2014-06-07 14:15:57
Экономить на всем! Такого девиза вынуждены придерживаться сегодня большинство украинских компаний — от крошечных семейных мастерских до крупнейших корпораций. Желая удержать бизнес на плаву, предприниматели пересматривают, казалось бы, незыблемые устои, расстаются со стереотипами. Один из спасательных кругов для многих сфер деятельности — удаленная работа. Для начала определимся с терминами. Некоторые из них придумал ракетчик из США Джек Найлз, называемый "отцом телекомьютинга и телеработы" (в 1993 году "отцовство" признали официально: американец стал президентом Международного консультативного совета по телеработе). По определению Найлза, телеработа — это когда человек трудится только дома и именно дом представляет собой центр компании. Телекомьютинг же — домашняя работа на фирму, у которой есть офис. Русскоязычное понятие "удаленная работа" больше соответствует телекомьютингу (то бишь деятельность, удаленная от работодателя). Телеработа — это, скорее, свой бизнес в отсутствии офиса. Еще вариант — фриланс, от английского словосочетания free lance ("свободное копье"). Фрилансер — этакий наемник, независимый специалист, привлекаемый для выполнения определенных заданий. Именно здесь основное отличие от "удаленщика", ведь телекомьютер может состоять в штате и получать стабильное жалование так же, как офисный сотрудник. А фрилансеру платят сдельно. Есть также аутсорсинг — это привлечение сторонних специалистов как для выполнения разовых работ, так и для постоянного сотрудничества (например, юридического сопровождения или ведения бухгалтерии фирмы). В этом случае особенность в том, что аутсорсером может быть как человек, так и целое предприятие — адвокатская, аудиторская компания и так далее. Люди или метрыИтак, ни для кого не секрет: плата за аренду офисных, производственных, торговых помещений — всего, что входит в понятие коммерческой недвижимости, составляет весьма значительную часть затрат любого предприятия. Кроме тех, что либо совсем распрощались с офисом, либо сократили его до минимума, либо изначально обходились без помещения. Последних в Украине очень и очень мало, а вот первых и вторых — становится все больше. Подсчитывая выгоды "удаленки", рачительный (пусть и вынужденно рачительный) владелец учтет и уменьшение расходов на содержание рабочих мест: уборка, освещение и прочие коммунальные блага, телефон, Интернет, мебель, оргтехника, периодический ремонт как помещения, так и снова-таки мебели с оргтехникой… Многие предпочтут сократить площадь кабинетов, а не персонал. Ведь ситуация когда-нибудь да изменится, офис можно поменять, а вот получится ли вернуть квалифицированных, обученных конкретной работе, знакомых со спецификой фирмы профессионалов? Конечно, "удаленка" — вариант не для любого бизнеса, но для немалой части его сфер. Сапожник без сапогВ СССР, как известно, не было не только секса, но и частного предпринимательства. Однако, расспросив знакомых, каждый мог заполучить заветный номерок телефона и воспользоваться услугами, например, маклера. Он подберет варианты обмена, договорится о "доплате" — в общем, сделает то, чем теперь занимаются агентства недвижимости. Естественно, ни о каких офисах речи не шло, "нелегал" работал дома, вооружившись телефоном и ворохом бумаг. Когда времена изменились, именно вышедшие из подполья маклеры основали изрядную часть риелторских компаний. Теперь времена снова изменились, пусть не так радикально, и… Сапожники остались без сапог — на рынке застой, недвижимость оказалась не по карману и многим риелторским агентствам. Они вынуждены закрывать филиалы, менять просторные офисы в престижных местах на более скромные. И… вспоминать свои маклерские корни. Немало украинских риелторов перешли на удаленную работу. "Мы с коллегами и раньше-то не особо засиживались в офисе, ведь волка ноги кормят: нужно смотреть помещения, показывать их покупателям. Но все-таки в нашем филиале у каждого имелось свое рабочее место, мы могли это себе позволить, пока на рынке был бум, — рассказывает риелтор Нонна. — Сейчас приходится ужиматься. Сняли маленький офис (нашли в своей базе данных, тут мы в выигрышном положении!), в нем всего два компьютера — для дежурного и если кому-то что-то срочно понадобится. Если риелтор не на дежурстве и не "в поле" — трудится дома". "Несколько лет назад довольно много специалистов работали по свободному графику: проектировщики, системные администраторы… Но бизнес развивался, предприятия росли, и такие профессионалы им нужны были "под рукой", — отмечает начальник отдела рекрутмента компании "HR Invest" Татьяна Полываная. — Сейчас объемы работ уменьшились, и фирмы снова переводят этих людей на свободный график". Удаленность со всеми удобствамиЕсли для некоторых специалистов "удаленка" — хорошо забытое старое, то для представителей ряда профессий — обычная практика хоть в кризис, хоть до кризиса. Это многие "компьютерные" специалисты, бухгалтеры (cегодня многие компании заказывают бухгалтерские услуги), дизайнеры, архитекторы, переводчики, редакторы, журналисты. Судя по рассказам "бывалых", труд вне офиса (или при его отсутствии) выгоден не только для работодателя, но и для самого специалиста.
Ева — журналист, 15 лет протрудилась в различных редакциях и уже три года удаленно работает мониторщиком (ищет в Интернете новости на определенную тему) в информационном агентстве:
— Это очень удобно! Я живу в спальном районе, редакция — в центре города, дорога отнимала бы больше двух часов в день. Плюс время на сборы, плюс неудобства в заполненном транспорте, затоптанная попутчиками обувь и оторванные пуговицы… А в нынешней ситуации я утром спокойно пью за компьютером кофе. В течение дня удается выкраивать время на поход в магазин, оплату "коммуналки", домашние дела. Не приходится откладывать их на выходные, поэтому в субботу и воскресенье можно действительно отдохнуть, а не устраивать уборку-готовку. Материальная экономия тоже очевидна — нет транспортных расходов. Опыт показывает, что и обувь, одежда снашиваются гораздо медленнее. Не нужно мокнуть под дождем и мерзнуть — меньше шансов простудиться и оставить ползарплаты в аптеке. В общем, выгод множество. Минус же я вижу только один: постоянная близость холодильника со всякими вкусностями. С другой стороны, питание в офисе или кафе всегда обходится дороже, чем дома, и вряд ли здоровее.
В кафе, на совещание… Впрочем, не все настроены так оптимистично, ведь общих рецептов, панацей нет не только в медицине, но и в бизнесе. Многие руководители, в том числе компаний, действующих в "творческих" сферах, считают "удаленку" неприемлемой даже для части персонала.
"Специфика нашей деятельности не позволяет распустить сотрудников по домам. Технология не предусматривает такого варианта, — говорит директор рекламного агентства Алексей. — Если станет совсем туго, мы просто закроемся, а офис пересдадим более удачливым". Те же начальники, которые теоретически допускают возможность телекомьютинга, опасаются психологических проблем. Распространена убежденность в том, что только постоянный контроль может подвигнуть сотрудников оторваться от компьютерных игр, перекуров и чаепитий. Что уж говорить о работе дома… Увы, зачастую эта мысль вполне обоснованна. Но здесь кризис на руку работодателям: рынок труда переполнен специалистами, можно избавиться от нерадивых и набрать других — пусть не лучше прежних, но зато дорожащих местом. Безусловно, надомная работа — для людей организованных, не нуждающихся в "надсмотрщике".
"Удаленному сотруднику надо ставить очень четкие и ограниченные во времени задачи с определенными результатами, — подчеркивает генеральный директор консалтинговой компании "БизнесОбучение" Наталья Уразова. — При правильной организации и мотивации реально даже увеличение рабочего времени — в домашней обстановке люди могут трудиться по 9–10 часов в день и не уставать".
Эксперт добавляет, что в Европе и Америке уже давно распространены удаленные и виртуальные офисы. "Это позволяет брать на работу людей из другого региона. При такой организации реальный офис состоит из нескольких комнат: переговорная, если требуются встречи с клиентами; конференц-зал для внутренних совещаний (его роль может играть та же переговорная); рабочий зал — рабочие места общего пользования. У каждого сотрудника есть свой ящик или легко перекатываемая тумба, которая после завершения работы убирается к стене или в отведенное для этого место. А если персонал невелик, то офис вообще не нужен. Для совещаний можно снимать переговорные комнаты или встречаться в уютных кафе", — отмечает Наталья Уразова.
В ауте Аутсорсинг как вариант экономии на оплате труда становится все популярнее, подчеркивает Татьяна Полываная. Это не в радость наемным работникам, которых сокращают, но — очень часто в интересах бизнеса. Зачем постоянно платить юристу, если его услуги нужны лишь периодически? Для чего держать в штате кадровика, если предприятие небольшое и особой "текучки" нет? "К нам обращаются с предложениями вести кадровое делопроизводство компаний, разрабатывать мотивационные программы для коллективов", — добавляет г-жа Полываная.
Она вспоминает, что несколько лет назад аутсорсинговые фирмы брались за все подряд, подыскивали буквально любых профессионалов. Однако со временем агентства стали узкоспециальными: одно занимается исключительно бухгалтерией, другое — только аудитом, третье — "околокомпьютерными" услугами. "Но я считаю, что руководителю компании проще иметь дело с одной такой фирмой, которая бы удовлетворяла все потребности в аутсорсинге", — говорит Татьяна Полываная. Впрочем, по ее словам, агентства быстро реагируют на дополнительные пожелания заказчика и берутся за не характерные для себя работы. Сейчас, например, это зачастую "поставки" предприятиям кризис-менеджеров. Такой специалист-аутсорсер может обслуживать одновременно несколько фирм — каждой из них это обойдется дешевле, чем оплата труда штатного работника.
По данным кадровых агентств, в этом формате сейчас трудятся и некоторые секретари: принимают звонки и оформляют деловую переписку для двух-трех-четырех компаний. Эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности аутсорсинга.
|