|
|
|
РЫНОК В ЦИФРАХ |
|
|
|
|
|
Товар, реализуемый на рынке: минеральная вата на основе стекло- и каменных волокон.
Объем продаж: в 2007 г. — 80-85 тыс.т на $200-210 млн; в 2008 г. — 80-85 тыс.т на $210-220 млн.
Количество операторов: производителей — 4, крупных импортеров — около 10.
Структура продаж в 2008 г. (в количественном выражении): не менее 95% — импортная продукция, не более 5% — отечественная. | |
Ситуация на рынке Весной, несмотря на кризис, строительный рынок страны начал постепенно оживать. По крайней мере, об этом свидетельствуют данные Госкомстата. В частности, согласно официальной статистике, в марте 2009 г. объем выполненных строительных работ составил 2,7 млрд грн., тогда как в январе — 1,7 млрд грн. Подтверждают наметившуюся тенденцию и показатели объемов продаж строительных материалов, в том числе теплоизоляции. “В апреле, по сравнению с мартом, объемы продаж у нашей фирмы увеличились на 25-30%”, — утверждает Лариса Бурбан, ведущий менеджер по маркетингу ООО “Данко-Индастри” (г.Донецк; инвестиционная деятельность, реализация базальтовой теплоизоляции; с 2008 г.; около 50 чел.). По словам операторов, о пробуждении рынка свидетельствует также и тот факт, что в апреле 2009 г. возобновило выпуск плит и рулонной продукции ООО “Минмат Ревербери” (с.Струмовка, Волынская обл.; производство тепло- и звукоизоляционных материалов; с 2007 г.; 55 чел.). Заместитель директора данного предприятия Лариса Микитин сообщила БИЗНЕСу, что “после трехмесячного простоя в апреле предприятие запустило линию мощностью около 5 тыс.т продукции в год”.
Но какое бы оживление ни принес с собой апрель, за первые 4 месяца 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., объем продаж теплоизоляционных материалов сократился. В частности, по словам Вадима Любарского, вице-президента по коммерческим вопросам компании “ТПК” (г.Киев; производство и реализация стройматериалов; с 1992 г.; около 1 тыс.чел.), “за 4 месяца 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., в связи со снижением потребительского спроса на минеральную вату объем продаж уменьшился в два и более раз”. Подтверждают слова операторов и официальные данные по импорту теплоизоляционных материалов (импортная продукция удовлетворяет практически весь спрос на минеральную вату в Украине. — Ред.). В частности, по данным Госкомстата, за январь-февраль 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., объем импорта теплоизоляционных материалов на основе каменных волокон сократился в количественном выражении в 3,6 раза, а на основе стекловолокон — в 2,4 раза. Естественно, что падение объемов потребления теплоизоляционных материалов ужесточило конкуренцию на рынке. По словам оператора, пожелавшего остаться неназванным, “из-за малого количества реализуемых инвестиционных проектов по строительству объектов недвижимости участники тендеров (производители и поставщики строительных материалов. — Авт.) буквально душат друг друга ценами (т.е. снижают цену предложения до предела. — Авт.)”.
Перераспределение Как уже отмечалось, до кризиса в Украине почти весь потребительский спрос на минеральную вату удовлетворялся за счет импортной продукции. Основные страны — поставщики теплоизоляции из стекло- и каменных волокон в нашу страну — Польша, Россия, Литва, Белоруссия, Китай и Венгрия. Но поскольку по итогам 2009 г. объем продаж минеральной ваты, по разным данным, может сократиться на 10-40%, рыночная доля поставщиков зарубежной продукции может уменьшиться сразу на 20-25 п.п. по сравнению с 2008 г. Как объясняют эксперты, сокращению объемов поставляемой в Украину продукции способствует, во-первых, укрепление европейской и американской валюты по отношению к гривне. Отечественные производители предполагают, что в связи с этим импортерам пришлось отказаться от существенной доли прибыли, а в некоторых случаях, чтобы сохранить рыночные позиции, даже работать себе в убыток. “Как бы там ни было, представителям зарубежных компаний удается предлагать товар по ценам, соответствующим стоимости продукции отечественных производителей”, — резюмирует Константин Юн, один из акционеров компании “Инвестиционно-промышленная группа “Мастер” (г.Одесса; производство сухих строительных смесей, строительной химии, минеральной ваты; с 1995 г.; более 300 чел.). Во-вторых, в конце 2008 г. — начале 2009 г. в Украине открылись два предприятия по выпуску минеральной ваты, общие производственные мощности которых составляют примерно 70 тыс.т продукции в год. Напомним, в октябре 2008 г. в г.Докучаевске (Донецкая обл.) собственное производство минеральной ваты проектной мощностью до 35 тыс.т продукции в год наладило ООО “Данко-Индастри”. Кроме того, 18 марта 2009 г. в Черкассах официально запустило производство минеральной ваты на основе каменных волокон корпорация “ТехноНИКОЛЬ” (Россия; производство гидро-, тепло- и звукоизоляционных материалов; в Украине с 1997 г.; владеет предприятием в г.Черкассы и заводом по производству рулонных наплавляемых материалов в г.Днепродзержинске, Днепропетровская обл.). Производственные мощности предприятия также составляют до 35 тыс.т минеральной ваты в год. Отметим, что импортеры также не отрицают, что в 2009 г. удержать рыночные позиции им будет достаточно сложно. Например, по оценкам ООО “Данко-Индастри”, рыночная доля компании “Роквул Украина” — основного игрока на рынке минеральной ваты на основе волокон из камня (г.Хедехузен, Дания; производство и реализация теплоизоляционных материалов для применения в строительных и инженерных конструкциях; с 1937 г.; более 8 тыс. чел.) — за январь-февраль 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., сократилась более чем в 2 раза (см. также “Структура…” на стр.90). К слову, в компании “Роквул Украина” с этими данными согласились. Но отметили, что два месяца не могут быть показательными. Мол, по итогам четырех месяцев такого падения у них нет.
В то же время крупный поставщик минеральной ваты на основе стекловолокон — компания “Кнауф Инсулейшн Украина” (г.Киев; реализация минераловатных теплоизоляционных материалов ТМ Knauf Insulation; с 2007 г.) — намеревается увеличить собственную долю на субрынке минеральной ваты из стекловолокна вдвое — с 15% до 30%. Правда, за счет каких экономических рычагов планируется это сделать, в компании рассказать отказались. Ведь запускать собственное производство в Украине она не предполагает. Что же касается ассортимента продукции, то у основных игроков компании — ПИИ “Урса” (г.Киев; реализация минеральной ваты TM Ursa; с 1997 г.; 40 чел.) и ООО “Сен-Гобен Изовер” (г.Киев; реализация строительных материалов ТМ Isover, Rigips, Ecophon; с 1995 г.; 51 чел.) — он также довольно разнообразен. В свою очередь, конкуренты “амбиции” “Кнауф Инсулейшн Украина” ставят под сомнение. “Как правило, прогнозы на год, построенные на основании анализа импорта в первые месяцы года, отличаются высокой вероятностью ошибки. Поэтому называть данное высказывание прогнозом достаточно сложно, скорее, это похоже на предположение, которое основано на манипулировании цифрами”, — заявил сотрудник одного из конкурирующих предприятий, пожелавший остаться неназванным.
Текст: Шавкат Бек |