гонка вложений Средства, привлеченные фондами прямых инвестиций для развивающихся рынков
Кризис негативно повлиял на инвестиционную активность фондов и на развивающихся рынках. В I квартале 2009 года фонды прямых инвестиций привлекли $8–10 млрд, а вложили $5–8 млрд — вдвое меньше по сравнению с тем же периодом в прошлом году. К примеру, в Индии в I квартале 2009-го private equity funds заключили всего 36 сделок на $526 млн по сравнению с 133 сделками на сумму $1,3 млрд за аналогичный период прошлого года. Годовое падение объемов портфельных инвестиций в Китае составило 50%.
Привлечение $144 млрд, на которые рассчитывают более 370 фондов, инвестирующих в развивающиеся рынки, пока выглядит нереально. Аналитики private equity funds отмечают значительный рост рисков, потери капиталов особенно в России, Центральной и Восточной Европе, а также в Африке. Однако четыре из пяти фондов, по данным EMPEA, все равно готовы расширить свое присутствие в растущих экономиках в ближайшие пять лет.
Бразилия — лидер доверия
На первое место по привлекательности инвестиций в этом году инвесторы поставили Китай. Второе место — за Бразилией, которой удалось обогнать Индию, расположившуюся на третьей ступеньке рейтинга наиболее благоприятных для инвесторов развивающихся рынков. Интерес к Китаю и Индии остается весьма высоким, но Бразилия — бесспорный лидер по приходу в страну новых инвесторов. Около 17% фондов, уже имеющих активы в Бразилии, планируют увеличить объемы вложений в ближайшие два года, еще 11% фондов намереваются впервые инвестировать в регион. Таким образом, латиноамериканское государство может рассчитывать в 2009 году на наибольший приток инвесторов. Фонды по достоинству оценили политическую стабильность страны, богатые природные ресурсы и растущее внутреннее потребление. Правительство грамотно распорядилось золотовалютными резервами ($200 млрд. — Прим. ред.), сумев справиться с инфляцией (с начала года цены растут не более чем на 0,5% ежемесячно), а также не допустить значительной девальвации: бразильский реал эксперты Merrill Lynch называют самой стабильной валютой Латинской Америки. Отсюда высокий инвестиционный рейтинг страны. Кроме того, местные пенсионные фонды сами инвестируют в private equity funds, что добавляет стране плюсы в глазах инвесторов.
«От Китая и Индии Бразилию выгодно отличает невысокая конкуренция среди фондов, что означает более низкий барьер входа на рынок. А инфраструктурные, промышленные и социальные программы, реализируемые местным правительством, делают инвестиционный климат еще более привлекательным», — прокомментировала Контрактам бразильский феномен директор по исследованиям ассоциации EMPEA Дженифер Чои.
В то же время инвестпривлекательность стран СНГ (включая Россию) заметно снизилась. Регион опустился, с точки зрения привлекательности для инвесторов, с 6-го (в 2008-м) на 9-е (последнее) место. 74% инвесторов планируют воздержаться от вложений в активы стран СНГ, по крайней мере, в течение 2009 года. Более того, Россия и СНГ — единственный в исследовании EMPEA регион, который в ближайшие год-два потеряет больше инвесторов, чем привлечет. Премия за риск здесь самая высокая — 8,4%. Такие же требования фонды выдвигают только к странам Африки южнее Сахары (кроме ЮАР). Чистый отток капитала, к примеру, из России в I квартале 2009-го составил около $33–34 млрд, а по итогам года может достигнуть $70–80 млрд. От смены настроений инвесторов выиграют азиатские страны и Бразилия, куда перетекут средства, которые могла бы поглотить Центральная и Восточная Европа, а также страны СНГ.
Новые планы Изменения в инвестиционной стратегии фондов прямых инвестиций в 2009–2010 гг.
Настроения инвесторов относительно Восточной Европы начали меняться еще в прошлом году. Фонды, нацеленные на развивающиеся рынки, привлекли в целом $66,5 млрд — на 12% больше, чем в 2007-м. При этом 60% этой суммы сконцентрировал азиатский регион, в то время как Центральной и Восточной Европе, а также СНГ досталось от этого пирога 8% — лишь $5,6 млрд. Для сравнения: в 2007 году инвесторы рискнули на $14,6 млрд — четверть от общего объема средств, привлеченных private equity funds на развивающихся рынках. Ни в каком другом регионе инвесторы не разуверились так сильно. Небольшие открытия экономики, обремененные валютными долгами частного и государственного секторов, хуже других справляются с дефицитом ликвидности и падением спроса на внешних рынках. Мировые экономисты назвали Восточную Европу, а также некоторые страны СНГ эпицентром финансового кризиса, учитывая обесценивание национальных валют за полгода на 10–50%. Фонды, работающие в Африке и странах Ближнего Востока и Латинской Америки, сумели в 2008 году удержать долю в общем объеме привлеченных инвестиций.
Украина: фонды хотят еще дешевле
К Украине, которой раз в месяц грозят дефолтом, у инвесторов еще более настороженное отношение. Страна взяла кредит у МВФ, еще $5 млрд хочет одолжить у России. Объемы производства в январе–феврале 2009-го упали на 31,6%, а ВВП по итогам прошлого года вырос на 2,1% — это наихудший показатель среди стран СНГ. Девальвация гривни только за три месяца 2009 года составила 11%, золотовалютные резервы тают на глазах — в I квартале 2009 года они сократились на $7,7 млрд (с $31, 5 млрд). На спасение банковской системы пришлось потратить с начала года 34,4 млрд грн. При этом парламент, президент и правительство увязли в бесконечной предвыборной кампании и уже который месяц не могут принять антикризисную программу. Неудивительно, что портфельные инвесторы сомневаются в перспективах украинской экономики. Даже те фонды, которые работают в Украине на протяжении нескольких лет, не полагаются в оценке страны только на западные СМИ и уже неплохо разбираются во всех хитросплетениях экономической и политической ситуации, не спешат с инвестициями. К примеру, компания Sigma Bleyzer не планирует делать новые покупки до улучшения макроэкономической ситуации. Управляющая компания Horizon Capital хотя и успела привлечь деньги в новый фонд, будет вкладывать средства очень осторожно. Будущую доходность инвестиций никто не берется прогнозировать.
По оценкам аналитика Dragon Capital Виталия Ваврищука, размеры портфельных инвестиций в 2009-м составят около 10–15% от объемов прошлого года. В целом Украина может рассчитывать на $5 млрд иностранных инвестиций: $2,5–3 млрд — средства, направленные западными материнскими структурами на рекапитализацию украинских банков-дочек; оставшиеся $2–2,5 млрд — сделки по слияниям и поглощениям.
По мнению Алексея Ращупкина, вице-прездента инвестиционно-банковского отдела ИК «Тройка Диалог Украина», фонды, открывшие офисы в Украине и успевшие вложить средства в украинские активы (Sigma Bleyzer, Horizon capital, ICON, Eгroventures), вряд ли откажутся от дальнейшего инвестирования, поскольку уже прошли стадию «обучения» и понимают специфику страны. Но они будут избирательно подходить к выбору объектов для инвестиций и консервативно оценивать риски. В среднесрочной перспективе их смогут заинтересовать компании, работающие в секторах, менее подверженных влиянию кризиса, к примеру, предприятия, выпускающие продукты питания (преимущественно нижнего ценного сегмента) и агрофирмы. Фонды, которые еще в начале прошлого года активно мониторили украинский рынок (3i, Warburg Pincus, Morgan Stanley) пока настроены сдержанно. Интерес к украинскому рынку сохранился лишь у инвесторов, обладающих хорошим запасом ликвидности и готовых входить в проекты как минимум на 3–5 лет: в Украине они могут приобретать активы, стоимость которых по некоторым секторам упала в 10 раз. Но эти фонды заняли выжидательную позицию, рассчитывая на дальнейшее снижение цен на бизнес местных компаний.
Доля private equity funds в общем объеме прямых иностранных инвестиций в Украину невелика и, по оценкам Виталия Ваврищука, не превышает 5%. Поэтому страна в целом может не ощутить даже существенного сокращения финансовых вливаний со стороны зарубежных фондов. Тем не менее уход портфельных инвесторов принесет негативные последствия. Их отказ от инвестиций в Украину означает потерю еще одного возможного источника финансирования для средних предприятий, в которые вкладывали private equity funds. Как результат — еще большее замедление роста компаний или отраслей экономики. http://www.kontrakty.com.ua/
|